Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Сюжетная типология русской литературы ХI-ХХ веков (Архетипы русской культуры). От средневековья к новому времени (150,00 руб.)

0   0
Первый авторВасильев В. К.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц261
ID211890
АннотацияВ монографии представлен синтез теоретического и практического подходов к произведениям русской литературы в рамках структурной типологии. Рассматриваются жанры «преподобнического» и «мученического» житий, «воинской повести», сочинения А. Курбского, протопопа Аввакума, тексты о «злых» и «добрых женах», произведения И. С. Тургенева, В. М. Шукшина. Показано, что все они восходят к архетипическому сюжету о Христе и Антихристе и образуют смежные ряды в границах общего типологического направления. Выстроенная типология позволяет обнаружить «повторяемость в больших масштабах» (В. Я. Пропп) в более чем тысячелетнем национальном историко-литературном процессе, выявить глубинную преемственность между средневековой и новой русской литературой. Предложенный теоретико-методологический подход выводит на решение задачи построения истории русской литературы, основанной на структурно-типологических принципах.
Кому рекомендованоРабота предназначена для филологов, гуманитариев, а также для всех, кто интересуется русской словесностью, историей, ментальностью и культурой.
ISBN978-5-7638-1932-8
УДК821.161.1
ББК83.3(28)
Васильев, В. К. Сюжетная типология русской литературы ХI-ХХ веков (Архетипы русской культуры). От средневековья к новому времени : монография / В. К. Васильев .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2009 .— 261 с. — ISBN 978-5-7638-1932-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/211890 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. К. Васильев СЮЖЕТНАЯ ТИПОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI–ХХ ВЕКОВ (АРХЕТИПЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ) От Средневековья к Новому времени Красноярск ИПК СФУ 2009 1 УДК 821.161.1 ББК 83.3(28) В19 Рецензенты: <...> Новосибирского государственного университета Васильев, В. К. Сюжетная типология русской литературы XI–XX веков (Архетипы русской культуры). <...> Показано, что все они восходят к архетипическому сюжету о Христе и Антихристе и образуют смежные ряды в границах общего типологического направления. <...> Выстроенная типология позволяет обнаружить «повторяемость в больших масштабах» (В. Я. Пропп) в более чем тысячелетнем национальном историко-литературном процессе, выявить глубинную преемственность между средневековой и новой русской литературой. <...> Предложенный теоретико-методологический подход выводит на решение задачи построения истории русской литературы, основанной на структурно-типологических принципах. <...> В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» (М., 1871). <...> Житийные повести русского Севера как памятники литературы ХIII–ХVII вв. <...> Итог размышлений автора статьи выражен в следующем заключении: «…труды Ключевского, посвященные русским житиям, явились первым этапом в их изучении – и надо его благодарить за это. <...> (Основная работа Г. П. Федотова, посвященная русским житиям, книга «Святые Древней Руси», была издана в 1931 году в Париже. <...> О. В. Творогов справедливо видит заслугу В. О. Ключевского, проанализировавшего 160 русских житий, в попытке «заложить основы подлинно текстологического исследования древнерусской агиографии»18 . <...> Предметом исследования автор избрал преподобнические и святительские жития Московской Руси ХV–ХVI веков. <...> К рассмотрению еще одной жанровой разновидности позже обратился Н. И. Серебрянский в книге «Древнерусские княжеские жития» (М., 1915). <...> Первая литературоведческая монография, посвященная житиям, вышла только в 1970-е годы – это книга Л. А. Дмитриева «Житийные повести русского Севера <...>
Сюжетная_типология_русской_литературы_ХI-ХХ_веков_(Архетипы_русской_культуры)._От_средневековья_к_новому_времени_монография.pdf
Стр.1
В. К. Васильев СЮЖЕТНАЯ ТИПОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI–ХХ ВЕКОВ (АРХЕТИПЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ) От Средневековья к Новому времени Красноярск ИПК СФУ 2009 1
Стр.2
УДК 821.161.1 ББК 83.3(28) В19 Рецензенты: Е. И. Дергачева-Скоп, д-р филол. наук, проф. Новосибирского государственного университета; О. Н. Фокина, д-р филол. наук, доц. Новосибирского государственного университета Васильев, В. К. В19 Сюжетная типология русской литературы XI–XX веков (Архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени : монография / В. К. Васильев. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 260 с. ISBN 978-5-7638-1932-8 В монографии представлен синтез теоретического и практического подходов к произведениям русской литературы в рамках структурной типологии. Рассматриваются жанры «преподобнического» и «мученического» житий, «воинской повести», сочинения А. Курбского, протопопа Аввакума, тексты о «злых» и «добрых женах», произведения И. С. Тургенева, В. М. Шукшина. Показано, что все они восходят к архетипическому сюжету о Христе и Антихристе и образуют смежные ряды в границах общего типологического направления. Выстроенная типология позволяет обнаружить «повторяемость в больших масштабах» (В. Я. Пропп) в более чем тысячелетнем национальном историко-литературном процессе, выявить глубинную преемственность между средневековой и новой русской литературой. Предложенный теоретико-методологический подход выводит на решение задачи построения истории русской литературы, основанной на структурно-типологических принципах. Работа предназначена для филологов, гуманитариев, а также для всех, кто интересуется русской словесностью, историей, ментальностью и культурой. УДК 821.161.1 ББК 83.3(28) Исследование выполнено в рамках интеграционного проекта СО РАН «Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы в системе контекстуальных и интертекстуальных связей». В оформлении обложки использованы: 1. Спас Нерукотворный. Икона XII–XIII вв. (Москва, ГТГ). 