Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №11 2005 (190,00 руб.)

0   0
Страниц179
ID212517
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2005 .— №11 .— 179 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212517 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Перечисление причин, определяющих потребность в рейтинге российских вузов, можно продолжить. <...> Наиболее распространен институциональный рейтинг – ранжирование вузов по результатам их интегральной оценки по определенным критериям и показателям. <...> В других случаях институциональный рейтинг вузов формируется по категориям, например: классические университеты, технические университеты и т.д., или по группам, например: инженерные вузы, медицинские вузы, педагогические вузы и т.д. <...> Наиболее часто встречающимся подходом к формированию рейтинга является ранжирование объектов по собственным оценочным методикам разных исследователей. <...> В России рейтинг высших учебных заведений приобретает популярность по многим причинам. <...> Они нуждаются в объективных данных об уровне исследо- 4 Высшее образование в России • № 11, 2005 ранжирование вузов, осуществляющих подготовку специалистов по определенным образовательным программам. <...> В ряде случаев специализированный рейтинг вузов формируется по группам направлений подготовки специалистов, например: энергетика, машиностроение, химические технологии и т.д. <...> Обратимся к зарубежному опыту составления рейтинга высших учебных заведений. <...> Опыт формирования рейтинга университетов за рубежом Рейтинги высших учебных заведений получили широкое распространение за рубежом после опубликования в 1983 г. крупнейшим американским еженедельником U.S. <...> В настоящее время институциональные и специализированные (по направлениям подготовки специалистов) рейтинги вузов в США публикуются многими изданиями: Time, Newsweek, Money, Business Week, Wall Street Journal и др. <...> Оценки по перечисленным выше критериям суммировались и нормировались на количество преподавателей университета. <...> Практика модернизации Таким образом, за рубежом существуют различные модели рейтинга высших учебных заведений. <...> Рейтинг вузов Министерства образования и науки РФ Министерство высшего образования Рос- 5 сийской Федерации (в составе <...>
Высшее_образование_в_России_№11_2005.pdf
Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Ю. ПОХОЛКОВ, А. ЧУЧАЛИН, Б. АГРАНОВИЧ, С. МОГИЛЬНИЦКИЙ. Модели рейтинга вузов и образовательных программ .....................3 В. ПРИХОДЬКО, З. САЗОНОВА, Н. ЧЕЧЕТКИНА. «Инь» и «Ян» инженерного творчества .......................................................................21 Ю. РУБИН, А. ЕМЕЛЬЯНОВ. Стандартизация как фактор конкурен тоспособности высшего образования ................................................28 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА ЧГУ: органичный синтез (Интервью с ректором В.А. Грызловым) .. 42 Е. ЕРШОВ, Г. КОМКОВА, В. ШАРАТИНОВА. Система менеджмента качества .....................................................................................................50 В. МАРАЛОВ. Ориентация студентов на работу в сфере психолого педагогического сопровождения.........................................................56 А. ЧЕРНОВ. Информационные технологии, коммуникативные компетенции и ценности образования................................................62 С. КОНДРАШКИНА, О. СМИРНОВА. Фундаментальное знание в университете............................................................................................67 Л. АНТРОПОВА. Учитель адаптивной школы: проблемы подготовки 70 З. КАБАКОВ. Математические модели при освоении новых технологий в металлургии .....................................................................74 Г. ТЮЛЮ. Качество профподготовки менеджера .................................78 В. РУМЯНЦЕВ, Н. БОЛОБАНОВА. Компьютерный инжиниринг..........83 А. АЛХАНОВ. Самостоятельная работа студентов ...............................86 Н. БУШЕНЕВ. Лингвистическое образование – всем студентам!.......89 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Т. ФИЛИППОВСКАЯ. Высшее образование как социальный институт: загадка выживаемости ........................................................92 П. ГРЕЧКО. Глобализация: образовательные горизонты...................102
