Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Выразительное чтение произведений различных жанров (150,00 руб.)

0   0
АвторыПавлова Л. А., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц73
ID211507
АннотацияПособие содержит теоретический и практический материал, предназначенный для учителей, студентов и преподавателей педагогических колледжей и университетов. Дается характеристика выразительного чтения, рассматривается история вопроса и даются рекомендации по подготовке, чтению, решению методических задач при чтении произведений различных жанров.
Кем рекомендованоУМО по специальностям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708.65 (031200) Педагогика и методика начального обучения
ISBN978-5-85158-537-1
УДК808.5(075.3)
ББКЧ 426.21я73
Выразительное чтение произведений различных жанров : учеб.-метод. пособие / Л. А. Павлова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т .— 2-е изд., стер. — Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009 .— 73 с. — ISBN 978-5-85158-537-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/211507 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учебное пособие Выразительное чтение произведений различных жанров Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> Н.Г. Чернышевского Выразительное чтение произведений различных жанров Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708.65 (031200) Педагогика и методика начального обучения Чита ЗабГГПУ 2009 УДК 808.5 (075.3) ББК Ч 426.21 я 73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Дается характеристика выразительного чтения, рассматривается история вопроса и даются рекомендации по подготовке, чтению, решению методических задач при чтении произведений различных жанров. <...> Студенты должны понимать: умение выразительно читать является одним из важнейших профессиональных умений учителя начальных классов, и овладеть ими должен каждый будущий учитель. <...> Выразительное чтение – «это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в образное и изобразительное содержание художественного произведения» [1]. <...> Выразительное чтение – искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение; искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведению; искусство осуществления воли исполнителя, его намерения, которое изливается в слово-действии [24]. <...> Выразительное чтение – это методическое средство, процесс и результат обучения учащихся обдумыванию и переживанию нравственно– эстетической сущности произведения, выражению своего отношения к нему путем слияния техники, логики и эмоционально-образной выразительности в речи при чтении. <...> Студенты должны знать, как себе представляли важность и роль выразительного чтения ученые и методисты, какие средства они считали необходимыми для формирования выразительности <...>
Выразительное_чтение_произведений_различных_жанров.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского Выразительное чтение произведений различных жанров Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708.65 (031200) Педагогика и методика начального обучения Чита ЗабГГПУ 2009
Стр.2
УДК 808.5 (075.3) ББК Ч 426.21 я 73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск М.В. Константинов, д.ист.н., проф., проректор по научной работе ЗабГГПУ Рецензенты Э.А. Максименя, к. филол. н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ЗабГГПУ; Г.Д. Ахметова, д. филол. н., проф. кафедры теории и истории русского языка ЗабГГПУ Выразительное чтение произведений различных жанров : учебнометодическое пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т ; сост. Л.А. Павлова. – Изд. 2-е, стер. – Чита, 2009. – 72 с. ISBN 978-5-85158-537-1 Пособие содержит теоретический и практический материал, предназначенный для учителей, студентов и преподавателей педагогических колледжей и университетов. Дается характеристика выразительного чтения, рассматривается история вопроса и даются рекомендации по подготовке, чтению, решению методических задач при чтении произведений различных жанров. ББК Ч 426.21 я 73 УДК 808.5 (075.3) ISBN 978-5-85158-537-1 © ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
Содержание Выразительное чтение произведений различных жанров .............. 5 Чтение сказки ...................................................................................... 16 Чтение басен ....................................................................................... 26 Чтение рассказа .................................................................................. 35 Методика чтения стихотворений ...................................................... 45 Библиографический список .............................................................. 62 Приложение ........................................................................................ 64 3
Стр.4
Выразительное чтение произведений различных жанров Учитель начальных классов должен глубоко знать содержание и чувствовать красоту формы литературного произведения. Чтение художественных текстов на уроке вызывает у учащихся интерес, активизирует их внимание, воздействует на воображение. Студенты должны понимать: умение выразительно читать является одним из важнейших профессиональных умений учителя начальных классов, и овладеть ими должен каждый будущий учитель. Выразительно читать – это значит не механически произносить слова текста, а передавать в живой речи мысли, образы и чувства автора. Выразительное чтение – это такой вид устной речи, при котором происходит своеобразный перенос присущей человеку природной способности мышления на чужую, не свою, авторскую речь. Это умение при систематической работе над собою может развить в себе каждый человек. Но путь к мастерству выразительного чтения нелегок. Это очень большая и сложная работа. Необходимо развивать и совершенствовать ее путем систематического выполнения технических, творческих упражнений и постоянной практики чтения [41]. Теперь рассмотрим само понятие «выразительное чтение». Выразительность – способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему [8]. Выразительно прочитать текст – это найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение [7]. Выразительное чтение – «это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в образное и изобразительное содержание художественного произведения» [1]. Выразительное чтение – искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение; искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведению; искусство осуществления воли исполнителя, его намерения, которое изливается в слово-действии [24]. Следовательно, выразительное чтение – не односторонний акт, ибо в процессе словесного действия исполнитель привлекает к творчеству слушателей, активно воздействуя на их чувства, разум, волю, которые являются «двигателями нашей психической жизни». Выразительное чтение – это методическое средство, процесс и результат обучения учащихся обдумыванию и переживанию нравственно– эстетической сущности произведения, выражению своего отношения к нему путем слияния техники, логики и эмоционально-образной выразительности в речи при чтении. В процессе обучения выразительному чтению учителю надо позаботиться о том, чтобы вызвать у детей нужные чувства, затем «выманить», т.е. заставить пережить эти чувства и 5
Стр.6