Творческая направленность журнала
«Высшее образование в России» на всех
этапах его существования полностью со
ответствовала его программным целям и
задачам:
z
информирование научнопедагоги
ческих коллективов страны о научных ис
следованиях по проблемам высшей школы,
о передовом опыте в области подготовки
кадров, организации программ;
z
пропаганда и поддержка новых на
правлений развития высшей школы, дове
дение до широкой вузовской общественно
сти результатов конференций, выста
вок, конкурсов, проведение на страницах
журнала дискуссий по научнометодичес
ким направлениям. <...> Подтверждением тому можно считать
сложившееся мнение о журнале таких
общественногосударственных струк
тур, каковыми являются Координацион
ный совет в области науки и технологии
Минобрнауки России, Советы ректоров
вузов Центрального федерального округа,
Москвы и Московской области, Ассоциа
ция технических университетов. <...> Иными словами, вопрос заключается не
столько в переустройстве сложившейся
образовательной сферы с ее богатыми и
плодотворными традициями и приоритета5
ми, сколько в преобразовании социальной
политики государства в области подготов5
ки кадров, которая должна быть адекватна
качественным изменениям в структуре об5
щественного производства и в развитии са5
мих производительных сил общества. <...> Участники заседания отметили важ5
ность принятых в последнее время государ5
ственных решений, направленных на разви5
тие высшего профессионального образова5
ния, поддержку фундаментальных и при5
кладных исследований, повышение соци5
альных гарантий работникам образования. <...> Вместе с тем, как было отмечено на за5
седании секции, положение дел в сфере
образования вызывает серьезную озабочен5
ность; требуют разрешения проблемы, име5
ющие принципиальное значение для обес5
печения ее стабильности и эффективного
развития:
5 подготовка кадров с учетом реальных
потребностей рынка труда;
5 совершенствование структуры <...>
Высшее_образование_в_России_№2_2007.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
И. ФЕДОРОВ, В. БАЛТЯН. Будущее России —
в ее технологическом развитии ..........................................................................3
А. ПЕТРОВ, С. СУХОВ. Стратегическое управление
конкурентоспособностью вуза ..........................................................................9
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
В. МАЙЕР. Управление воспитательным процессом
через учебные дисциплины ...............................................................................16
В. ВАСИЛЬЕВ, Т. ТЯГУНОВА. Новая парадигма
оценки качества образования ...........................................................................19
В. МЕДВЕДЕВ. О сохранении и развитии научнопедагогических
школ инженерных вузов....................................................................................24
Е. СТЕПКИНА. Что такое «предпринимательская
деятельность» вуза? ...........................................................................................30
Н. ЧИГИРИНСКАЯ. Стратегия инженерного образования:
междисциплинарный подход............................................................................36
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Г. СИЛЛАСТЕ. Социологическое образование в отраслевом вузе:
опыт интеграции .................................................................................................41
О. ЛЕЙБОВИЧ. Преподаватель вуза: кризис идентичности ...............................49
Н. ШУШКОВА. Институциональный патернализм в высшей школе .................61
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Центр практикоориентированного непрерывного образования ........................... 70
И. АБРАМОВ, С. СЕЛЕТКОВ. Ижевский ГТУ —
открытый инновационный университет ..........................................................71
Б. ЯКИМОВИЧ, Ю. МИХАЙЛОВ, А. ПУШКАРЕВ. Приоритетные
направления научной деятельности ................................................................77
А. АБРАМОВА, Н. СИВЦЕВ, Ф. ЖУРАВЛЕВ. Многоуровневое непрерывное
профессиональное образование.......................................................................89
С. МОЧЕНОВ. Информатизация — ключ к повышению
качества подготовки специалистов ..................................................................94
Э. СОСНОВИЧ. Международное сотрудничество:
результаты и перспективы ................................................................................99
А. ЕЛЕНСКИЙ, М. КАДАЦКАЯ. Участие ИжГТУ в Болонском процессе ...... 105
А. БАЛИЦКИЙ. Гуманизация и гуманитаризация образования ..................... 108
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Редакция:
зам. главного редактора:
Н. П. Огородникова
Л.Ю. Одинокова
ответственный секретарь:
Е. А. Гогоненкова
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Корректор:
М. В. Куликова
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: 2089304.
