Н. И. Виноградова, д-р психол. наук, профессор,
зав. кафедрой психологии образования ЗабГГПУ
Плотникова, Л. И.
Психология религии : учеб. пособие : в 2 ч. <...> ISBN 978-5-85158-573-9
В учебном пособии представлены исследования антропологических оснований
религии: психологические предпосылки религиозности; психологические аспекты
религиозного опыта; роль религиозности в становлении внутреннего мира личности;
социально-психологические подходы в психологии религии; соотношение религии и
душевного здоровья, религиозное поведение и другие проявления религиозной психологии, в частности, психологии молитвы, эйдетических и гипнагогических представлений, психических автоматизмов и т. д. <...> Шаманизм начала XXI века как психологический феномен. <...> Задачами пособия являются: изучение психологических предпосылок религиозности; психологических аспектов религиозного опыта; психологических аспектов феномена веры и религиозной веры, в частности;
роли религиозности во внутреннем мире личности; социально-психологических подходов в психологии религии; проблем соотношения религии
и душевного здоровья, религии и психопатологии. <...> В книге уделяется внимание феномену особых состояний сознания,
методам воздействия на психику человека, используемых в тоталитарных
культах, анализу религиозных чувств и переживаний, различным проявлениям мистического опыта, суевериям и предрассудкам с точки зрения
психологии. <...> Ее происхождение, законы развития и отмирания, различные явления религиозного опыта и религиозного поведения изучают история религии, социология, феноменология религии, психология массового сознания, социальная психология, психология религии и другие научные дисциплины. <...> Роберт Таулесс из Кембриджа отмечает, что психологическое изучение религии пытается «понять религиозное поведение, применяя к нему
психологические закономерности, выведенные на основе нерелигиозного
поведения». <...> Теперь все больше внимания <...>
Психология_религии._В_2_ч._Ч._1.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Л. И. Плотникова
Психология религии
Часть 1
Чита
ЗабГГПУ
2009
Стр.1
УДК 15 (075.3)
ББК Ю 957.2я73+Э210.2я73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент,
первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты: К. Г. Эрдынеева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. психологии ЧитГУ;
Н. И. Виноградова, д-р психол. наук, профессор,
зав. кафедрой психологии образования ЗабГГПУ
Плотникова, Л. И.
Психология религии : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. И. Плотникова ; Забайкал. гос.
гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – Ч. 1. – 136 с.
ISBN 978-5-85158-573-9
В учебном пособии представлены исследования антропологических оснований
религии: психологические предпосылки религиозности; психологические аспекты
религиозного опыта; роль религиозности в становлении внутреннего мира личности;
социально-психологические подходы в психологии религии; соотношение религии и
душевного здоровья, религиозное поведение и другие проявления религиозной психологии,
в частности, психологии молитвы, эйдетических и гипнагогических представлений,
психических автоматизмов и т. д.
Предназначено для студентов и преподавателей вузов, сотрудников курсов
повышения квалификации, научных работников в области психологии, педагогики,
религиоведения, философии, а также для магистрантов, обучающихся по образовательной
программе Педагогика (магистерская программа “Психология развития”).
УДК 15 (075.3)
ББК Ю 957.2я73+Э210.2я73
ISBN 978-5-85158-576-X (отд. кн.)
ISBN 978-5-85158-573-9
© ЗабГГПУ, 2009
Стр.2
ОгЛавЛенИе
введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
глава I. Предмет, задачи, корни и функции
психологии религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1. Корни религии ........................................ 11
2. Социально-психологические функции религии . . . . . . . . . . . . 15
глава II. начало формирования религиозного мировоззрения.
Формы первобытных верований. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1. Тотемизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2. Фетишизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3. Чуринг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
4. Анимизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
5. Колдовство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
6. Магия и магическое мышление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
7. Шаманизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
8. Шаманизм начала XXI века как психологический феномен 48
9. Синдром Кандинского-Клерамбо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
глава III. Из истории развития психологии религии . . . . . . . . . . . . 57
1. Общий анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
глава IV. Основные направления в психологии религии. . . . . . . . . 64
1. Психологическая концепция религии У. Джеймса . . . . . . . . . . 64
2. З. Фрейд и религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
3. Взгляды Э. Фромма на религию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
4. К. Г. Юнг и религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
5. Мандала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
6. Слепое пятно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
7. Концепция К. Г. Юнга о синхронистичности (синхронности) 89
8. Бихевиористская концепция религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
9. Логотерапия В. Франкла и религия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
10. Трансперсональная психология С. Грофа. . . . . . . . . . . . . . . . 101
11. Феномен особых состояний сознания ................... 110
глава V. Психологический анализ религиозности . . . . . . . . . . . . . . 122
1. Структура религиозного сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
2. Феномен религиозности ............................... 122
3. Феномен веры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
4. Принятие веры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
5. Религиозный культ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
3
Стр.3
введенИе
Религия – явление комплексное. В этом сложном феномене отразились
и особенности социальных институтов, и психологические установки,
и образ жизни человека. К сфере религии относятся и ценностносмысловая
сфера и онтологические вопросы.
По сути, религия существует столько же, сколько существует человек.
Часто именно религиозные установки и представления руководят поведением
человека, организуют его повседневную жизнь и выступают в
виде основных стимулов, мотивирующих людей к совершению действий
и поступков.
Религия изучается в русле теологии, философии, религиоведения,
этнографии, антропологии и т. д. Практически до настоящего времени в
религиоведении господствовал и сейчас еще господствует социологический
подход (марксистское религиоведение, социальная религия М. Вебера,
концепция жесткой социальной детерминации Э. Дюркгейма и др.).
Однако сегодня многие исследователи (М. Элиаде, Е. А. Торчинов
и ряд других) полагают, что назрела необходимость пересмотра существующей
парадигмы. Социологический подход, несомненно, внес огромный
вклад в понимание сущности религии. Он помог понять функции религиозных
верований и религиозных институтов в различных обществах
и в различные исторические эпохи, социальный смысл многочисленных
культов и ритуалов, влияние религиозного фактора на те или иные социальные
и социокультурные процессы. Но оказалось, что природу религии,
несмотря на заслуги имеющегося подхода, все еще не смогли разгадать.
На вопрос «как?» религии еще не найдено ответов. В этом может помочь
как раз психология. К тому же не везде и не всегда применим социологический
подход.
5
Стр.5