Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Устное народное творчество (150,00 руб.)

0   0
Первый авторНедогонова В. В.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц125
ID211608
АннотацияЦель издания – познакомить студентов с жанрами русского народного творчества в их историческом развитии, дать сведения о развитии отечественной фольклористики.
ISBN978-5-85158-860-0
УДК82-9(075.8)+398.5(075.8)
ББКШ 20я73
Недогонова, В. В. Устное народное творчество : учеб.-метод. пособие для подготовки бакалавров / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; В. В. Недогонова .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2012 .— 125 с. — ISBN 978-5-85158-860-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/211608 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. В. Недогонова Устное народное творчество Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> В. В. Недогонова Устное народное творчество Учебно-методическое пособие Чита ЗабГГПУ 2012 УДК 82-9(075.8)+398.5(075.8) ББК Ш 20я73 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> ISBN 978-5-85158-860-0 Цель издания – познакомить студентов с жанрами русского народного творчества в их историческом развитии, дать сведения о развитии отечественной фольклористики. <...> Народное творчество, развивавшееся под влиянием конкретной действительности, включающее различные виды художественной деятельности народа, явилось исторической основой развития профессиональной художественной культуры. <...> Специфика народного творчества Устное народное творчество – это художественная коллективная литературная и музыкальная творческая деятельность народа, которая хранится в его памяти и передаётся из поколения в поколение устно (из уст в уста). <...> В фольклорных произведениях получают раскрытие общенародные темы, идеи и образы. <...> Произведения устного народного творчества изучает наука фольклористика, находящаяся на стыке литературоведения, лингвистики, искусствоведения, этнографии, истории. <...> Фольклористика определялась как составляющая часть этнографии, как отрасль литературоведения и музыкознания. <...> В связи с формированием структуры и методов исследования фольклористика становится самостоятельной искусствоведческой наукой, изучающей творчество народа: словесное, музыкальное (песенное и инструментальное), хореографическое, драматическое и др. <...> Обрядовая поэзия: 1) календарная (зимний, весенний, летний и осенний цикл); 2) семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная); <...> а) сказка, б) предание, в) легенда (и быличка как её вид); 2) эпические стихотворные жанры: а) былины, б) исторические песни (прежде всего старшие), в) балладные песни; 3) лирические стихотворные <...>
Устное_народное_творчество.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.6
Стр.7
Устное_народное_творчество.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского В. В. Недогонова Устное народное творчество Учебно-методическое пособие Чита ЗабГГПУ 2012
Стр.2
УДК 82-9(075.8)+398.5(075.8) ББК Ш 20я73 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск С. Е. Старостина, доктор пед. наук, доцент, проректор по учебной работе ЗабГГПУ Рецензенты И. А. Чжен, кандидат культурологии, доцент ЗабГГПУ; Т. В. Бернюкевич, доктор философии, профессор ЗабГГПУ ному творчеству для подготовки бакалавров / В. В. Недогонова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2012. – 124 с. ISBN 978-5-85158-860-0 творчества в их историческом развитии, дать сведения о развитии отечественной фольклористики. УДК 82-9(075.8)+398.5(075.8) ББК Ш 20я73 ISBN 978-5-85158-860-0 © ЗабГГПУ, 2012 Цель издания – познакомить студентов с жанрами русского народного Недогонова В. В. Устное народное творчество: учеб.-метод. пособие по устному народ
Стр.3
Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава I. Формирование и развитие русского фольклора . . . . . . . . . . .7 1.1. Понятия «устное народное творчество», «фольклор». Специфика народного творчества... ... ... ... ... ... ... ... .7 1.2. Жанровое своеобразие устного народного творчества ... ... 11 1.3. Историческое развитие русского фольклора ... ... ... ... 14 Глава II. Раннетрадиционный фольклор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 2.1. Календарный цикл обрядов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 2.2. Семейный фольклор ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 27 2.3. Заговоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.4. Трудовые песни ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 40 Глава III. Классический фольклор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 3.1. Сказки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 3.2. Несказочная проза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 3.3. Былины ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 53 3.4. Скоморошины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 3.5. Исторические песни ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 65 3.6. Духовные стихи ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 73 3.7. Баллады ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 77 3.8. Традиционные необрядовые лирические песни. . . . . . . . . . . 