Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Роль моделей в теории познания (150,00 руб.)

0   0
Первый авторДуреева Н. С.
АвторыГалиахметов Р. Н.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц193
ID211878
АннотацияПредставлены подходы к определению научных моделей и их роли в теории познания. Раскрываются гносеологические функции моделей и их принципы.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей, а также для научных работников, ведущих исследование в области моделирования.
ISBN978-5-7638-2291-5
УДК165(07)
ББК87.223я73
Дуреева, Н. С. Роль моделей в теории познания : учеб. пособие / Р. Н. Галиахметов; Н. С. Дуреева .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011 .— 193 с. — ISBN 978-5-7638-2291-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/211878 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Раскрываются гносеологические функции моделей и их принципы. роль моделей в теории познания Учебное пособие Гуманитарный институт ISBN 978-5-7638-2291-5 9 785763 822915 Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет <...> Д84 Роль моделей в теории познания : учеб. пособие / Н. С. Дуреева, Р. Н. Галиахметов. <...> Отношение модели к объекту в физическом моделировании………………………... <...> НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ…………………. <...> Понятие отражения в философии и естественных науках. <...> МОДЕЛЬ КАК АБСТРАКЦИЯ ОСОБОГО РОДА, КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ЕДИНСТВА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В ПОЗНАНИИ……. <...> Истинность моделей в свете учения об объективной, абсолютной и относительной истине………………. <...> Научная модель как средство экспериментального исследования Тема 1. <...> Отношение модели к объекту в физическом моделировании. <...> Научная модель как способ отражения и интерпретации Тема 4. <...> Модель как абстракция особого рода, как воплощение единства абстрактного и конкретного в познании Модель как форма научной абстракции особого рода. <...> Истинность моделей в свете учения об объективной, абсолютной и относительной истине. <...> Такое понятие модели сливается с понятием о физической аналогии как отношении сходства систем, состоящих из элементов разной физической природы, но обладающих одинаковой структурой. <...> 22 Вторая группа состоит из моделей, создаваемых с целью воспроизвести не только и не столько пространственные свойства натурного объекта, сколько динамику изучаемых процессов, различного рода зависимости и закономерные связи, структуры и, следовательно, величины, параметры и другие характеристики, выражающие различное содержание и сущность изучаемых явлений. <...> Здесь отношение между моделью и реальным объектом является отношением аналогии. <...> Эта аналогия может быть структурной или функциональной (изоморфизм или изофункционализм), что находит свое выражение в наличии одинакового математического <...>
Роль_моделей_в_теории_познания_учебное_пособие.pdf
Н. С. Дуреева Р. Н. Галиахметов Роль моДелей в теоРии позНаНия Учебное пособие Гуманитарный институт Н. С. Дуреева Роль моделей в теории познания
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Н. С. Дуреева, Р. Н. Галиахметов РОЛЬ МОДЕЛЕЙ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Учебное пособие Красноярск СФУ 2011 1
Стр.2
УДК 165 (07) ББК 87.223я73 Д84 Рецензенты: В. А. Светлов, доктор философских наук, профессор заведующий кафедрой конфликтологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов; А. А. Грякалов, доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии и истории философии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Дуреева, Н. С. Д84 Роль моделей в теории познания : учеб. пособие / Н. С. Дуреева, Р. Н. Галиахметов. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. – 192 с. ISBN 978-5-7638-2291-5 Представлены подходы к определению научных моделей и их роли в теории познания. Раскрываются гносеологические функции моделей и их принципы. Предназначено для студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей, а также для научных работников, ведущих исследование в области моделирования. УДК 165(07) ББК 87.223я73 ISBN 978-5-7638-2291-5 2  Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА……………………………………………… 5 Р а з д е л 1. ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ МОДЕЛИ. НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………. 16 Т е м а 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ МОДЕЛИ………………. 16 1.1. Понятие научной модели…………………………….. 16 1.2. Гносеологическая специфика моделей. Отличие модели от теории…………………………… 20 1.3. Классификация научных моделей…………………… 21 Т е м а 2. ПРОБЛЕМА МОДЕЛЕЙ В ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ XIX–XX вв………………… 30 2.1. Понятие модели в методологии естествознания XIX в……………………………......... 30 2.2. Неопозитивизм и проблема моделей………………… 37 2.3. Неотомистская концепция понятия модели…………. 