Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Историко-культурное наследие и общество: теория и методика охраны памятников (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКулемзин Анатолий Михайлович
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц147
ID683053
АннотацияВ учебном пособии раскрыта взаимосвязь общества и недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Они показаны как специфический феномен деятельности человека. Изложена методика их охраны и использования.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета социально-культурных технологий
Кому рекомендованоУчебное пособие рекомендовано для магистрантов направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также для студентов гуманитарных факультетов, изучающих музейное дело, охрану и использование культурного наследия.
ISBN978-5-8154-0417-5
УДК930.85:351.853(075.8)
ББК79.0я73
Кулемзин, А. М. Историко-культурное наследие и общество: теория и методика охраны памятников : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.04.04 "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия", профиль "Проектно-инновационная деятельность в сфере культурно-познавательного туризма". Квалификация (степень) выпускника: "магистр" / КемГИК; А. М. Кулемзин .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2018 .— 147 с. — ISBN 978-5-8154-0417-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/683053 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Историко-культурное_наследие_и_общество_теория_и_методика_охраны_памятников.pdf
УДК 930.85:351.853(075.8) ББК 79.0я73 К90 Утверждено на заседании кафедры музейного дела 08.06.2017 г., протокол № 10. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета социально-культурных технологий 14.06.2017 г., протокол № 9. Рецензенты: В. М. Кимеев, д-р ист. наук, проф. кафедры археологии ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»; А. И. Мартынов, д-р ист. наук, академик РАЕН, проф. кафедры музейного дела ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Кулемзин, А. М. К90 Историко-культурное наследие и общество: теория и методика охраны памятников [Текст]: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль «Проектно-инновационная деятельность в сфере культурно-познавательного туризма» / А. М. Кулемзин; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. – 147 с. ISBN 978-5-8154-0417-5 УДК 930.85:351.853(075.8) ББК 79.0я73 В учебном пособии раскрыта взаимосвязь общества и недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Они показаны как специфический феномен деятельности человека. Изложена методика их охраны и использования. Учебное пособие рекомендовано для магистрантов направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также для студентов гуманитарных факультетов, изучающих музейное дело, охрану и использование культурного наследия. ISBN 978-5-8154-0417-5 © Кулемзин А. М., 2018 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2018 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время роль культурного наследия в обществе постоянно возрастает. Знакомство с мировым и отечественным культурным наследием не только становится одной из форм удовлетворения духовных потребностей, но и активно влияет на социальные процессы. Одной из сфер деятельности современного российского общества является сохранение и использование историко-культурного наследия в целях развития науки, культуры, организации досуга людей. Значительной частью наследия являются недвижимые объекты или памятники истории и культуры (в дальнейшем – памятники). Между памятниками и обществом постоянно существует не всегда видимая связь. Памятники, являясь частью историко-культурной среды, оказывают влияние на знания о прошлом и на мировоззрение людей. Уже в глубокой древности правители осознавали эмоциональную силу воздействия исторических реликтов и монументальных сооружений на сознание людей. Они объявлялись святынями и использовались властью в целях сплочения общества вокруг культивируемых идей. Столицы украшались величественной архитектурой и скульптурой. Однако уже в античном мире (Геродот, Павсаний, Цицерон, Полибий) древние реликты стали рассматриваться еще и как важные исторические свидетельства. Власть постоянно пыталась установить контроль над этой частью историко-культурного наследия. Если памятники отвечали потребностям официальной идеологии, то они сохранялись, реставрировались, связанные с ними лица и события всячески пропагандировались. Идеологически нейтральные памятники оставались без внимания, разрушались под воздействием времени, а противоречащие официальной идеологии – разрушались целенаправленно. В обществах, сотрясаемых социальными ка3
Стр.3
таклизмами, невозможно полноценное сохранение и использование историко-культурного наследия. Для того чтобы не допустить ошибок прошлого, прекратить уничтожение исторических и культурных памятников, поднять из руин разрушенное, использовать передовой опыт цивилизованных стран, усилить их просветительное влияние, необходимо глубокое научное познание сущности памятников как специфического феномена культурной жизни, оказывающего влияние на социальное сознание современных людей. Данная учебная дисциплина начала формироваться в начале 80-х гг. ХХ в. в связи с введением в вузах нашей страны на гуманитарных факультетах дисциплин по изучению историко-культурного наследия. Первыми среди них были Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Московский государственный историко-архивный институт, Московский государственный институт культуры, Уральский государственный университет, Кемеровский государственный институт культуры и Кемеровский государственный университет. В настоящее время специальности «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и «Музейное дело и охрана памятников» открыты более чем в трех десятках вузов страны. Изучение недвижимых памятников ведется во многих вузах на исторических, обществоведческих и гуманитарных направлениях подготовки. Сохранение и использование исторического и культурного наследия является одной из основных государственных задач Российской Федерации, а также одним из направлений деятельности ЮНЕСКО и других международных организаций с целью сохранения национальных культур и культурного разнообразия народов мира. В настоящее время не все разделы памятниковедческой науки исследованы в равной степени. Менее исследованными являются вопросы теоретического характера, связанные с методикой сохранения и использования недвижимых памятников. Необходимость изучения магистрантами данной дисциплины обусловлена тем, что охрана памятников является профес4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………....... 3 Глава I. ТЕОРИЯ ПАМЯТНИКОВЕДЕНИЯ 1.1. Охрана памятников – специфическая форма деятельности людей………………………………………………..…... 7 1.2. Охрана памятников – всеобщее культурное явление...… 11 1.3. Памятниковедение – наука о памятниках. ……………… 29 1.4. Памятники истории и культуры – факторы внешней среды... 39 1.5. Социальные функции памятников…………………...….. 50 1.6. Понятие «памятник истории и культуры»………………. 56 1.7. Классификация памятников по гносеологическому признаку……………………………………….…………..……….. 60 Рекомендуемая литература к главе I…………..…………...… 67 Глава II. МЕТОДИКА ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ 2.1. Теоретические и методические принципы памятникоохранительной деятельности………………………………..... 69 2.2. Методика выявления, учета и изучения памятников….. 77 2.3. Охрана памятников………………………..……………… 87 145
Стр.145
2.4. Использование памятников………………………………. 104 2.5. Инновационные методы использования памятников….. 117 2.6. Музеи-заповедники – перспективный метод использования историко-культурного наследия…………………….… 132 Рекомендуемая литература к главе II………………...………. 140 Заключение…………………………………………………….. 143 146
Стр.146

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.