Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Современная воспитательная система вуза: условия выхода из кризиса (150,00 руб.)

0   0
Первый авторБугаева Т. П.
АвторыГафурова Н. В.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц158
ID211812
АннотацияМонография посвящена теоретическим и практическим проблемам функционирования воспитательных систем образовательных учреждений на современном этапе развития страны. Теоретически обоснован авторский механизм вывода воспитательной системы из кризиса. Приведен пример такой педагогической практики.
Кому рекомендованоМатериал монографии может быть полезен работникам образования, студентам и аспирантам, интересующимся проблемами современного воспитания.
ISBN978-5-7638-1999-1
УДК378.14
ББК74.580.05
Бугаева, Т. П. Современная воспитательная система вуза: условия выхода из кризиса : монография / Н. В. Гафурова; Т. П. Бугаева .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2010 .— 158 с. — ISBN 978-5-7638-1999-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/211812 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Все они исходят из позиции сильной критичности в отношении к традиционному воспитанию, которое, как считают авторы, не соответствует изменившимся общественным условиям, новой образовательной ситуации. <...> Он создает условия для реализации воспитательных целей от3 носительно всех субъектов, участвующих в жизнедеятельности вуза. <...> В экспериментальной работе приняли участие 2500 студентов первого курса всех институтов и факультетов университета, 106 кураторов студенческих групп первого курса, администрация всех уровней управления, преподаватели, сотрудники, обеспечивающие занятость студентов во внеучебное время, родители студентов. <...> В качестве научных результатов авторами монографии заявлены: определение необходимости поиска системообразующего элемента воспитательной системы, обеспечивающего ее переход от этапа кризиса к этапу становления; понятие кураторской деятельности; системообразующий элемент воспитательной системы образовательного учреждения – кураторская деятельность, способствующая конструктивному развитию воспитательной системы и переходу ее от кризиса к становлению как коллективного субъекта; организационно-педагогические условия кураторской деятельности в воспитательной системе. <...> СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Данная глава посвящена современному пониманию воспитательных систем образовательного учреждения, этапам их функционирования, основным их характеристикам. <...> Воспитательная система образовательного учреждения как психолого-педагогический феномен История воспитания имеет глубочайшие корни. <...> . Одно из современных направлений развития воспитательных концепций связано с так называемой «педагогикой поддержки». <...> «Педагогика поддержки» не поддается алгоритмизации и ориентирована на ситуацию «здесь и теперь», на неповторимость человеческой индивидуальности. <...> Педагогика поддержки ориентирует наставника на содействие воспитуемому <...>
Современная_воспитательная_система_вуза_условия_выхода_из_кризиса.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Т.П. Бугаева, Н.В. Гафурова Современная воспитательная система вуза: условия выхода из кризиса Монография Красноярск СФУ 2010
Стр.1
УДК 378.14 ББК 74.580.05 Б 90 Рецензенты: д-р пед. наук, профессор В.Р. Майер, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; д-р пед. наук, профессор В. В. Кольга, Сибирский государственный аэрокосмический университет Бугаева Т.П. Б 90 Современная воспитательная система вуза: условия выхода из кризиса: монография / Т.П. Бугаева, Н.В. Гафурова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 158 с. – Прил CD-диск. ISBN 978-5-7638-1999-1 Монография посвящена теоретическим и практическим проблемам функционирования воспитательных систем образовательных учреждений на современном этапе развития страны. Теоретически обоснован авторский механизм вывода воспитательной системы из кризиса. Приведен пример такой педагогической практики. Материал монографии может быть полезен работникам образования, студентам и аспирантам, интересующимся проблемами современного воспитания. ISBN 978-5-7638-1999-1 © Сибирский федеральный университет, 2010
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Актуализация воспитания на современном этапе обусловлена кардинальными изменениями человека и социальных общностей, произошедшими за последний относительно небольшой отрезок времени и проявившимися в перемене ценностных основ общества, а с ними – способов воспитательного воздействия, возможность воспитания молодежи по жизненным траекториям старшего поколения. Поиск и реализация перспективных подходов в воспитании обусловлены еще и тем, что современное общество стало информационным, виртуальный мир - более реальным, чем мир живой природы. Появились феномены, не известные в прошлые эпохи. Изменились социокультурная и бытовая среда, существенно влияющие на образ жизни современного человека. Электронная фальсификация жизненного мира не нуждается в реальных общественных отношениях и, следовательно, в