42 Т е м а 3. МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………. 48 3.1. Отношение основных типов моделей к реальному и мысленному эксперименту………….. 48 3.2. Сущность эксперимента……………………………… 51 3.3. Место моделей в структуре эксперимента. Модельный эксперимент……………………………... 63 3.4. Отношение модели к объекту в физическом моделировании………………………... 69 3.5. Отношение между моделью и объектом в системах, принадлежащих к различным формам движения материи…………… 71 3.6. Отношение между моделью и объектом в кибернетических системах…………………………. 74 Р а з д е л 2. НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ…………………. 81 Т е м а 4. МОДЕЛЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ………………………………………............. 81 4.1. Понятие отражения в философии и естественных науках. Отражение и информация. Отражение и изоморфизм…………… 81 3
Стр.4
4.2. Отражательная функция модели. Модель и аналогия……………………………………………… 87 Т е м а 5. МОДЕЛЬ КАК АБСТРАКЦИЯ ОСОБОГО РОДА, КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ЕДИНСТВА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В ПОЗНАНИИ……. 97 5.1. Модель как форма научной абстракции особого рода…………………………………………… 97 5.2. Особенности перехода от абстрактного к конкретному с помощью моделей…………………. 106 Т е м а 6. МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРПРЕТАЦИИ И НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ…………………………… 108 6.1. Понятие интерпретации………………………………. 108 6.2. Роль моделей в интерпретации теорий……………… 110 6.3. Роль моделей в интерпретации и объяснении явлений и объектов действительности………………. 117 6.4. Интерпретация и модельное объяснение в философии науки……………………………………. 125 Р а з д е л 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ И НАГЛЯДНОСТИ В НАУКЕ………. 133 Т е м а 7. МОДЕЛЬ И МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ…………… 133 7.1. Природа мысленного эксперимента…………………. 133 7.2. Объективное содержание метода мысленного эксперимента……………………………. 138 7.3. Познавательное значение мысленного эксперимента……………………………. 141 Т е м а 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ………….. 146 8.1. Истинность как свойство моделей…………………… 146 8.2. Истинность моделей в свете учения об объективной, абсолютной и относительной истине………………. 152 8.3. Модельный эксперимент как критерий истинности теории……………………………………. 158 Т е м а 9. МОДЕЛИ И ПРОБЛЕМА НАГЛЯДНОСТИ……………… 160 9.1. Постановка вопроса. Является ли наглядность свойством моделей?....................................................... 160 9.2. Борьба против наглядности в буржуазной философии науки……………………... 162 9.3. Понятие наглядности. Критический анализ некоторых определений………………………………. 168 9.4. Модель как специфическое для науки средство и форма наглядности…………………………………. 175 9.5. Гносеологическое значение наглядности моделей 183 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….. 188 4
Стр.5
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Цель преподавания курса: знакомство студентов с проблемами философской теории познания, ролью моделирования в философии и науке в целом, развитие навыков чтения и интерпретации философских текстов, ведения философской дискуссии, критического анализа научной литературы и других источников. Задачи курса: по завершении курса студент должен знать основные эпистемологические/гносеологические концепции применительно к моделированию, иметь представления о проблемах философской теории познания, различать типы моделей, понимать их назначение, преимущества и ограничения моделирования как научного метода, уметь обосновывать свою позицию в научной дискуссии, уметь находить, классифицировать, анализировать и критически оценивать информацию по темам курса. Содержание разделов и тем лекционного курса Дисциплина ведется тремя модулями, соответствующими двум разделам дисциплины. Нумерация лекционных тем сквозная. Раздел 1. Понятие научной модели. Научная модель как средство экспериментального исследования Тема 1. Общее понятие научной модели Понятие научной модели. Гносеологическая специфика моделей. Классификация научных моделей. Тема 2. Проблема моделей в философии и методологии науки XIX–XX вв. Понятие модели в методологии естествознания XIX в. Неопозитивизм и проблема моделей. Неотомистская концепция понятия модели. Тема 3. Модели как средство экспериментального исследования Отношение основных типов моделей к реальному и мысленному эксперименту. Сущность эксперимента. Структура обычного эксперимента. Место моделей в структуре эксперимента. Модельный эксперимент. Отношение модели к объекту в физическом моделировании. Отношение между моделью и объектом в системах, принадлежащих к различным формам движения материи. Отношение между моделью и объектом в кибернетических системах. 5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.