Журнал издается с 1992 года
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Л. ГРЕБНЕВ. Россия в Болонском процессе:
середина большого пути ...........................................................................3
В. СЕНАШЕНКО, Г. ТКАЧ. О структуре современного высшего
образования ...............................................................................................18
В. ЧИСТОХВАЛОВ. Кредитные единицы входят в
российскую высшую школу....................................................................26
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
В. ЖУРАКОВСКИЙ, З. САЗОНОВА. Подготовка преподавателя
высшей школы – стратегическая задача .............................................38
А. ЕРЕМКИН, С. РЕЗНИК, И. ИГОШИНА. Интенсивное введение
в специальность ........................................................................................44
Т. ГЕРАСИМЕНКО, М. КУПРИЯНОВ, О. ОКОЛЕЛОВ,
Н. ПОПОВИЧЕВА. Вуз в системе профильного обучения...............49
ЮБИЛЕЙ
В. ПЕТРОВ. Решение было верным .............................................................55
В. СТЕГНИЙ. Гуманитарный факультет: миссия и
организационное развитие ....................................................................56
Н. ЦЕЛИЩЕВ. Дорогу осилит идущий ......................................................79
Герои нашего времени..................................................................................80
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А. ОСИПОВ. О состоянии отечественной социологии образования .82
Г. ГРАДОСЕЛЬСКАЯ. Образовательноэкономические стратегии
населения....................................................................................................88
А. АНДРЕЕВ. Студент и культура: информация к размышлению .....101
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Л. ГОХБЕРГ, И. КУЗНЕЦОВА. Вузовская наука: перспективы
развития ...................................................................................................107
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель
редколлегии
А. Ф. Киселев
Главный редактор
М. Б. Сапунов
Редакция:
зам. главного редактора
Н. П. Огородникова
ответственный секретарь
Е. А. Гогоненкова
обозревательконсуль
тант Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
А. М. Банкетов
Ю.Д. Гранин
К.А. Рыбалко
Художник: С. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: 2089304.
Подписано в печать
с оригиналмакета 16.03.2004.
Формат 70´100/16.
Бумага офсетная.
Усл. п. л. 14. Тираж 2500 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». 127550,
Москва, ул. Прянишникова,
д. 2а. Заказ №
© «Высшее образование
в России»
Е. ВОЛОДАРСКАЯ. Ученые в современном
российском обществе .................................... 121
И. ДЕЖИНА, С. ЕГЕРЕВ. Концепция
послевузовского образования нового
типа .................................................................... 130
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Л. РОСТОВЦЕВА. О концепции
потребительского образования в России . 142
Е. САХАРЧУК. «Студентисследователь»...... 145
М. ВЕСНА. Педагогика и метапедагогика ...... 149
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
В. ШВЫРЕВ. Мой путь в философию............... 152
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
И. НОВАЧЕК, М. ПОВАЛЯЕВА, Р. ЧУМИЧЕВА.
Педагогическая интеграция в техническом
университете ................................................... 164
Л. СОЛОВЬЕВА. О подготовке музыкально
педагогических кадров.................................. 166
Ю. БЕЛОКОПЫТОВ, Г. ПАНАСЕНКО.
Активные методы обучения ........................ 167
РЕЦЕНЗИИ
О. ГАРАНИНА. Антропологическая напряжен
ность учебного текста ................................... 170
Е. САБЛИНА. «Статистика» для будущих
экономистов..................................................... 173
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
М. ПРОКОФЬЕВА. Зоровье – экономическая
ценность ........................................................... 174
С. ЛЕБЕДЕВ. Новая трактовка курса............... 177
А.И. ЗИМИН
А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель
Л.С. ГРЕБНЕВ
И.С. БОЛОТИН
В.А. БОНДАРЕНКО
В.Н. БУЛАТОВ
Л.А. ГРИБОВ
В.М. ДОМБРОВСКИЙ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
С.Х. КАРПЕНКОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
А.К. КУСАИНОВ
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.Н. НЕВОЛИН
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
Н.Е. ПОКРОВСКИЙ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
М.Б. САПУНОВ
Г.М. СЕРГЕЕВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
Э.Н. ФЕТИСОВ
И.И. ХАЛЕЕВА
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Г.А. ЯГОДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Л. ГРЕБНЕВ, профессор
Министерство образования РФ
Исторический экскурс
Интеграция в мировую систему выс
шего образования системы высшего и
послевузовского профессионального
образования Российской Федерации
при сохранении и развитии ее достиже
ний и традиций – это один из принци
пов государственной политики, зафик
сированный законом (ст.2, п.1, п/п.3
Федерального Закона «О высшем и пос
левузовском профессиональном обра
зовании»). В его реализации участвуют
не только работники системы образо
вания, как она определена Законом «Об
образовании», но и студенты, профес
сорскопреподавательский состав выс
ших учебных заведений, а также все,
кому дороги достижения и традиции
российской высшей школы, интересы
страны.
Но, строго говоря, мировой систе
мы высшего образования пока нет. Нет
даже общего представления о том, что
это такое. Во многих странах мира выс
шим называется любое образование,
получаемое после окончания средней
школы, если оно не связано только с
приобретением узких профессиональ
ных навыков на базе общего среднего
образования (в учебных заведениях,
подобных нашим ПТУ)1
. Если же пос
лесреднее образование, пусть и ориен
тированное на получение профессии,
чтото привносит в «общее развитие
человека», оно в этих странах относит
ся к высшему образованию.
Традицией российской высшей
школы является нацеленность на про
фессию, а не на общее развитие. Но на
профессию, основанную на фундамен
Россия в Болонском
процессе: середина
большого пути
тальных знаниях, только часть кото
рых дается в средней школе, а осталь
ная, даже основная часть – в вузе. Эта
фундаментальность, причем систем
ная, обеспечивает завершение общего
образования в части компетенций об
щего характера. Иначе говоря, россий
ское высшее образование – это не толь
ко профессия, но и «общее развитие
человека». Последнее осуществляется
именно через профессию, через опыт
профессионализации, который приоб
ретается «на примере» какойто одной
профессии, но применяется затем и в
любых других ситуациях, в том числе и
при освоении других профессий, соци
альных ролей, если это требуется.
Однако вряд ли можно с увереннос
тью утверждать, что эта традиция «об
щего развития человека через овладе
ние профессией» глубоко осмыслена
нашей вузовской общественностью и
сознательно ею культивируется, разви
вается. Скорее, как и многие другие
традиции, она просто «живет» в сте
нах наших вузов, особенно имеющих
долгую и славную историю, в том духе
«альма матер», который их выпускни
ками ощущается на протяжении мно
гих лет, десятилетий самостоятельной
работы, жизни в контактах с выпуск
никами других высших учебных заведе
ний. Повидимому, участие наших ву
зов в интегративных процессах между
народного, мирового масштаба позво
ляет лучше понять собственные тради
ции, достижения, обогащать ими дру
гих и обогащаться самим за счет вдум
чивого освоения приемлемого опыта
других стран.
Стр.3