Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

География для экологов (150,00 руб.)

1   0
Первый авторДубцова М. М.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц295
ID211585
АннотацияВ пособии рассматривается система географических наук, географическая оболочка, её пространственные подразделения, динамика, закономерности эволюции, геосферы и их взаимосвязь; вопросы территориальной организации общества, территориальные социально-экономические системы. К каждой теме сформулированы контрольные вопросы для собеседования, задания.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для бакалавров по направлению Экология и природопользование (профиль «экология») очной формы обучения с целью организации аудиторной и внеаудиторной работы по учебной дисциплине «География» и соответствует ФГОС третьего поколения.
ISBN978-5-85158-776-4
УДК91(075.3)
ББКД 82я73
Дубцова, М. М. География для экологов : учеб. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; М. М. Дубцова .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2011 .— 295 с. — ISBN 978-5-85158-776-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/211585 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В пособии рассматривается система географических наук, географическая оболочка, её пространственные подразделения, динамика, закономерности эволюции, геосферы и их взаимосвязь; вопросы территориальной организации общества, территориальные социально-экономические системы. <...> Атмосфера как одна из геосфер географической оболочки: газовый состав, строение, воздушные массы и климатические фронты . <...> К важнейшим задачам современной географии относится объективная оценка экологической ситуации в мире и на уровне регионов, разработка мер по улучшению использования природных ресурсов. <...> Курс призван сформировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции: – студент владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения; – готов использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности; 5 – способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы; – имеет представление о сущности предмета географии; – понимает современные тенденции в развитии географии; – готов к обсуждению глобальных проблем пространственно-временного взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных систем; – способен устанавливать причинно-следственные связи между природными процессами и анализировать влияние антропогенного воздействия на изменение окружающей среды; – готов самостоятельно приобретать знания в области теории и практики учебной дисциплины. <...> Общественная география синтезирует эти дисциплины, позиционирует границы своей деятельности, находит новые контакты со смежными дисциплинами, сохраняя своё уникальное место в системе научного знания. <...> Общественная география представляет собой не просто сумму входящих в её состав научных направлений; это новая наука, которая сохраняет все исторически накопленные знания и одновременно нацелена в будущее. <...> Общественная география <...>
География_для_экологов__.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.6
Стр.7
География_для_экологов__.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского М. М. Дубцова ГЕОГРАФИЯ для экологов Чита ЗабГГПУ 2011
Стр.2
УДК 91 (075.3) ББК Д 82я73 Д 797 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: С. Е. Старостина, канд. пед. наук, доцент, проректор по учебной работе ЗабГГПУ Рецензенты: Л. Н. Зима, канд. геогр. наук, доц. каф. водного хозяйства и инженерной экологии ЧитГУ; А. Н. Новиков, канд. геогр. наук, доцент каф. географии, теории и методики обучения географии ЗабГГПУ Д 797 Дубцова, М. М. География для экологов : учеб. пособие / М. М. Дубцова ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 294 с. ISBN 978–5-85158-776-4 Учебное пособие предназначено для бакалавров по направлению Экология и природопользование (профиль «экология») очной формы обучения с целью организации аудиторной и внеаудиторной работы по учебной дисциплине «География» и соответствует ФГОС третьего поколения. В пособии рассматривается система географических наук, географическая оболочка, её пространственные подразделения, динамика, закономерности эволюции, геосферы и их взаимосвязь; вопросы территориальной организации общества, территориальные социально-экономические системы. К каждой теме сформулированы контрольные вопросы для собеседования, задания. УДК 91 (075.3) ББК Д 82я73 ISBN 978–5-85158-776-4 © М. М. Дубцова, 2011 © ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
Оглавление Введение ...............................................................5 Глава 1. География как система наук и объекты географического изучения. .. .7 1.1. Интегративная роль географии, её место в системе наук и основные тенденции развития ................................................7 1.2. Основные этапы становления и развития географической науки .......14 1.3. Основы процесса географического познания ......................26 1.4. Системный подход в географии и основы учения о геосистемах .......32 1.5. Экосистема как частный случай геосистем и объект изучения географии ...............................................42 Глава 2. Географическая оболочка: пространственные подразделения, динамика, закономерности эволюции, геосферы и их взаимосвязь ...........48 2.1. Географическая оболочка, её строение, качественное своеобразие . . . . .48 2.2. Космические факторы формирования географической оболочки ......57 2.3. Планетарные факторы формирования географической оболочки ......78 2.4. Атмосфера как одна из геосфер географической оболочки: газовый состав, строение, воздушные массы и климатические фронты ....90 2.5. Теплооборот и влагооборот в атмосфере ..........................97 