2. Никон, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра "Царского титулярника", 1672. 3. Конный опричник. Резьба по металлу – на поддоне подсвечника. Конец XVII века. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Александровская слобода", г. Александров. 4. Протопоп Аввакум. Вышитая икона работы В. Павловой. 5. Св. Борис и Глеб. Икона XIV века (Ленинград, ГРМ). 6. Переправа войска московского великого князя Дмитрия Ивановича через Дон. Миниатюра. Лицевой свод XVI века. Древний летописец, т. II (Ленинград, БАН). 7. Иван IV (Грозный). Парсуна XVI века. ISBN 978-5-7638-1932-8 © Сибирский федеральный университет, 2009 © Оформление, оригинал-макет, ИПК СФУ, 2009 © В. К. Васильев, 2009 2
Стр.3
Посвящается моей бабушке Яновой Кристине (Хрестинии) Семеновне — Введение — Отправной точкой для построения сюжетной типологии в данной работе послужили сюжеты русской агиографии. И это далеко не случайно. Неизменно на протяжении веков в центре внимания авторов разного типа житий находился «внутренний человек», его судьба от рождения и до смерти, душа в высших ее проявлениях (святости), равно как и в самой бездне падения. В этом отношении жития уникальны, опыт постижения человека, содержащийся в них, бесценен. К тому же выясняется, что «агиографическое», «житийное» пространство древнерусской литературы гораздо шире, чем могло представляться до сих пор, равно как объем и глубина наследования житийных образов и сюжетов новой литературой имеет неожиданные масштабы. Они таковы, что их довольно сложно ограничить, вероятен вывод об их абсолютности. То есть агиографическое жизнеописание в буквальном смысле – основа сориентированных на христианскую традицию бесчисленных сюжетов-жизнеописаний (биографий) в новой литературе. (С учетом всех влияний, прежде всего западных литератур, кстати, возросших на той же христианской почве.) О. Э. Мандельштам писал: «Мера романа – человеческая биография или система биографий»1; «Отличие романа от повести, хроники, мемуаров или другой прозаической формы заключается в том, что роман – композиционное, замкнутое, протяженное и законченное в себе повествование о судьбе одного лица или целой группы лиц. Жития святых, при всей разработанности фабулы, не были романами, потому что в них отсутствовал светский интерес к судьбе персонажей, а иллюстрировалась общая идея»2. Выясняется, что и роман, и повесть, и рассказ, и драма, – и стихи и проза в «повествовании о судьбе одного лица или целой группы лиц» в «системе биографий» наследуют «общую идею» жития. Установление этой наследственности вполне обнаружимо. 1 Мандельштам О. Э. Конец романа // Мандельштам О. Э. Слово и культура : статьи. М., 1987. С. 73–74. 2 Там же. С. 72. 3
Стр.4
— Оглавление — Введение ................................................................................................................................. 3 Глава 1. Век ХI и век ХХ: два сюжета русской литературы. Сюжет-архетип и структурно-типологические модели «преподобнического» и «мученического» житий .................................................................................................. 16 1.1. Жизнеописание князя Святополка ....................................................................................... 16 1.1.1. Жизнеописание Спирьки Расторгуева (В. М. Шукшин «Сураз») .......................... 23 1.2. Сюжет о Христе и Антихристе как сюжет-архетип ........................................................... 29 1.3. Реализация в литературных текстах архетипического сюжета о Христе ..................... 36 1.3.1. Структурно-типологическая модель «преподобнического жития» ..................... 37 1.3.2. Христианские представления о мученичестве ............................................................... 40 1.3.3. Структура конфликта «жития-мартирия» ....................................................................... 45 1.3.4. Структура жизнеописания героя-мученика .................................................................... 46 1.3.5. Полная структурно-типологическая модель «жития-мартирия» ......................... 52 1.3.6. Границы содержания «жития-мартирия» ........................................................................ 53 1.4. Модель и канон .......................................................................................................................... 54 1.5. Выводы ......................................................................................................................................... 57 Глава 2. «Воинская повесть» и «житие»: к проблеме межжанровой типологии ........ 65 2.1. Проблема реализации структуры «жития-мартирия» вне жанра .................................. 65 2.2. «Воинская повесть»: к проблеме жанрового определения .............................................. 