Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Высшее образование в России

Высшее образование в России №4 2004 (190,00 руб.)

0   0
Страниц177
ID212498
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2004 .— №4 .— 177 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212498 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Формирующиеся сейчас механизмы согласования хозяйственных решений по всей цепочке от научно-исследовательских и опытноконструкторских работ через проектирование, обучение персонала, производство и сопровождение в течение всего жизненного цикла наукоемких изделий предъявляют во многом новые требования к образованию всех, особенно специалистов с высшим образованием. <...> Одним из региональных интеграционных процессов и является Болонский процесс, названный так по городу, в котором в 1999 г. была подписана Болонская декларация (десятилетием раньше, в 1988 г., там же была подписана Вели- кая хартия университетов – «Magna Charta Universitatum», подтвердившая независимость и автономию вузов как основу уверенности в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний). <...> Именно эта долгая, кропотливая работа вуза с вузом, точнее, профессора с профессором по согласованию программ обучения, выработке единых подходов к описанию содержания образования («качества») и технологий его реализации («количества») вывела на единицу измерения, названную «credit» (доверие) и переводимую на русский язык как «зачетная единица», с помощью которой в приложении к диплому описывается все получаемое образование. <...> Учитывая инерционность образовательных систем, четыре года, прошедших с момента подписания Болонской декларации до встречи в Берлине, – срок совсем небольшой. <...> Диверсификация целей Первоначально были поставлены шесть целей: (1) понимаемость системы высшего образования через специальным образом оформляемое Приложение к диплому (Diploma Supplement) об академической квалификации выпускника, облегчающее трудоустройство; (2) двухступенчатая система с первым циклом не менее трех лет2 ; (3) внедрение системы зачетных единиц по типу ECTS – европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости – как надлежащего <...>
Высшее_образование_в_России_№4_2004.pdf
Журнал издается с 1992 года БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Л. ГРЕБНЕВ. Россия в Болонском процессе: середина большого пути ...........................................................................3 В. СЕНАШЕНКО, Г. ТКАЧ. О структуре современного высшего образования ...............................................................................................18 В. ЧИСТОХВАЛОВ. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу....................................................................26 ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ В. ЖУРАКОВСКИЙ, З. САЗОНОВА. Подготовка преподавателя высшей школы – стратегическая задача .............................................38 А. ЕРЕМКИН, С. РЕЗНИК, И. ИГОШИНА. Интенсивное введение в специальность ........................................................................................44 Т. ГЕРАСИМЕНКО, М. КУПРИЯНОВ, О. ОКОЛЕЛОВ, Н. ПОПОВИЧЕВА. Вуз в системе профильного обучения...............49 ЮБИЛЕЙ В. ПЕТРОВ. Решение было верным .............................................................55 В. СТЕГНИЙ. Гуманитарный факультет: миссия и организационное развитие ....................................................................56 Н. ЦЕЛИЩЕВ. Дорогу осилит идущий ......................................................79 Герои нашего времени..................................................................................80 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ А. ОСИПОВ. О состоянии отечественной социологии образования .82 Г. ГРАДОСЕЛЬСКАЯ. Образовательноэкономические стратегии населения....................................................................................................88 А. АНДРЕЕВ. Студент и культура: информация к размышлению .....101 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ Л. ГОХБЕРГ, И. КУЗНЕЦОВА. Вузовская наука: перспективы развития ...................................................................................................107