2.6. Циркуляция атмосферы. Погода и климат ........................115 2.7. Гидросфера: структура, теплооборот и влагооборот. Мировой океан . .127 2.9. Литосфера: границы и динамика. Эндогенные процессы. . . . . . . . . . . .154 2.10. Экзогенные процессы и рельеф ................................164 2.11. Рельеф земли ...............................................174 2.12. Биосфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .185 2.13. Закономерности и динамика географической оболочки ............195 2.14. Дифференциация географической оболочки и глобальные изменения 214 Глава 3. Территориальные социально-экономические системы. . . . . . . . . . . . .227 3.1. Территориальные социально-экономические системы, их виды и свойства ..............................................227 3.2. Современное мировое хозяйство как территориальная социально-экономическая система ..................................231 3.3. Россия как территориальная социально-экономическая система ......244 3.4. Глобальная экологическая роль России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254 Глава 4. Территориальная организация общества. Типы заселения и хозяйственного освоения территории ..................................262 4.1. Понятие территориальной организации общества, её компоненты . . . .262 4.2. Система расселения как основа территориальной организации общества 267 4.3. Хозяйственное освоение территории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279 Примеры ссылок на практические задания из электронного образовательного ресурса ..............................................288 Библиографический список ............................................289 3
Стр.4
Введение В современном обществе нередко география трактуется как описательная наука. Такой взгляд противоречит существу географии. На сегодняшний день в ней усиливаются такие тенденции, как интеграция, экологизация, глобализация, математизация и др. Всё это заставляет задуматься о необходимости комплексной географии, которая призвана исследовать закономерности и механизмы взаимодействия природы и общества на разных уровнях. География сегодня изучает взаимосвязи природных и антропогенных факторов, особенности развития различных территориальных систем, участвует в решении ряда политических, экономических, экологических проблем современности и играет роль связующего звена между естественными и общественными науками. География формирует восприятие мира не в виде набора отдельных природных, экономических или социальных компонентов, а в виде иерархии территориальных природно-общественных систем, развивающихся согласно определённым законам. К важнейшим задачам современной географии относится объективная оценка экологической ситуации в мире и на уровне регионов, разработка мер по улучшению использования природных ресурсов. Курс «География» призван вооружить обучающихся знанием о строении и качественном своеобразии географической оболочки планеты, подводит к пониманию единства и взаимообусловленности земных сил, природных и социальных процессов, служит основой для дальнейшего углубленного изучения таких учебных дисциплин, как ландшафтоведение, учение о гидросфере, учение об атмосфере, геоэкология, социальная экология и др. При его изучении закладываются основы понимания принципов разработки эффективных природоохранных мероприятий и рационального использования природных ресурсов. Курс призван сформировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции: – студент владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения; – готов использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности; 5
Стр.6
– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы; – имеет представление о сущности предмета географии; – понимает современные тенденции в развитии географии; – готов к обсуждению глобальных проблем пространственно-временного взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных систем; – способен устанавливать причинно-следственные связи между природными процессами и анализировать влияние антропогенного воздействия на изменение окружающей среды; – готов самостоятельно приобретать знания в области теории и практики учебной дисциплины. В подготовке учебного пособия автор руководствовался программой учебной дисциплины, составленной в соответствии с ФГОС третьего поколения. Учебное пособие состоит из четырех глав. В главы включены параграфы. Пособие имеет внутреннюю рубрикацию, которая позволит читателям подразделить текст на отдельные смысловые части. Важнейшие научные понятия, термины, ключевые слова выделены в тексте курсивом. В связи с увеличением количества часов, отводимых на самостоятельную работу студентов, особое значение приобретает её организация. В конце каждого параграфа пособия содержатся контрольные вопросы, на которые студентам необходимо ответить, и задания для выполнения в рамках подготовки к текущим занятиям по дисциплине. В этом же списке предусмотрены вопросы и задания и для самостоятельной внеаудиторной работы (отмечены символом*). Учебное пособие представляет собой часть учебно-методического комплекса (УМК), разработанного автором по дисциплине «География» для бакалавров профиля «экология», включенного в электронный образовательный ресурс (ЭОР). В УМК входят лекции, комплекс практических заданий, тестовые задания для контроля, глоссарии по темам. В конце настоящего пособия приведены примеры ссылок на практические задания из ЭОР. При изучении дисциплины «География» для бакалавров экологического профиля посредством настоящего учебного пособия предполагается постоянное обращение и к другим источникам географической информации (литературные, картографические источники, Internetресурсы и др.). 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