Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Вопросы теории и практики конструктивных взаимодействий в условиях начальной школы (150,00 руб.)

0   0
Первый авторБезродных Т. В.
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц143
ID211449
АннотацияСодержание монографии актуализирует проблему современного образования – интеграцию целей воспитания и обучения в учебной деятельности. Анализируются подходы к организации конструктивных взаимодействий в условиях начальной школы. В монографии рассмотрены категории «педагогические взаимодействия», «конструктивные взаимодействия»; выявлены научные предпосылки конструктивных взаимодействий в учебной деятельности; определена специфика развития межличностных отношений младших школьников.
Кому рекомендованоМонография может представлять интерес студентам, аспирантам, соискателям, работникам системы повышения квалификации, руководителям образовательных учреждений, всем, интересующимся вопросами педагогической науки.
ISBN978-5-85158-335-3
УДК371
ББКЧ 421+431
Безродных, Т. В. Вопросы теории и практики конструктивных взаимодействий в условиях начальной школы : монография / Т. В. Безродных .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2008 .— 143 с. — ISBN 978-5-85158-335-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/211449 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В монографии рассмотрены категории «педагогические взаимодействия», «конструктивные взаимодействия»; выявлены научные предпосылки конструктивных взаимодействий в учебной деятельности; определена специфика развития межличностных отношений младших школьников. <...> Современное представление о педагогическом взаимодействии основывается на понимании его как детерминированной образовательной ситуацией особой связи субъектов и объектов образования, основанной на событийно-информативном, организационно-деятельностном и эмоционально-эмпатийном единстве и приводящей к количественным и/или качественным изменениям в организации педагогического процесса. <...> Ретроспективный анализ педагогической литературы 6 показал, что в истории отечественного образования содержатся научные предпосылки формирования понятия «конструктивные взаимодействия в учебной деятельности» (организация группового обучения и взаимообучения в Славяно-греко-латинской академии в XVII веке, Л.Ф. Магницким в XVIII веке в Школе математических и навигационных наук, при гимназии Московского университета, в XIX веке в учебных заведениях, организованных «Вольным обществом учреждений училищ взаимного обучения», в 20-е гг. <...> XX века организация групповых форм взаимодействия в учебной деятельности (А.Г. Ривин, В.Н. СорокаРосинский, С.Т. Шацкий), в 30−40-е гг. групповая внеурочная деятельность (А.С. Макаренко), 50−80-е гг. организация групповой учебновоспитательной деятельности (Х.Й. Лийметс, <...> ); как фактор развития субъектности студентов (С.В. Царев); как развивающее учебное взаимодействие (Р.Ш. Царева). <...> Однако недостаточно полно изучены вопросы, касающиеся развития межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности, и тем более в рамках организации конструктивных взаимодействий на уроке. <...> Понятия «конструктивные взаимодействия в учебной деятельности», «организация конструктивных взаимодействий <...>
Вопросы_теории_и_практики_конструктивных_взаимодействий_в_условиях_начальной_школы.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского Т.В. Безродных ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КОНСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Чита 2008
Стр.2
УДК 371 ББК Ч 421.+431 Б 404 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского Ответственный редактор: Л.А. Бордонская, д-р пед. наук, профессор ЗабГГПУ. Рецензенты: А.В. Рогова, профессор, д-р пед. наук, профессор ЗабГГПУ; Т.В. Алешкина, канд. пед. наук, зам. директора по учебной работе Читинского педагогического колледжа Б 404 Т.В. Безродных Вопросы теории и практики конструктивных взаимодействий в условиях начальной школы: Монография. –Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008. – 131 с. ISBN 978-5-85158-335-3 Содержание монографии актуализирует проблему современного образования – интеграцию целей воспитания и обучения в учебной деятельности. Анализируются подходы к организации конструктивных взаимодействий в условиях начальной школы. В монографии рассмотрены категории «педагогические взаимодействия», «конструктивные взаимодействия»; выявлены научные предпосылки конструктивных взаимодействий в учебной деятельности; определена специфика развития межличностных отношений младших школьников. Монография может представлять интерес студентам, аспирантам, соискателям, работникам системы повышения квалификации, руководителям образовательных учреждений, всем, интересующимся вопросами педагогической науки. УДК 371 ББК Ч 421.+431 ISBN 978-5-85158-335-3 © Т.В. Безродных, 2008 © ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................6 Глава I ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИКЕ И ПЕДАГОГИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ .......................................................................................8 1.1. Категория «взаимодействие» на междисциплинарном уровне ............8 1.2. Философско-педагогическое осмысление категории «взаимодействие» .......................................................................................... 21 Глава II ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ......................................... 31 2.1. Историко-педагогические подходы и научные предпосылки конструктивных взаимодействий ................................................................ 31 2.2. Характеристика межличностных отношений детей младшего школьного возраста ....................................................................................... 52 Глава III ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ............................. 