Учебное
пособие
Выразительное чтение
произведений
различных жанров
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> Н.Г. Чернышевского
Выразительное чтение произведений
различных жанров
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования
в качестве учебно-методического пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 050708.65 (031200)
Педагогика и методика начального обучения
Чита
ЗабГГПУ
2009
УДК 808.5 (075.3)
ББК Ч 426.21 я 73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. <...> Дается характеристика выразительного чтения, рассматривается история вопроса и даются рекомендации по подготовке, чтению, решению методических задач при чтении произведений различных жанров. <...> Студенты должны понимать: умение выразительно читать является одним из важнейших
профессиональных умений учителя начальных классов, и овладеть ими
должен каждый будущий учитель. <...> Выразительное чтение – «это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в образное и изобразительное содержание художественного произведения» [1]. <...> Выразительное чтение – искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение; искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведению; искусство
осуществления воли исполнителя, его намерения, которое изливается в
слово-действии [24]. <...> Выразительное чтение – это методическое средство, процесс и результат обучения учащихся обдумыванию и переживанию нравственно–
эстетической сущности произведения, выражению своего отношения к
нему путем слияния техники, логики и эмоционально-образной выразительности в речи при чтении. <...> Студенты должны знать, как себе представляли важность и роль
выразительного чтения ученые и методисты, какие средства они считали необходимыми для формирования выразительности <...>
Выразительное_чтение_произведений_различных_жанров.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
Выразительное чтение произведений
различных жанров
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования
в качестве учебно-методического пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 050708.65 (031200)
Педагогика и методика начального обучения
Чита
ЗабГГПУ
2009
Стр.2
УДК 808.5 (075.3)
ББК Ч 426.21 я 73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
М.В. Константинов, д.ист.н., проф., проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты
Э.А. Максименя, к. филол. н., доцент кафедры теории и методики дошкольного
и начального образования ЗабГГПУ;
Г.Д. Ахметова, д. филол. н., проф. кафедры теории и истории русского языка ЗабГГПУ
Выразительное чтение произведений различных жанров : учебнометодическое
пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т ; сост. Л.А. Павлова. –
Изд. 2-е, стер. – Чита, 2009. – 72 с.
ISBN 978-5-85158-537-1
Пособие содержит теоретический и практический материал, предназначенный
для учителей, студентов и преподавателей педагогических колледжей
и университетов. Дается характеристика выразительного чтения, рассматривается
история вопроса и даются рекомендации по подготовке, чтению, решению
методических задач при чтении произведений различных жанров.
ББК Ч 426.21 я 73
УДК 808.5 (075.3)
ISBN 978-5-85158-537-1
© ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
Содержание
Выразительное чтение произведений различных жанров .............. 5
Чтение сказки ...................................................................................... 16
Чтение басен ....................................................................................... 26
Чтение рассказа .................................................................................. 35
Методика чтения стихотворений ...................................................... 45
Библиографический список .............................................................. 62
Приложение ........................................................................................ 64
3
Стр.4
Выразительное чтение произведений различных жанров
Учитель начальных классов должен глубоко знать содержание и
чувствовать красоту формы литературного произведения. Чтение художественных
текстов на уроке вызывает у учащихся интерес, активизирует
их внимание, воздействует на воображение. Студенты должны понимать:
умение выразительно читать является одним из важнейших
профессиональных умений учителя начальных классов, и овладеть ими
должен каждый будущий учитель.
Выразительно читать – это значит не механически произносить
слова текста, а передавать в живой речи мысли, образы и чувства автора.
Выразительное чтение – это такой вид устной речи, при котором
происходит своеобразный перенос присущей человеку природной способности
мышления на чужую, не свою, авторскую речь. Это умение
при систематической работе над собою может развить в себе каждый
человек. Но путь к мастерству выразительного чтения нелегок. Это
очень большая и сложная работа. Необходимо развивать и совершенствовать
ее путем систематического выполнения технических, творческих
упражнений и постоянной практики чтения [41].
Теперь рассмотрим само понятие «выразительное чтение». Выразительность
– способность средствами устной речи передать слушателям
главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему [8].
Выразительно прочитать текст – это найти в устной речи средство,
с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом
писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение
[7]. Выразительное чтение – «это интонационно правильное чтение, отражающее
проникновение чтеца в образное и изобразительное содержание
художественного произведения» [1]. Выразительное чтение – искусство
воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено
художественное произведение; искусство выражения личного отношения
исполнителя к исполняемому им произведению; искусство
осуществления воли исполнителя, его намерения, которое изливается в
слово-действии [24]. Следовательно, выразительное чтение – не односторонний
акт, ибо в процессе словесного действия исполнитель привлекает
к творчеству слушателей, активно воздействуя на их чувства, разум, волю,
которые являются «двигателями нашей психической жизни».
Выразительное чтение – это методическое средство, процесс и результат
обучения учащихся обдумыванию и переживанию нравственно–
эстетической сущности произведения, выражению своего отношения к
нему путем слияния техники, логики и эмоционально-образной выразительности
в речи при чтении. В процессе обучения выразительному
чтению учителю надо позаботиться о том, чтобы вызвать у детей нужные
чувства, затем «выманить», т.е. заставить пережить эти чувства и
5
Стр.6