Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Управление человеческими ресурсами (150,00 руб.)

0   0
Первый авторКовалевич И. А.
АвторыКовалевич В. Т.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц211
ID211884
АннотацияВ учебном пособии рассмотрены инновационные подходы к проблеме управления человеческими ресурсами в деятельности образовательных учреждений, служб занятости, кадровых агентств.
Кем рекомендованоСибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки магистров 050700.68 «Педагогика»
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» по программе подготовки 050100.68.01 «Управление человеческими ресурсами». Может быть полезно для сотрудников службы занятости населения, кадровых агентств, руководителям, менеджерам, а также всем, интересующимся проблемами актуализации человеческого капитала организаций.
ISBN978-5-7638-2237-3
УДК005.96(07)
ББК65.291.6-21я73
Ковалевич, И. А. Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие / В. Т. Ковалевич; И. А. Ковалевич .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011 .— 211 с. — ISBN 978-5-7638-2237-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/211884 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич Управление человеческими ресурсами Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки магистров 050700.68 «Педагогика» 12.11.2010 Красноярск СФУ 2011 УДК 005.96(07) ББК 65.291.6-21я73 К 56 Рецензенты: <...> С. А. Лисина, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Красноярского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики К 56 Ковалевич, И. А. Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие / <...> Большинство выпускников общеобразовательной и профессиональной школ не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности профессиональной карьеры (более 30 % находятся в состоянии ярко выраженного стресса). <...> При этом реализуются следующие социальные функции: • целенаправленная подготовка населения к труду (в первую очередь, молодого поколения, включая его общее и профессиональное образование); 9 • эффективное формирование профессиональной карьеры (включая ее планирование, выбор профессии и конкретного рабочего места); • устойчивая и безопасная реализация профессиональной карьеры (включая профессиональную миграцию, трудовую и социальную адаптацию, рекреацию и социально безопасный выход из сферы труда). <...> Для реализации этих функций в странах с рыночной экономикой формируются три социальные системы: • профессиональное образование и профессиональная консультация в целях подготовки к трудовой деятельности; • профессиональная ориентация и психологическое консультирование при формировании жизненных планов; • развитие персонала и психологическое сопровождение при реализации профессиональной карьеры. <...> В число таких средств входят: • средства развития персонала предприятий, включая внутрифирменное обучение; • средства <...>
Управление_человеческими_ресурсами_учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.209
Стр.210
Управление_человеческими_ресурсами_учебное_пособие.pdf
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич Управление человеческими ресурсами Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки магистров 050700.68 «Педагогика» 12.11.2010 Красноярск СФУ 2011
Стр.2
УДК 005.96(07) ББК 65.291.6-21я73 К 56 Рецензенты: В. А. Адольф, доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой педагогики КГПУ им. В. П. Астафьева; С. А. Лисина, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Красноярского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики Ковалевич, И. А. К 56 Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие / И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич. – Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2011. – 210 с. ISBN 978-5-7638-2237-3 В учебном пособии рассмотрены инновационные подходы к проблеме управления человеческими ресурсами в деятельности образовательных учреждений, служб занятости, кадровых агентств. Предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» по программе подготовки 050100.68.01 «Управление человеческими ресурсами». Может быть полезно для сотрудников службы занятости населения, кадровых агентств, руководителям, менеджерам, а также всем, интересующимся проблемами актуализации человеческого капитала организаций. УДК 005.96(07) ББК 65.291.6-21я73 ISBN 978-5-7638-2237-3 © Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Переход России к рыночным социально-экономическим отношениям стал причиной многочисленных проблем: растущего расслоения общества, снижения социальной защищенности, потерь жизненных перспектив и т. д. Среди них резко обозначилась проблема подготовки кадров нового типа. Востребованными оказались такие качества человека, как профессиона-лизм, активность, инициатива, конкурентоспособность, адаптация к быстро меняющимся условиям социальной среды. На всех уровнях зазвучали термины «человеческий фактор», «человеческий ресурс», «человеческий потенциал». Они широко употребляются как в обыденной речи, так и в научных исследованиях. При этом в разных областях знаний они наполняются разными смыслами. Отвлекаясь от многочисленных вариантов понимания этих терминов, обозначим два, как нам кажется, важнейших смысла: – человеческий ресурс как совокупность качеств человека, сформированных под влиянием ближайшего социального окружения (семья, школа, вуз); – человеческий ресурс как экзистенциальная данность, проявляющаяся в потребностях, интересах, целях, мотивах деятельности человека, актуализирующихся при определенных условиях. Рациональное управление человеческим ресурсом имеет двойственную направленность. С одной стороны, его результатом должно стать создание развернутого во всем профессиональном спектре контингента хорошо подготовленных специалистов, отвечающих требованиям современного российского рынка: от ремесленника и предпринимателя до наемного работника и государственного служащего (чиновника). С другой стороны, для этого контингента должна быть обес-печена продуктивная занятость. Поэтому важнейшим элементом управления человеческим ресурсом на современном этапе становится анализ и рационализация связей между меняющимися в ходе реформ элементами систем образования. Как показывает анализ множества реальных жизненных ситуаций, психологически наиболее трудными становятся именно моменты пе3
Стр.4
рехода между различными звеньями общеобразовательной, профессиональной школы и сферой профессионального труда. Решение обозначенных выше проблем предполагает разработку специальных государственных и общественных механизмов управления человеческим ресурсом. Одним из вариантов такого механизма могут стать целевые программы управления человеческими ресурсами на федеральном и региональном уровнях, программы профессионального становления и развития человека в образовательных учреждениях, планы и программы развития персонала на предприятиях, а также различные формы повышения квалификации. Цель таких программ – социальное управление процессами становления человека как гражданина и профессионала, развитие профессионального и интеллектуального потенциала общества, рациональное его использование. Опыт практической работы доказывает также крайнюю необходимость создания основательной научной базы решения перечисленных практических задач. Они задают главные направления развития социально-психологической теории и формируют потребность в создании новых методов исследования, оценки, сопровождения и поддержки процессов развития человека в основных социальных системах его развития – в системах образования и профессионального труда. Фундаментальными в этом плане становятся проблемы, фокус которых сосредоточивается на следующих факторах: • на анализе процессов жизни субъекта, который, помимо изучения деятельности, включал бы процессы развития человека, появления и удовлетворения потребностей, воспроизводства и развития человеческих отношений; • изучении интеграции линий жизни и судеб конкретных субъектов в социальных процессах организации и движения больших групп – «массовидных» процессов и явлений; • взаимосвязи «индивидуального» и «общественного» сознания; поведении людей в организациях; • исследовании психологических оснований так называемых рыноч-ных процессов, таких как перемена собственности и конверсия предприятий, изменение характера и особенности процессов производства и потребления, процессов обмена и др. Учебное пособие адресуется студентам, обучающимся в магистратуре по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» по программе подготовки 050100.68.01 «Управление человеческими ресурсами». Этим обстоятельством объясняется подбор материала и 4