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова Л.Ю. Одинокова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова зам. председателя редколлегии, обозреватель Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов К. А. Рыбалко Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrus@hiedu.ru Подписано в печать с оригиналмакета 24.10.2005 Усл. п. л. 12. Тираж 2650 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127650, Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № © «Высшее образование в России» В. ИЛЬИН, Г. АВЕРЬЯНОВА, К. РОМАШКИН. Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса........................................... 108 Т. ЕЛИСЕЕВА, В. БАТУРИН. Качество образования: методологические основания дискуссии.......................................................... 115 ЮБИЛЕЙ Грозненский нефтяной: второе рождение старейшего вуза ....................................... 121 В. САЛЬНИКОВ. Семьдесят пять созидательных лет....................................................................... 136 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «Орлёнку» – 45 лет (Интервью с директором ВДЦ В.В. Джоусом) ......................................... 142 И. РОМАНЕЦ. Воспитание, самовоспитание, иновоспитание ................................................. 150 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА Т. ИСАЕВА, С. РОЖКОВА. Высшая школа в гендерном ракурсе .......................................... 154 В. ВИТТЕНБЕК. Внебюджетное образование и личность ............................................................ 157 Э. НУРИЕВА, Л. РЯЗАПОВА, А. КОЧНЕВ. Комплексный принцип структурирования содержания ...................................................... 161 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ И. ЗАДОРОЖНЮК. Введение в тезаурус философии науки ............................................ 163 Г. ЛОНЦОВА. Творчеству можно научиться! . 165 Модернизация образования на основе ИКТ ... 167 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ И.И. ХАЛЕЕВА А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Ю. ПОХОЛКОВ, ректор А. ЧУЧАЛИН, проректор по стратеги ческому управлению Б. АГРАНОВИЧ, директор регионально го центра социальных и информацион ных технологий С. МОГИЛЬНИЦКИЙ, зам. проректора Томский политехнический университет Р ейтинг как способ систематизации дан ных об объектах исследований в раз личных областях человеческой деятельно сти, отражающий их состояние и перспек тивы развития в конкурентной среде, стал распространенным инструментом для ран жирования объектов. Наиболее часто встречающимся подходом к формированию рейтинга является ранжирование объектов по собственным оценочным методикам раз ных исследователей. Поэтому существует большое количество рейтингов, в том числе в сфере высшего образования, как в нашей стране, так и за рубежом. В России рейтинг высших учебных заве дений приобретает популярность по мно гим причинам. Прежде всего это связано с планами правительства реформировать на циональную систему высшего образования и необходимостью ранжировать вузы для принятия решений об отнесении их к раз личным категориям с далеко идущими по следствиями. Наличие в российском обще стве большого спроса на высшее образова ние и возрастающая потребность в специа листах на рынке интеллектуального труда вызывают заинтересованность общества и личности в доступной и достоверной инфор мации о качестве образования в различных вузах. Усиливается конкурентная борьба вузов на рынке образовательных услуг и за ресурсы. В условиях коммерциализации науки и образования появляются инвесто ры, которые готовы вкладывать средства в вузы, в том числе кредитовать обучение сту дентов на платной основе. Они нуждаются в объективных данных об уровне исследо Модели рейтинга вузов и образовательных программ ваний и качестве образовательных услуг в различных вузах для принятия решений о целевых инвестициях. В процессе интерна ционализации науки и высшего образова ния, развития международного сотрудни чества в научной и образовательной сферах, в том числе в рамках Болонского процесса в Европе, для зарубежных вузовпартнеров нужна надежная информация о том, «who is who» в среде российских университетов. Перечисление причин, определяющих по требность в рейтинге российских вузов, можно продолжить. В настоящее время используется ряд моделей рейтинга высших учебных заведе ний. Наиболее распространен институцио нальный рейтинг – ранжирование вузов по результатам их интегральной оценки по оп ределенным критериям и показателям. В институциональном рейтинге могут участво вать различные вузы независимо от профи ля научных исследований и подготовки спе циалистов, например для сравнительной оценки высших учебных заведений, терри ториально расположенных в одном городе или регионе. В других случаях институцио нальный рейтинг вузов формируется по ка тегориям, например: классические универ ситеты, технические университеты и т.д., или по группам, например: инженерные вузы, медицинские вузы, педагогические вузы и т.д. В результате имеется возмож ность сравнить высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов определенных профессий или для заданных секторов экономики. Иногда говорят о «рейтинге специальностей», имея в виду
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.