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии А. Ф. Киселев Главный редактор М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова обозревательконсуль тант Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов Ю.Д. Гранин К.А. Рыбалко Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. Подписано в печать с оригиналмакета 16.03.2004. Формат 70´100/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. 14. Тираж 2500 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127550, Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № © «Высшее образование в России» Е. ВОЛОДАРСКАЯ. Ученые в современном российском обществе .................................... 121 И. ДЕЖИНА, С. ЕГЕРЕВ. Концепция послевузовского образования нового типа .................................................................... 130 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Л. РОСТОВЦЕВА. О концепции потребительского образования в России . 142 Е. САХАРЧУК. «Студентисследователь»...... 145 М. ВЕСНА. Педагогика и метапедагогика ...... 149 СВЯЗЬ ВРЕМЕН В. ШВЫРЕВ. Мой путь в философию............... 152 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА И. НОВАЧЕК, М. ПОВАЛЯЕВА, Р. ЧУМИЧЕВА. Педагогическая интеграция в техническом университете ................................................... 164 Л. СОЛОВЬЕВА. О подготовке музыкально педагогических кадров.................................. 166 Ю. БЕЛОКОПЫТОВ, Г. ПАНАСЕНКО. Активные методы обучения ........................ 167 РЕЦЕНЗИИ О. ГАРАНИНА. Антропологическая напряжен ность учебного текста ................................... 170 Е. САБЛИНА. «Статистика» для будущих экономистов..................................................... 173 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА М. ПРОКОФЬЕВА. Зоровье – экономическая ценность ........................................................... 174 С. ЛЕБЕДЕВ. Новая трактовка курса............... 177 А.И. ЗИМИН А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель Л.С. ГРЕБНЕВ И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Л.А. ГРИБОВ В.М. ДОМБРОВСКИЙ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК А.К. КУСАИНОВ Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ Н.Е. ПОКРОВСКИЙ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ М.Б. САПУНОВ Г.М. СЕРГЕЕВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ Э.Н. ФЕТИСОВ И.И. ХАЛЕЕВА А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Л. ГРЕБНЕВ, профессор Министерство образования РФ Исторический экскурс Интеграция в мировую систему выс шего образования системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии ее достиже ний и традиций – это один из принци пов государственной политики, зафик сированный законом (ст.2, п.1, п/п.3 Федерального Закона «О высшем и пос левузовском профессиональном обра зовании»). В его реализации участвуют не только работники системы образо вания, как она определена Законом «Об образовании», но и студенты, профес сорскопреподавательский состав выс ших учебных заведений, а также все, кому дороги достижения и традиции российской высшей школы, интересы страны. Но, строго говоря, мировой систе мы высшего образования пока нет. Нет даже общего представления о том, что это такое. Во многих странах мира выс шим называется любое образование, получаемое после окончания средней школы, если оно не связано только с приобретением узких профессиональ ных навыков на базе общего среднего образования (в учебных заведениях, подобных нашим ПТУ)1 . Если же пос лесреднее образование, пусть и ориен тированное на получение профессии, чтото привносит в «общее развитие человека», оно в этих странах относит ся к высшему образованию. Традицией российской высшей школы является нацеленность на про фессию, а не на общее развитие. Но на профессию, основанную на фундамен Россия в Болонском процессе: середина большого пути тальных знаниях, только часть кото рых дается в средней школе, а осталь ная, даже основная часть – в вузе. Эта фундаментальность, причем систем ная, обеспечивает завершение общего образования в части компетенций об щего характера. Иначе говоря, россий ское высшее образование – это не толь ко профессия, но и «общее развитие человека». Последнее осуществляется именно через профессию, через опыт профессионализации, который приоб ретается «на примере» какойто одной профессии, но применяется затем и в любых других ситуациях, в том числе и при освоении других профессий, соци альных ролей, если это требуется. Однако вряд ли можно с увереннос тью утверждать, что эта традиция «об щего развития человека через овладе ние профессией» глубоко осмыслена нашей вузовской общественностью и сознательно ею культивируется, разви вается. Скорее, как и многие другие традиции, она просто «живет» в сте нах наших вузов, особенно имеющих долгую и славную историю, в том духе «альма матер», который их выпускни ками ощущается на протяжении мно гих лет, десятилетий самостоятельной работы, жизни в контактах с выпуск никами других высших учебных заведе ний. Повидимому, участие наших ву зов в интегративных процессах между народного, мирового масштаба позво ляет лучше понять собственные тради ции, достижения, обогащать ими дру гих и обогащаться самим за счет вдум чивого освоения приемлемого опыта других стран.
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