email: vovrus@hiedu.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 20.01.2007
Усл. п. л. 11. Тираж 2600 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Заказ №
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
В.Н. БУЛАТОВ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
Е. НАСОНОВА. Автономное обучение:
парадигма языкового образования ..........................113
Т. ДЖАГАЕВА. Формирование экономической
культуры ........................................................................115
Т. МАРГУС. О социолингвистической
компетенции студентов ..............................................118
А. БОНДАРЬКОВА. Креативная педагогическая
технология в условиях ДО ..........................................120
Ю. ИВЛЕВ. Вуз как модель гражданского общества ...123
Е. ЛАВРЕНТЬЕВА. Антропоориентированная
система педагогического образования....................126
О. ПЫРИКОВА. Нравственноэстетическая
культура учителя музыки ............................................130
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(Материалы круглого стола) .................................. 132
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Л. ГРИБОВ. О случайностях и закономерностях ..........160
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
КРУГОЗОР
Ю. ТРЕГУБОВА, К. ШАХОВСКИЙ. Концептуализация
сферы образования в американской
и британской лингвокультуре....................................163
М. АЛЕКСАНДРОВА. Факторы становления карьеры
студента и преподавателя ...........................................166
Б. БАКЛАНОВ. Диалогическая модель обучения
иностранному языку ...................................................169
Н. ХИЛКОВА, Л. ЕРМАКОВА. Проблемы организации
самостоятельной работы............................................171
Р. ЗАКИРОВ. Национальное образование у татар и
образовательное пространство России ..................172
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
В. ЗВЯГИН. Новый справочник
по судебной медицине .................................................175
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИК
ГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.Н. НЕВОЛИН
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Е. ПАШКИНА. Философия и идеология
журнала «Новый град»................................................152
Ю. БАЛЫБЕРДИН. Выдающийся вятский земец ..........156
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
И. ФЕДОРОВ, профессор, ректор,
членкорреспондент РАН
В. БАЛТЯН, доцент, Ассоциация
технических университетов
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Уважаемые коллеги! Примите самые
теплые поздравления по случаю 15летия
журнала «Высшее образование в России»!
Вами пройден славный путь, наполненный
огромным трудом, направленным на со
вершенствование российского образова
ния, развитие вузовской науки, укрепле
ние связи высшей школы с производством.
Журналу по праву принадлежит осо
бая роль в продвижении новых идей, осве
щении новых результатов отечественной
науки об образовании, создании ряда но
вых ее направлений и прежде всего – в раз
витии университетского технического
образования.
Творческая направленность журнала
«Высшее образование в России» на всех
этапах его существования полностью со
ответствовала его программным целям и
задачам:
Будущее России —
в ее технологическом
развитии
информирование научнопедагоги
ческих коллективов страны о научных ис
следованиях по проблемам высшей школы,
о передовом опыте в области подготовки
кадров, организации программ;
пропаганда и поддержка новых на
правлений развития высшей школы, дове
дение до широкой вузовской общественно
сти результатов конференций, выста
вок, конкурсов, проведение на страницах
журнала дискуссий по научнометодичес
ким направлениям.
Высокий научный уровень журнала оп
ределяется творческим отбором статей
и публикаций, приводимых на его страни
цах, квалификацией авторского коллек
тива и составом редакционной коллегии.
Подтверждением тому можно считать
сложившееся мнение о журнале таких
общественногосударственных струк
тур, каковыми являются Координацион
ный совет в области науки и технологии
Минобрнауки России, Советы ректоров
вузов Центрального федерального округа,
Москвы и Московской области, Ассоциа
ция технических университетов. Москов
ский государственный технический уни
верситет имени Н.Э. Баумана, его про
фессора и преподаватели с нетерпением
ожидают появления каждого нового номе
ра вашего замечательного журнала.
Искренние сердечные поздравления
коллективу редколлегии журнала «Выс
шее образование в России» и всем чита
телям вашего журнала в Новом 2007 году!
От имени широкой вузовской обществен
ности и 30тысячного коллектива нашего
Бауманского университета примите по
желания крепкого здоровья, большого лич
ного счастья, благополучия, творческих
успехов и удачи во всех ваших делах и на
чинаниях!
Стр.3