Показан вклад локальных потребительских
рынков непродовольственных товаров в развитие экономики Красноярского края. <...> Увеличение поступления импортных товаров на внутренний потребительский рынок способствует его насыщению и
ликвидации дефицита по многим видам товаров. <...> Следовательно, устойчивый экономический рост региона будет достижим в большей степени в том случае, когда региональный
спрос удовлетворяется за счет регионального предложения и большая часть расходов всех институциональных секторов остается в
рамках региональной экономической системы. <...> Кроме того, вторичное увеличение спроса, вызванное возросшей потребностью в това4
рах промежуточного потребления и удовлетворенное за счет регионального предложения, также способствует увеличению масштабов
региональной экономики. <...> Основной целью данной монографии является разработка методического инструментария для проведения стратегического анализа
и выбора альтернативных стратегий развития товарных рынков на
территории Красноярского края. <...> В связи с этим принято выделять локальные,
региональные или национальные рынки. <...> Региональный рынок потребительских товаров представляет собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках
обращения. <...> Региональный рынок может включать в себя совокупность локальных рынков, территориально расположенных в пределах одного региона. <...> Региональный потребительский рынок включает себя три
укрупненных сегмента:
− рынок продовольственных товаров;
− рынок непродовольственных товаров;
− рынок потребительских услуг. <...> Региональный рынок продовольственных товаров обеспечивает воспроизводство локализованных продовольственных ресурсов, а также обусловливает социально-экономические аспекты
регионального и межрегионального обмена продовольственными
товарами. <...> Региональный <...>
Моделирование_оценки_состояния_локальных_рынков_региона_(на_примере_Красноярского_края)_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
И.В. Филимоненко
Моделирование оценки состояния
локальных рынков региона
(на примере Красноярского края)
Монография
Красноярск
СФУ
2010
Стр.2
УДК 336.76(571.51)
ББК 65.264.2 + 65.9(2 Рос -16)
Ф 53
Рецензенты: д-р экон. наук, О.В. Иванов;
д-р экон. наук, проф. Е.П. Васильев
Филимоненко И.В.
Ф 53 Моделирование оценки состояния локальных рынков региона
(на примере Красноярского края): монография / И.В. Филимоненко.
– Красноярск: Сибирский федеральный университет,
2010. – 145 с.
ISBN 978-5-7638-1980-9
Представлена модель локального рынка региона как обособленной совокупности
высоколокализованных социально-экономических процессов
и отношений в сфере обмена. Показан вклад локальных потребительских
рынков непродовольственных товаров в развитие экономики Красноярского
края. Изложены методологические подходы к анализу условий развития,
оценке целесообразности формирования и разработке механизмов функционирования
и развития локальных и региональных товарных рынков.
Предназначена для научных работников, специалистов, занимающихся
проблемами регионального стратегического развития, а также для преподавателей,
аспирантов и магистров экономических специальностей.
ISBN 978-5-7638-1980-9
© Сибирский
федеральный
университет, 2010
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................................4
1. СИСТЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ
РЕГИОНА ..............................................................................................................6
1.1. Базовые понятия и система классификации локальных рынков .....6
1.2. Влияние локальных рынков на устойчивый экономический
рост региона ................................................................................................16
1.3. Вклад локальных потребительских рынков в развитие
экономики Красноярского края ................................................................29
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ КРАСНОЯРСКОГО
КРАЯ ....................................................................................................................47
2.1. Методология проведения стратегического анализа
локального рынка .......................................................................................47
2.2. Анализ факторов и показателей, влияющих на развитие
локальных рынков непродовольственных товаров
Красноярского края ....................................................................................77
2.3. Оценка состояния основных потребительских рынков
непродовольственных товаров Красноярского края .............................89
3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
РЫНКОВ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ .............................................................................108
3.1. Оценка стратегических позиций региональных
производителей .........................................................................................108
3.2. Выбор альтернативных вариантов развития региональных
рынков непродовольственных товаров Красноярского края.............. 115
3.3. Разработка структуры информационного обеспечения
для проведения стратегического анализа регионального рынка .......125
Заключение .......................................................................................................133
Список литературы.........................................................................................137
Приложение. Информация об основных производителях
потребительской непродовольственной продукции Красноярского
края .....................................................................................................................140
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим условием, обеспечивающим начало экономического
роста региональной системы, является наличие и рост платежеспособного
спроса на потребительскую продукцию отечественных
предприятий. Поэтому в рамках экономической политики особенно
важно изучение имеющегося и стимулирование нового платежеспособного
спроса на потребительские продукты.
Эффективное развитие именно потребительского рынка становится
одной из наиболее важных проблем. С одной стороны, благодаря
увеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа
усиливается конкуренция на потребительском рынке, что стимулирует
повышение качества и расширение ассортимента реализуемых
товаров, более полное удовлетворение покупательского спроса потребителей.
Увеличение поступления импортных товаров на внутренний
потребительский рынок способствует его насыщению и
ликвидации дефицита по многим видам товаров. С другой стороны,
в результате вытеснения с потребительского рынка отечественных
товаров производители России вынуждены значительно сокращать
объемы своего производства, вследствие чего происходит сокращение
числа занятых в хозяйстве, снижается уровень реальных денежных
доходов населения, а следовательно, происходит ограничение
покупательского спроса.
Приоритетным направлением на современном этапе развития
экономики региона считается насыщение внутреннего потребительского
рынка конкурентоспособными товарами местных производителей
и постепенное вытеснение импортных товаров с доведением
доли импорта в общем объеме товарного предложения до 10–15 %.
Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую
безопасность региона, но и способствовать преодолению безработицы,
росту доходов как потребителей, так и производителей,
привлечению инвестиций в экономику.
Следовательно, устойчивый экономический рост региона будет
достижим в большей степени в том случае, когда региональный
спрос удовлетворяется за счет регионального предложения и большая
часть расходов всех институциональных секторов остается в
рамках региональной экономической системы. Кроме того, вторичное
увеличение спроса, вызванное возросшей потребностью в това4
Стр.5
рах промежуточного потребления и удовлетворенное за счет регионального
предложения, также способствует увеличению масштабов
региональной экономики.
Для достижения данной цели, прежде всего, необходимо создание
конкурентоспособного отечественного потребительского рынка.
Причем формирование и развитие потребительского рынка должны
идти по двум направлениям: развитие отечественного производства
продукции и переработки сырья и развитие торговли потребительскими
товарами отечественного производства.
С учетом вышеизложенного становится очевидной необходимость
разработки методического инструментария для анализа условий
развития, оценки целесообразности формирования и разработки
механизмов функционирования и развития локальных и региональных
товарных рынков.
Основной целью данной монографии является разработка методического
инструментария для проведения стратегического анализа
и выбора альтернативных стратегий развития товарных рынков на
территории Красноярского края.
Представленная в монографии методология апробирована на
ряде непродовольственных потребительских рынков Красноярского
края.
Результаты данной методологии могут быть использованы при
разработке промышленной политики и базовой стратегии развития
Красноярского края для обеспечения экономического роста и экономической
безопасности региона.
5
Стр.6