В пособии рассматривается система географических наук, географическая
оболочка, её пространственные подразделения, динамика, закономерности
эволюции, геосферы и их взаимосвязь; вопросы территориальной организации общества, территориальные социально-экономические системы. <...> Атмосфера как одна из геосфер географической оболочки:
газовый состав, строение, воздушные массы и климатические фронты . <...> К важнейшим задачам современной
географии относится объективная оценка экологической ситуации в
мире и на уровне регионов, разработка мер по улучшению использования природных ресурсов. <...> Курс
призван сформировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
– студент владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения;
– готов использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности;
5
– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;
– имеет представление о сущности предмета географии;
– понимает современные тенденции в развитии географии;
– готов к обсуждению глобальных проблем пространственно-временного взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных систем;
– способен устанавливать причинно-следственные связи между
природными процессами и анализировать влияние антропогенного воздействия на изменение окружающей среды;
– готов самостоятельно приобретать знания в области теории и
практики учебной дисциплины. <...> Общественная
география синтезирует эти дисциплины, позиционирует границы своей
деятельности, находит новые контакты со смежными дисциплинами, сохраняя своё уникальное место в системе научного знания. <...> Общественная
география представляет собой не просто сумму входящих в её состав научных направлений; это новая наука, которая сохраняет все исторически
накопленные знания и одновременно нацелена в будущее. <...> Общественная география <...>
География_для_экологов__.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
М. М. Дубцова
ГЕОГРАФИЯ
для экологов
Чита
ЗабГГПУ
2011
Стр.2
УДК 91 (075.3)
ББК Д 82я73
Д 797
Печатается по решению Учёного совета
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: С. Е. Старостина, канд. пед. наук, доцент,
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты: Л. Н. Зима, канд. геогр. наук, доц. каф. водного хозяйства
и инженерной экологии ЧитГУ;
А. Н. Новиков, канд. геогр. наук, доцент каф. географии, теории
и методики обучения географии ЗабГГПУ
Д 797
Дубцова, М. М.
География для экологов : учеб. пособие / М. М. Дубцова ;
Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 294 с.
ISBN 978–5-85158-776-4
Учебное пособие предназначено для бакалавров по направлению
Экология и природопользование (профиль «экология») очной формы обучения
с целью организации аудиторной и внеаудиторной работы по учебной
дисциплине «География» и соответствует ФГОС третьего поколения.
В пособии рассматривается система географических наук, географическая
оболочка, её пространственные подразделения, динамика, закономерности
эволюции, геосферы и их взаимосвязь; вопросы территориальной организации
общества, территориальные социально-экономические системы.
К каждой теме сформулированы контрольные вопросы для собеседования,
задания.
УДК 91 (075.3)
ББК Д 82я73
ISBN 978–5-85158-776-4
© М. М. Дубцова, 2011
© ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
Оглавление
Введение ...............................................................5
Глава 1. География как система наук и объекты географического изучения. .. .7
1.1. Интегративная роль географии, её место в системе наук и основные
тенденции развития ................................................7
1.2. Основные этапы становления и развития географической науки .......14
1.3. Основы процесса географического познания ......................26
1.4. Системный подход в географии и основы учения о геосистемах .......32
1.5. Экосистема как частный случай геосистем и объект
изучения географии ...............................................42
Глава 2. Географическая оболочка: пространственные подразделения,
динамика, закономерности эволюции, геосферы и их взаимосвязь ...........48
2.1. Географическая оболочка, её строение, качественное своеобразие . . . . .48
2.2. Космические факторы формирования географической оболочки ......57
2.3. Планетарные факторы формирования географической оболочки ......78
2.4. Атмосфера как одна из геосфер географической оболочки:
газовый состав, строение, воздушные массы и климатические фронты ....90
2.5. Теплооборот и влагооборот в атмосфере ..........................97
2.6. Циркуляция атмосферы. Погода и климат ........................115
2.7. Гидросфера: структура, теплооборот и влагооборот. Мировой океан . .127
2.9. Литосфера: границы и динамика. Эндогенные процессы. . . . . . . . . . . .154
2.10. Экзогенные процессы и рельеф ................................164
2.11. Рельеф земли ...............................................174
2.12. Биосфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .185
2.13. Закономерности и динамика географической оболочки ............195
2.14. Дифференциация географической оболочки и глобальные изменения 214
Глава 3. Территориальные социально-экономические системы. . . . . . . . . . . . .227