68 2.3. Воин и монах: разность путей и судеб .................................................................................. 72 2.4. Церемониал подготовки к битве ............................................................................................ 74 2.5. Основные представления о битве в христианской культуре ......................................... 82 2.6. Особенности реализации структуры «мученического жития» в «воинской повести» ...................................................................................................................... 86 2.6.1. Описание внешнего врага ....................................................................................................... 87 2.6.2. Образ князя (царя) .................................................................................................................... 91 2.6.3. Путь воина .................................................................................................................................... 92 2.7. Антиповедение воина ............................................................................................................... 98 2.8. Воин и монах: сходство путей и судеб ................................................................................ 100 2.9. К проблеме единства «церковной» и «светской» характеристик в образе воина .... 103 2.10. Выводы ..................................................................................................................................... 110 257
Стр.258
Глава 3. Архетипический сюжет в сочинениях А. Курбского ...................................... 116 3.1. Жизнеописание Ивана Грозного в «Истории о великом князе Московском» ........ 117 3.2. «История о великом князе Московском» и «житие-мартирий»: к вопросу о жанровой типологии ............................................................................................... 125 3.3. История собственного рода и «автобиография» А. Курбского ................................... 127 3.4. Образ Грозного-воина ............................................................................................................ 131 3.5. Тенденциозность позиции А. Курбского ........................................................................... 135 3.6. Еще раз о жанре «Истории» .................................................................................................. 138 3.7. Выводы ....................................................................................................................................... 140 Глава 4. Картина мира в сочинениях протопопа Аввакума ......................................... 147 4.1. Мифологическая биография Никона ................................................................................. 148 4.2. Жизнеописание царя Алексея Михайловича ................................................................... 156 4.3. Описание никониан и никонианского мира ..................................................................... 160 4.4. Время Антихриста – время мученической жизни ........................................................... 163 4.5. Выводы ....................................................................................................................................... 170 Глава 5. Архетипический сюжет о «доброй» и «злой жене» и его реализация в русской литературе .......................................................................... 178 5.1. Мотивные составляющие образов «доброй» и «злой жены» и сюжеты о «добрых» и «злых женах» ....................................................................................... 178 5.2. «Житие Юлиании Лазаревской» как выражение образа и сюжета о «доброй жене» ............................................................................................................ 180 5.3. «Злая жена» Улита («Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы») ...................................................................................................................... 186 5.4. Роман И. С. Тургенева «Дым» в свете архетипического сюжета о «доброй» и «злой жене» ............................................................................................................. 189 5.5. Сюжет-архетип о «злой жене» в рассказе В. М. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала» ............................................................................................. 208 5.6. Выводы ....................................................................................................................................... 211 Заключение ..................................................................................................................................... 213 Исследования ................................................................................................................................. 221 Источники текстов ........................................................................................................................ 238 Список сокращений ...................................................................................................................... 242 Указатель имен ............................................................................................................................... 243 258
Стр.259