традиционном воспитании. Поэтому существующая система воспитания с традиционным подходом стала серьезным препятствием на пути культурных и социальных преобразований в российском обществе, где остро проявляются потребности поиска перспективных подходов к воспитанию молодежи. Проблемное поле концептуальных подходов к воспитанию в современной педагогике достаточно обширно. Все они исходят из позиции сильной критичности в отношении к традиционному воспитанию, которое, как считают авторы, не соответствует изменившимся общественным условиям, новой образовательной ситуации. Потеря обществом нравственных и ценностных ориентиров, наличие выросшего в таких условиях целого поколения молодежи, становящейся сегодня воспитателями собственных детей, востребовали поиск механизма выхода из сложившейся ситуации, который содержит в себе системный подход. Недостаточный учет идей системного подхода пагубно отражается на педагогической практике, на ее результатах, что нашло неоднократное подтверждение в последние десятилетия во всей системе образования страны. Обращение к системному подходу в любой педагогической задаче естественно и, как правило, не вызывает дополнительных вопросов. Такой подход содержит в себе механизм выхода из сложившейся ситуации в результатах воспитательной деятельности современного вуза. Он создает условия для реализации воспитательных целей от3
Стр.3
носительно всех субъектов, участвующих в жизнедеятельности вуза. Более того, он позволяет реализовать эти цели более эффективно. В монографии представлен авторский взгляд на методологию системного подхода как механизма вывода из кризиса воспитательной системы образовательного учреждения. Такая позиция позволила реализовать педагогический эксперимент в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт цветных металлов и золота»1 . В экспериментальной работе приняли участие 2500 студентов первого курса всех институтов и факультетов университета, 106 кураторов студенческих групп первого курса, администрация всех уровней управления, преподаватели, сотрудники, обеспечивающие занятость студентов во внеучебное время, родители студентов. В качестве научных результатов авторами монографии заявлены: определение необходимости поиска системообразующего элемента воспитательной системы, обеспечивающего ее переход от этапа кризиса к этапу становления; понятие кураторской деятельности; системообразующий элемент воспитательной системы образовательного учреждения – кураторская деятельность, способствующая конструктивному развитию воспитательной системы и переходу ее от кризиса к становлению как коллективного субъекта; организационно-педагогические условия кураторской деятельности в воспитательной системе. В работе представлены приложения (CD-диск), иллюстрирующие реализацию предложенных научных решений проблемы выхода из кризиса воспитательных систем образовательных учреждений. Эти приложения могут оказаться востребованными в практической вузовской деятельности. Авторская позиция по теме монографии была неоднократно представлена в научных публикациях, конференциях, а также на курсах повышения квалификации преподавателей вузов по федеральной программе «Современные педагогические технологии». 1 Ныне вошедшем в состав ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3 Глава 1. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ......................................................5 1.1. Воспитательная система образовательного учреждения как психолого-педагогический феномен ...................................................5 1.2. Сущностные характеристики компонентов воспитательной системы ...........................................................................31 1.3. Предназначение и специфика кураторской деятельности как системообразующего элемента воспитательной системы образовательного учреждения..................................................................51 1.4. Теоретическое обоснование организационно-педагогических условий для системообразующего элемента воспитательной системы образовательного учреждения ..................................................70 Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА .....................................................90 2.1. Воспитательная система Государственного университета цветных металлов и золота на начало опытноэкспериментальной работы .......................................................................90 2.2. Воспитательная работа как ценность педагогического коллектива и нормативно-организационная база ее обеспечения.......97 2.3. Взаимосвязь и взаимовлияние компонентов воспитательной системы в многофункциональной и многообразной среде .................107 2.4 Формирование профессионально-педагогической компетентности куратора ........................................................................123 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................136 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..............................................................................138
Стр.157

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.