Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
Т.В. Безродных
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
КОНСТРУКТИВНЫХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Чита 2008
Стр.2
УДК 371
ББК Ч 421.+431
Б 404
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Ответственный редактор: Л.А. Бордонская, д-р пед. наук, профессор ЗабГГПУ.
Рецензенты: А.В. Рогова, профессор, д-р пед. наук, профессор ЗабГГПУ;
Т.В. Алешкина, канд. пед. наук, зам. директора по учебной
работе Читинского педагогического колледжа
Б 404 Т.В. Безродных
Вопросы теории и практики конструктивных взаимодействий в условиях
начальной школы: Монография. –Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008. –
131 с.
ISBN 978-5-85158-335-3
Содержание монографии актуализирует проблему современного образования –
интеграцию целей воспитания и обучения в учебной деятельности. Анализируются
подходы к организации конструктивных взаимодействий в условиях начальной
школы. В монографии рассмотрены категории «педагогические взаимодействия»,
«конструктивные взаимодействия»; выявлены научные предпосылки конструктивных
взаимодействий в учебной деятельности; определена специфика развития межличностных
отношений младших школьников. Монография может представлять интерес
студентам, аспирантам, соискателям, работникам системы повышения квалификации,
руководителям образовательных учреждений, всем, интересующимся вопросами
педагогической науки.
УДК 371
ББК Ч 421.+431
ISBN 978-5-85158-335-3
© Т.В. Безродных, 2008
© ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................6
Глава I ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИКЕ И ПЕДАГОГИКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ .......................................................................................8
1.1. Категория «взаимодействие» на междисциплинарном уровне ............8
1.2. Философско-педагогическое осмысление категории
«взаимодействие» .......................................................................................... 21
Глава II ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ......................................... 31
2.1. Историко-педагогические подходы и научные предпосылки
конструктивных взаимодействий ................................................................ 31
2.2. Характеристика межличностных отношений детей младшего
школьного возраста ....................................................................................... 52
Глава III ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ............................. 67
3.1. Психолого-педагогическое обеспечение организации
конструктивных взаимодействий в учебной деятельности младших
школьников .................................................................................................... 67
3.2. Организация конструктивных взаимодействий на уроках
естествознания ............................................................................................... 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................. 101
ГЛОССАРИЙ ................................................................................................. 103
ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................................................................ 105
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Весьма четко в последние десятилетия обозначилась тенденция
поиска инновационных моделей и подходов к организации педагогического
процесса, адекватных современным парадигмам и концепциям в
образовании. Поэтому вполне закономерно, что и педагогическая теория,
и педагогическая практика осуществляют попытку решить возникающие
проблемы образовательного характера в связи с существенными
изменениями во взглядах и действиях людей.
Обращение к теме конструктивных взаимодействий в педагогическом
процессе обусловлено происходящими изменениями в социокультурном
развитии общества, которые, разумеется, отражаются в области
образования. На данный момент в образовании происходит переосмысление
опыта прошлого, осуществляется на его основе поиск инновационных
подходов, отвечающих актуальным потребностям социума.
Эффективность решения социально-личностных задач сегодня зависит
не только от индивидуальных качеств, умений и знаний личности,
но и от ее готовности и умения включиться в совместную деятельность
на уровне партнерства, сотворчества, от сформированной культуры межличностного
взаимодействия, умения поддерживать положительно
окрашенные межличностные отношения. Однако в одних взаимодействиях
индивид выступает активным участником, влияющим на деятельность
и общение, в других же ему приходится ограничиваться ролью
зрителя, либо исполнителя. В то время как личность, удовлетворенная
системой межличностных отношений, складывающихся в результате
взаимодействия, а также своим положением в ней, наиболее успешна во
многих сферах жизнедеятельности. Сложно переоценить значение педагогического
взаимодействия в системе школьного образования в формировании
личности, способной устанавливать позитивно окрашенные отношения
с окружающими людьми.
Современное представление о педагогическом взаимодействии
основывается на понимании его как детерминированной образовательной
ситуацией особой связи субъектов и объектов образования, основанной
на событийно-информативном, организационно-деятельностном
и эмоционально-эмпатийном единстве и приводящей к количественным
и/или качественным изменениям в организации педагогического процесса.
В то же время изменения в организации педагогического процесса
варьируются в зависимости от видов педагогических взаимодействий
– деструктивный (разрушающий), рестриктивный (ограничивающий),
реструктивный (поддерживающий) и конструктивный (развивающий)
(Е.В. Коротаева).
Проблема организации конструктивных взаимодействий многогранна
и широка. Ретроспективный анализ педагогической литературы
6
Стр.6
показал, что в истории отечественного образования содержатся научные
предпосылки формирования понятия «конструктивные взаимодействия
в учебной деятельности» (организация группового обучения и взаимообучения
в Славяно-греко-латинской академии в XVII веке, Л.Ф. Магницким
в XVIII веке в Школе математических и навигационных наук,
при гимназии Московского университета, в XIX веке в учебных заведениях,
организованных «Вольным обществом учреждений училищ взаимного
обучения», в 20-е гг. XX века организация групповых форм взаимодействия
в учебной деятельности (А.Г. Ривин, В.Н. СорокаРосинский,
С.Т. Шацкий), в 30−40-е гг. групповая внеурочная деятельность
(А.С. Макаренко), 50−80-е гг. организация групповой учебновоспитательной
деятельности
(Х.Й.
Лийметс,
А.Т.
Куракин, Л.И. Новикова, И.Б. Первин)).
На современном этапе конструктивные взаимодействия исследуются
с психологической точки зрения и рассматривались как «конструктивное
общение» (Г.В. Гатальская, Т.Г. Григорьева, Т.К. Губкина,
А.В. Крыленко, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева); подвергались изучению
и обобщению с педагогической точки зрения (Е.В. Коротаева, И.В.
Трайнев); рассматривались как оптимизация взаимодействия с подростками
(С.Кривцова, Е. Мухаматулина); как фактор развития субъектности
студентов (С.В. Царев); как развивающее учебное взаимодействие
(Р.Ш. Царева).
Проведенные исследования внесли значительный вклад в развитие
представлений о конструктивных взаимодействиях в учебной деятельности:
в них содержались оригинальные идеи, теоретические обобщения,
практические рекомендации. В то же время анализ теоретикопрактических
исследований показал, что до настоящего времени не изучено
влияние конструктивных взаимодействий на развитие межличностных
отношений школьников.
Более того, попытки изучения особенностей развития межличностных
отношений младших школьников в учебной деятельности имели
место в работах таких ученых как Н.М. Брунчуковой, А.К. Дусавицкого,
Г.А.
Карповой, А.В. Киричука, Я.Л. Коломинского, А.В. Мудрика,
А.А. Реана и др. Однако недостаточно полно изучены вопросы, касающиеся
развития межличностных отношений учащихся младшего
школьного возраста в процессе учебной деятельности, и тем более в
рамках организации конструктивных взаимодействий на уроке. Понятия
«конструктивные взаимодействия в учебной деятельности», «организация
конструктивных взаимодействий в учебной деятельности», «межличностные
отношения младших школьников в учебном процессе» недостаточно
изучено в трудах исследователей педагогической теории и
практики.
7
Стр.7