81 3.9. Малые жанры. Паремии ... ... ... ... ... ... ... ... ... 84 3.10. Драма и театр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Глава IV. Позднетрадиционный фольклор... ... ... ... ... ... ... 95 4.1. Детский фольклор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 4.2. Частушки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 4.3. Песни городского стиля ... ... ... ... ... ... ... ... .. 102 4.4. Историография фольклористики ... ... ... ... ... ... .. 107 Список литературы ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .. 117 Приложение... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .. 119 Русская народная инструментальная музыка ... ... ... ... .. 119 3
Стр.4
Введение В настоящее время отечественное общество переживает духовнонравственный кризис. Сложившееся положение является следствием процессов глобализации, влекущих за собой перемены в государственной политике и общественном сознании. Сохранение национальной идентичности невозможно на основе «общечеловеческих» понятий добра и зла – категорий, не являющихся абсолютными. Важное значение в формировании жизненной позиции современного выпускника вуза имеет изучение фольклора, в котором народ выражает общенациональные идеи в своих национальных формах, складывавшиеся веками и отражающие особенности его истории и быта. Для народного творчества свойственно неисчерпаемое богатство образов, разнообразие и яркость выразительных средств. Фольклор различных народов – своеобразный достоверный исторический документ, прошедший многовековой путь и сохранившийся до настоящего времени. Фольклор формировался в процессе познания человеком окружающего мира, при различных социальных функциях он всегда сохранял внутреннее единство. Полифункциональное народное искусство было не только познанием жизни, но и своеобразной её моделью. В народном творчестве отражён сложный мир человеческих чувств и переживаний, любовь к родной земле, духовные потребности, стремления и мечты человека о лучшем будущем. Народное творчество, развивавшееся под влиянием конкретной действительности, включающее различные виды художественной деятельности народа, явилось исторической основой развития профессиональной художественной культуры. Являясь важным средством отражения действительности и средством воспитания молодых поколений, фольклор имел огромное значение для развития профессиональной художественной культуры. Но и в рамках уже сложившихся школ представители различных видов искусства вновь и вновь возвращаются к народному творчеству, находя в нём источник вдохновения. Например, в 5
Стр.6
европейской музыке первой трети ХХ в. появляется неофольклоризм, для которого свойственно цитирование фольклора и его развитие с помощью технико-стилевых приёмов современной музыки. «Новая фольклорная волна» 60–80-x гг. отечественном музыкальном искусстве и литературе, интерес к национально-историческому в живописи и кинематографе продиктовали обращение к глубинным истокам народной культуры. Цели учебной дисциплины «Устное народное творчество»: дать первоначальное представление о фольклоре как коллективной, основанной на традициях творчестве народа сфере явлений и фактов вербальной духовной культуры; расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества, осветить своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка и значение фольклора в становлении отечественного искусства, формировании его национального своеобразия. Задачами дисциплины является: изучение конкретных жанров в их системе и историческом развитии, теоретическое осмысление; своеобразия и самобытности произведений фольклора, богатства и красочности народного языка. В подготовке учебного пособия автор руководствовался программой учебной дисциплины, составленной в соответствии с ФГОС третьего поколения. Пособие состоит из глав, в которые включены параграфы, имеет внутреннюю рубрикацию, которая позволяет подразделить текст на отдельные смысловые единицы. Важнейшие понятия, термины, ключевые слова выделены в тексте курсивом. В связи с увеличением количества часов, отводимых на самостоятельную работу студентов, в конце каждого параграфа содержатся контрольные вопросы. При изучении дисциплины помимо данного учебнометодического пособия предполагается также обращение к другим источникам информации. 6
Стр.7