Стр.5
формирование структуры пособия, которая включает в себя три раздела: – научно-методический, представляющий собой совокупность мето-дов, техник и технологий (в том числе информационных), способствующих актуализации человеческих потенциалов; – социально-психологический, подразумевающий развитие личност-ных качеств, которые формируются и накапливаются в качестве «ресурса», главным образом, в системе образовательных учреждений; – организационно-управленческий, предполагающий эффективное использование и дальнейшее развитие «ресурсов» личности в области профессиональной деятельности, а также создающий условия для превращения возможностей и потенциалов личности в реальную деятельность. В пособие также включены разделы, рассматривающие проблемы управления человеческими ресурсами в региональном аспекте, то есть применительно к потребностям и особенностям Красноярского края. 5
Стр.6
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3 РАЗДЕЛ I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ...............................................................................................6 Глава 1. Актуализация проблем управления человеческими ресурсами в условиях рыночной экономики ............................................6 1.1. Содержание понятий «человеческий фактор», «человеческий ресурс», «человеческий потенциал» ..............................................................6 1.2. Управление развитием человеческих ресурсов .....................................8 1.3. Системный подход к проблемам управления ......................................17 1.4. Информационные ресурсы в модернизации системы образования .22 Контрольные вопросы ...................................................................................36 Задания для самостоятельной работы .........................................................37 Литература ......................................................................................................37 Глава 2. Методы и технологии управлениячеловеческими ресурсами .......................................................................................................38 2.1. Образовательные технологии ................................................................38 2.2. Психологические исследования и консультирование в решении проблем УЧР ...........................................................................................42 2.3. Методы программирования в УЧР .......................................................46 Контрольные вопросы ...................................................................................48 Задания для самостоятельной работы .........................................................49 Литература ......................................................................................................49 Глава 3. Социально-психологические аспекты управления человеческими ресурсами ..........................................................................50 3.1. Творчество и успешность в решении проблем управления человеческими ресурсами .................................................................................50 3.2. Межличностные отношения. Конфликты ............................................57 3.3. Формирование корпоративной культуры .............................................68 Контрольные вопросы ...................................................................................74 Задания для самостоятельной работы .........................................................74 Литература ......................................................................................................74 РАЗДЕЛ II УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...........................................76 Глава 4. Профессионализация в системе «Школа – вуз» .....................76 4.1. Управление человеческими ресурсами в контексте профессионализации ........................................................................................................76 4.2. Профориентационная работа в школе ..................................................85 4.3. Проблема УЧР в системе высшего профессионального образования ......89 208
Стр.209
4.4. Организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров в государственных и муниципальных областях ...........................95 4.5. Педагогическое творчество как механизм УЧР ................................100 Контрольные вопросы .................................................................................105 Задания для самостоятельной работы .......................................................106 Литература ....................................................................................................106 Глава 5. Современные технологии подготовки и переподготовки кадров ......................................................................................................107 5.1. Нововведения в условиях информатизации .......................................107 5.2. Современные информационные технологии в УЧР .........................125 5.3. Формирование информационной культуры .......................................138 5.4. Проектирование и управление инновациями ....................................146 Контрольные вопросы .................................................................................154 Задания для самостоятельной работы .......................................................154 Литература ....................................................................................................154 РАЗДЕЛ III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР КРАЯ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ................156 Глава 6. Региональные особенности Красноярского края и решение проблем УЧР ...............................................................................156 6.1. Экономические и демографические проблемы развития края ........156 6.2. Безработица и пути её решения ..........................................................159 6.3. Становление регионального рынка труда ..........................................163 6.4. Кадровое обеспечение производства ..................................................165 6.5. Социальное партнерство ......................................................................168 Контрольные вопросы .................................................................................170 Задания для самостоятельной работы .......................................................170 Литература ....................................................................................................171 Глава 7. Работа кадровых агентств и служб социальной защиты по УЧР .....................................................................................................171 7.1. Зарубежный опыт работы центров оценки персонала ......................171 7.2. Роль и место службы занятости Красноярского края в системе управления человеческими ресурсами ......................................................181 7.3. Работа служб занятости с молодежью ................................................186 7.4. Работа региональных центров УЧР ....................................................194 7.5. Служба социально-психологической поддержки ..............................198 Контрольные вопросы .................................................................................205 Задания для самостоятельной работы .......................................................205 Литература ....................................................................................................206 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................................207 209
Стр.210