3.1. Территориальные социально-экономические системы,
их виды и свойства ..............................................227
3.2. Современное мировое хозяйство как территориальная
социально-экономическая система ..................................231
3.3. Россия как территориальная социально-экономическая система ......244
3.4. Глобальная экологическая роль России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254
Глава 4. Территориальная организация общества. Типы заселения
и хозяйственного освоения территории ..................................262
4.1. Понятие территориальной организации общества, её компоненты . . . .262
4.2. Система расселения как основа территориальной организации общества 267
4.3. Хозяйственное освоение территории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
Примеры ссылок на практические задания из электронного
образовательного ресурса ..............................................288
Библиографический список ............................................289
3
Стр.4
Введение
В современном обществе нередко география трактуется как описательная
наука. Такой взгляд противоречит существу географии. На
сегодняшний день в ней усиливаются такие тенденции, как интеграция,
экологизация, глобализация, математизация и др. Всё это заставляет задуматься
о необходимости комплексной географии, которая призвана
исследовать закономерности и механизмы взаимодействия природы и
общества на разных уровнях. География сегодня изучает взаимосвязи
природных и антропогенных факторов, особенности развития различных
территориальных систем, участвует в решении ряда политических,
экономических, экологических проблем современности и играет роль
связующего звена между естественными и общественными науками.
География формирует восприятие мира не в виде набора отдельных природных,
экономических или социальных компонентов, а в виде иерархии
территориальных природно-общественных систем, развивающихся
согласно определённым законам. К важнейшим задачам современной
географии относится объективная оценка экологической ситуации в
мире и на уровне регионов, разработка мер по улучшению использования
природных ресурсов.
Курс «География» призван вооружить обучающихся знанием о
строении и качественном своеобразии географической оболочки планеты,
подводит к пониманию единства и взаимообусловленности земных
сил, природных и социальных процессов, служит основой для дальнейшего
углубленного изучения таких учебных дисциплин, как ландшафтоведение,
учение о гидросфере, учение об атмосфере, геоэкология,
социальная экология и др. При его изучении закладываются основы
понимания принципов разработки эффективных природоохранных мероприятий
и рационального использования природных ресурсов. Курс
призван сформировать следующие общекультурные и профессиональные
компетенции:
– студент владеет культурой мышления, способностью к обобщению,
анализу, постановке цели и выбору путей её достижения;
– готов использовать полученные знания в будущей профессиональной
деятельности;
5
Стр.6
– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно
значимые проблемы;
– имеет представление о сущности предмета географии;
– понимает современные тенденции в развитии географии;
– готов к обсуждению глобальных проблем пространственно-временного
взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных
систем;
– способен устанавливать причинно-следственные связи между
природными процессами и анализировать влияние антропогенного воздействия
на изменение окружающей среды;
– готов самостоятельно приобретать знания в области теории и
практики учебной дисциплины.
В подготовке учебного пособия автор руководствовался программой
учебной дисциплины, составленной в соответствии с ФГОС третьего
поколения. Учебное пособие состоит из четырех глав. В главы
включены параграфы. Пособие имеет внутреннюю рубрикацию, которая
позволит читателям подразделить текст на отдельные смысловые
части. Важнейшие научные понятия, термины, ключевые слова выделены
в тексте курсивом.
В связи с увеличением количества часов, отводимых на самостоятельную
работу студентов, особое значение приобретает её организация.
В конце каждого параграфа пособия содержатся контрольные вопросы,
на которые студентам необходимо ответить, и задания для выполнения в
рамках подготовки к текущим занятиям по дисциплине. В этом же списке
предусмотрены вопросы и задания и для самостоятельной внеаудиторной
работы (отмечены символом*).
Учебное пособие представляет собой часть учебно-методического
комплекса (УМК), разработанного автором по дисциплине «География»
для бакалавров профиля «экология», включенного в электронный образовательный
ресурс (ЭОР). В УМК входят лекции, комплекс практических
заданий, тестовые задания для контроля, глоссарии по темам. В конце настоящего
пособия приведены примеры ссылок на практические задания
из ЭОР.
При изучении дисциплины «География» для бакалавров экологического
профиля посредством настоящего учебного пособия предполагается
постоянное обращение и к другим источникам географической
информации (литературные, картографические источники, Internetресурсы
и др.).
6
Стр.7