ПУЧЧИНИ — ХАО ВЭЙЯ:
КИТАЙСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИНАЛА
В 2008 году китайский композитор Хао Вэйя написал свой вариант финала незавершённого шедевра Пуччини — оперы «Турандот». <...> Следование замыслам Пуччини и использование его набросков
не помешало Хао Вэйя акцентировать в либретто и музыке финала
китайские черты, тем самым объединив в своей партитуре традиции
Востока и Запада. <...> Ключевые слова: Турандот, Пуччини, Хао Вэйя, финал оперы,
Восток и Запад
.
Как известно, партитура «Турандот» не
была при жизни закончена автором. <...> Пуччини
умер, не успев «увязать» жертвенную смерть
беззаветно влюблённой рабыни Лю с внезапно
вспыхивающей любовью Турандот и Калафа и
«счастливым концом». <...> На премьере в Ла Скала 25 апреля 1926 года опера прозвучала не до
конца: когда похоронная процессия с телом Лю
покинула сцену, А. <...> Для последующих исполнений был
написан финал, с которым опера и обрела мировую известность. <...> Чести закончить произведение
Пуччини был удостоен по просьбе членов семьи
композитора его ученик — Франко Альфано,
руководитель Туринской академии музыки. <...> По
эскизам автора Альфано написал заключительный дуэт Турандот и Калафа и торжественный
финал. <...> При этом у него не было возможности
посмотреть партитуру целиком, и завершающая
часть оперы досочинялась почти наугад. <...> Согласно требованию издательства Рикорди, обладающего правами на наследие компози-
тора, последняя опера Пуччини на протяжении
всего ХХ века исполняться с другой версией
окончания не могла. <...> XXI век открыл дорогу новым вариантам финала «Турандот». <...> Берио в 2002 году (премьера
состоялась на Зальцбургском музыкальном фестивале) [1, с. <...> Берио использовал большее
количество пуччиниевских эскизов, чем Альфано, и сумел найти для них место в тщательно
продуманной конструкции финала. <...> Кроме того,
композитор ориентируется в своей версии финала на стиль позднего Пуччини — отсюда, как
считает М. <...> В последние годы возник ещё один вариант финала «Турандот», на этот <...>