67 3.1. Психолого-педагогическое обеспечение организации конструктивных взаимодействий в учебной деятельности младших школьников .................................................................................................... 67 3.2. Организация конструктивных взаимодействий на уроках естествознания ............................................................................................... 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................. 101 ГЛОССАРИЙ ................................................................................................. 103 ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................................................................ 105 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Весьма четко в последние десятилетия обозначилась тенденция поиска инновационных моделей и подходов к организации педагогического процесса, адекватных современным парадигмам и концепциям в образовании. Поэтому вполне закономерно, что и педагогическая теория, и педагогическая практика осуществляют попытку решить возникающие проблемы образовательного характера в связи с существенными изменениями во взглядах и действиях людей. Обращение к теме конструктивных взаимодействий в педагогическом процессе обусловлено происходящими изменениями в социокультурном развитии общества, которые, разумеется, отражаются в области образования. На данный момент в образовании происходит переосмысление опыта прошлого, осуществляется на его основе поиск инновационных подходов, отвечающих актуальным потребностям социума. Эффективность решения социально-личностных задач сегодня зависит не только от индивидуальных качеств, умений и знаний личности, но и от ее готовности и умения включиться в совместную деятельность на уровне партнерства, сотворчества, от сформированной культуры межличностного взаимодействия, умения поддерживать положительно окрашенные межличностные отношения. Однако в одних взаимодействиях индивид выступает активным участником, влияющим на деятельность и общение, в других же ему приходится ограничиваться ролью зрителя, либо исполнителя. В то время как личность, удовлетворенная системой межличностных отношений, складывающихся в результате взаимодействия, а также своим положением в ней, наиболее успешна во многих сферах жизнедеятельности. Сложно переоценить значение педагогического взаимодействия в системе школьного образования в формировании личности, способной устанавливать позитивно окрашенные отношения с окружающими людьми. Современное представление о педагогическом взаимодействии основывается на понимании его как детерминированной образовательной ситуацией особой связи субъектов и объектов образования, основанной на событийно-информативном, организационно-деятельностном и эмоционально-эмпатийном единстве и приводящей к количественным и/или качественным изменениям в организации педагогического процесса. В то же время изменения в организации педагогического процесса варьируются в зависимости от видов педагогических взаимодействий – деструктивный (разрушающий), рестриктивный (ограничивающий), реструктивный (поддерживающий) и конструктивный (развивающий) (Е.В. Коротаева). Проблема организации конструктивных взаимодействий многогранна и широка. Ретроспективный анализ педагогической литературы 6
Стр.6
показал, что в истории отечественного образования содержатся научные предпосылки формирования понятия «конструктивные взаимодействия в учебной деятельности» (организация группового обучения и взаимообучения в Славяно-греко-латинской академии в XVII веке, Л.Ф. Магницким в XVIII веке в Школе математических и навигационных наук, при гимназии Московского университета, в XIX веке в учебных заведениях, организованных «Вольным обществом учреждений училищ взаимного обучения», в 20-е гг. XX века организация групповых форм взаимодействия в учебной деятельности (А.Г. Ривин, В.Н. СорокаРосинский, С.Т. Шацкий), в 30−40-е гг. групповая внеурочная деятельность (А.С. Макаренко), 50−80-е гг. организация групповой учебновоспитательной деятельности (Х.Й. Лийметс, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, И.Б. Первин)). На современном этапе конструктивные взаимодействия исследуются с психологической точки зрения и рассматривались как «конструктивное общение» (Г.В. Гатальская, Т.Г. Григорьева, Т.К. Губкина, А.В. Крыленко, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева); подвергались изучению и обобщению с педагогической точки зрения (Е.В. Коротаева, И.В. Трайнев); рассматривались как оптимизация взаимодействия с подростками (С.Кривцова, Е. Мухаматулина); как фактор развития субъектности студентов (С.В. Царев); как развивающее учебное взаимодействие (Р.Ш. Царева). Проведенные исследования внесли значительный вклад в развитие представлений о конструктивных взаимодействиях в учебной деятельности: в них содержались оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. В то же время анализ теоретикопрактических исследований показал, что до настоящего времени не изучено влияние конструктивных взаимодействий на развитие межличностных отношений школьников. Более того, попытки изучения особенностей развития межличностных отношений младших школьников в учебной деятельности имели место в работах таких ученых как Н.М. Брунчуковой, А.К. Дусавицкого, Г.А. Карповой, А.В. Киричука, Я.Л. Коломинского, А.В. Мудрика, А.А. Реана и др. Однако недостаточно полно изучены вопросы, касающиеся развития межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности, и тем более в рамках организации конструктивных взаимодействий на уроке. Понятия «конструктивные взаимодействия в учебной деятельности», «организация конструктивных взаимодействий в учебной деятельности», «межличностные отношения младших школьников в учебном процессе» недостаточно изучено в трудах исследователей педагогической теории и практики. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