Н. Г. Чернышевского
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ
(вторая половина XX века)
Чита
ЗабГГПУ
2010
УДК 37 (075.3)
ББК Ч 34 (4Фр)я 73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Е. Ю. Ольховская, д-р пед. наук, доцент, проф. каф. теории
и истории педагогики ЗабГГПУ
Мультикультурное образование во Франции (вторая половина XX века) : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Забайкал.
гос.-гум. пед. ун-т ; сост. <...> ISBN 978-5-85158-668-2
Учебное пособие посвящено развитию мультикультурного образования Франции во второй половине XX в. <...> Предназначено для студентов и преподавателей университетов,
педагогических вузов и колледжей, работников школьных учреждений и ведомств, тех, кто интересуется развитием образования в современном мире. <...> Воспитание национального самосознания
в условиях мультикультурного образования . <...> Реализация мультикультурного образования
на начальном этапе обучения. <...> Одна из возможностей реализации подготовки людей к жизни в многоэтничном обществе отражена
в идеях и практике мультикультурного образования, которое призвано
готовить будущего гражданина к жизни и деятельности в современных
условиях, предъявляющих требования к воспитанию мультикультурной
личности, признающей культурный плюрализм и активно содействующей ему, стремящейся защищать национально-культурное многообразие. <...> Востребованность исследования идей мультикультурного образования и
опыта его реализации во Франции обусловлена тем, что Франция является одной из первых европейских стран, приступивших к реализации
мультикультурного образования в общеобразовательных учреждениях. <...> Особое внимание уделено обучению детей, происходящих из иммигрантских семей. <...> Мультикультурализм как теоретическая основа
мультикультурного образования
Культурное многообразие характерно в настоящий момент для многих современных обществ. <...> На
волне стремительной иммиграции поиски <...>
Мультикультурное_образование_во_Франции_(вторая_половина_XX_века) .pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ
(вторая половина XX века)
Чита
ЗабГГПУ
2010
Стр.2
УДК 37 (075.3)
ББК Ч 34 (4Фр)я 73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического
университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: И. И. Катанаев, канд. физ.-мат. наук,
доцент, ректор ЗабГГПУ
Рецензенты: Л. И. Середа, канд. пед. наук, доцент,
доцент кафедры «Гуманитарные науки» ЗабИИЖТ;
Е. Ю. Ольховская, д-р пед. наук, доцент, проф. каф. теории
и истории педагогики ЗабГГПУ
Мультикультурное образование во Франции (вторая половина
XX века) : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Забайкал.
гос.-гум. пед. ун-т ; сост. : В. В. Лоншакова, Е. Н. Гвоздева. – Чита,
2010. – 118 с.
ISBN 978-5-85158-668-2
Учебное пособие посвящено развитию мультикультурного образования
Франции во второй половине XX в.
Предназначено для студентов и преподавателей университетов,
педагогических вузов и колледжей, работников школьных учреждений
и ведомств, тех, кто интересуется развитием образования в современном
мире.
УДК 37 (075.3)
ББК Ч 34 (4Фр)я 73
ISBN 978-5-85158-668-2
© ЗабГГПУ, 2010
Стр.3
Содержание
Предисловие ................................................. 5
Тема 1. Мультикультурализм как теоретическая основа
мультикультурного образования ................................. 7
Тема 2. Мультикультурное образование
как социокультурный феномен ................................. 20
Тема 3. Основные принципы и функции
мультикультурного образования ................................ 29
Тема 4. Цели, задачи и содержание мультикультурного образования 39
Тема 5. Воспитание национального самосознания
в условиях мультикультурного образования ...................... 44
Тема 6. Основные этапы развития мультикультурного образования
во Франции во второй половине ХХ века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Тема 7. Реализация мультикультурного образования
на начальном этапе обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Тема 8. Особенности мультикультурного образования
в коллежах и лицеях Франции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Тема 9. Развитие мультикультурного образования
в высших учебных заведениях Франции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Тема 10. Мультикультурное образование во Франции и России:
сравнительный аспект ....................................... 104
Заключение ................................................ 116
Примерная тематика рефератов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
3
Стр.4
Предисловие
Одной из характерных особенностей современного общества являются
интеграционные процессы, происходящие во всех сферах жизни,
что в первую очередь выражается в усилении интенсивности международного
сотрудничества, культурного взаимодействия. Возрастающая
мобильность населения приводит к превращению многих стран в мультикультурные
сообщества. В связи с этим возникает задача сохранения
собственной социокультурной идентичности в единстве с процессами
взаимосближения и взаимопроникновения различных культур, предотвращения
проявления шовинизма, национальной и религиозной исключительности.
Перед
системой образования встает проблема воспитания нового
поколения социально активных членов общества, обладающих высокой
культурой межнационального общения. Одна из возможностей реализации
подготовки людей к жизни в многоэтничном обществе отражена
в идеях и практике мультикультурного образования, которое призвано
готовить будущего гражданина к жизни и деятельности в современных
условиях, предъявляющих требования к воспитанию мультикультурной
личности, признающей культурный плюрализм и активно содействующей
ему, стремящейся защищать национально-культурное многообразие.
Россия является одним из наиболее многонациональных государств
в современном мире, в котором актуальны проблемы этнической
идентификации, гармоничного и мирного сосуществования культур; поэтому
обращение к проблемам развития мультикультурного образования
за рубежом, в особенности во Франции, является вполне закономерным.
Востребованность исследования идей мультикультурного образования и
опыта его реализации во Франции обусловлена тем, что Франция является
одной из первых европейских стран, приступивших к реализации
мультикультурного образования в общеобразовательных учреждениях. К
концу XX в. во Франции накопился достаточный опыт в этой области,
анализ которого может быть полезен для российской педагогики.
5
Стр.6
В учебном пособии охарактеризованы основные тенденции развития
теории и практики мультикультурного образования Франции во второй
половине XX века. Особое внимание уделено обучению детей, происходящих
из иммигрантских семей. Рассмотрены основные реформы
школьной и вузовской системы образования, направленные на решение
задач мультикультурного образования.
Цель пособия – ознакомить читателя с основными тенденциями в
развитии мультикультурного образования Франции во второй половине
XX в. Для будущих педагогов это представляет определенную важность,
так как способствует приобщению к мировому педагогическому опыту.
Основные задачи пособия:
- изучение основных тенденций и закономерностей развития мультикультурного
образования Франции во второй половине XX в.;
- ознакомление студентов с особенностями развития мультикультурного
образования в школах и вузах Франции;
- формирование умения сравнивать, анализировать, выделять позитивное
и негативное в зарубежных и отечественной системах образования;
-
формирование адекватного, критического и толерантного отношения
к зарубежному педагогическому опыту;
- ориентация будущих педагогов на новейшие педагогические достижения
зарубежного образования и стремление совершенствовать собственный
стиль педагогической деятельности.
Пособие может быть использовано для работы по курсам «Сравнительная
педагогика», «Развитие образования в современном мире», на
спецсеминарах, спецкурсах, при написании рефератов, курсовых и дипломных
работ по соответствующей тематике.
6
Стр.7