Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

«Туристическая деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (150,00 руб.)

0   0
Авторы Рубцова Н.О., Латчук В.Н. , Ильин В. А., Карпушкин А. А.
Издательство[Б.и.]
Страниц252
ID210632
АннотацияРаскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов по организационно-педагогическим аспектам адап- тивной двигательной рекреации в туризме, дается представление о содержании рекреационных оздоровительных, спортивных, экскур- сионных и анимационных программ, о рекреационных ресурсах и рекреационной сети в туризме, а также о методике рекреационного обслуживания лиц с ограниченными возможностями.
Кем рекомендованоРекомендовано федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Государственный университет управления» в качестве учебного пособия
Кому рекомендовано для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» дисциплине «Адаптивная двигательная реакция».
ISBN978-5-94170-549-8-5-94170-549-8
УДК796.011
ББК75.09
«Туристическая деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья» / Н.О. Рубцова, В.Н. Латчук, В. А. Ильин, А. А. Карпушкин .— : [Б.и.], 2013 .— 252 с. — ISBN 978-5-94170-549-8-5-94170-549-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/210632 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» (ПГУ) Туристская деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья Рекомендовано федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Государственный университет управления» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» дисциплине «Адаптивная двигательная реакция». <...> А. П. Лаптев Т86 Туристская деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья : учеб. пособие / Н. О. Рубцова, <...> ISBN 978-5-94170-549-8 Раскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов по организационно-педагогическим аспектам адаптивной двигательной рекреации в туризме, дается представление о содержании рекреационных оздоровительных, спортивных, экскурсионных и анимационных программ, о рекреационных ресурсах и рекреационной сети в туризме, а также о методике рекреационного обслуживания лиц с ограниченными возможностями. <...> Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», а также для специалистов и работников органов управления специальным образованием, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений системы социальной защиты, общественных объединений и организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов. <...> Рекомендации по разработке и реализации познавательно-экскурсионных программ в области историко-культурного наследия для лиц с ограниченными возможностями .......................................... 94 <...> Организационно-методические особенности проведения <...>
«Туристическая_деятельность_лиц_с_отклонениями_в_состоянии_здоровья».pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» (ПГУ) Туристская деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья Рекомендовано федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Государственный университет управления» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» дисциплине «Адаптивная двигательная реакция». Регистрационный номер рецензии 686 от 21 декабря 2012 г. ФГАУ ФИРО Второе издание, исправленное и дополненное Пенза Издательство ПГУ 2013
Стр.1
УДК 796.011 ББК 75.09 Т86 Р е ц е н з е н т ы: кафедра теоретических основ физического воспитания Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского; доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены, экологии и спортсооружений Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма А. П. Лаптев Туристская деятельность лиц с отклонениями Т86 в состоянии здоровья : учеб. пособие / Н. О. Рубцова, В. Н. Латчук, В. А. Ильин, А. А. Карпушкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. – 252 с. ISBN 978-5-94170-549-8 Раскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов по организационно-педагогическим аспектам адаптивной двигательной рекреации в туризме, дается представление о содержании рекреационных оздоровительных, спортивных, экскурсионных и анимационных программ, о рекреационных ресурсах и рекреационной сети в туризме, а также о методике рекреационного обслуживания лиц с ограниченными возможностями. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», а также для специалистов и работников органов управления специальным образованием, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений системы социальной защиты, общественных объединений и организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов. УДК 796.011 ББК 75.09 ISBN 978-5-94170-549-8 2 © Пензенский государственный университет, 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................... 6 Г л а в а 1. ТУРИЗМ В АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ ............................................................................................. 11 1.1. Социально-исторические аспекты создания безбарьерной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями ........................................... 11 1.2. Основные понятия и определения туризма лиц с ограниченными возможностями ........................................... 16 1.3. Основные сегменты индустрии туризма в России ................. 21 1.4. Мотивация занятий туризмом и ............................................... 33 Контрольные вопросы ...................................................................... 39 Г л а в а 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА .............................. 40 2.1. Понятие о рекреации в туризме для лиц с ограниченными возможностями и ее функции .................................................. 40 2.2. Рекреационный туризм как вид адаптивной двигательной рекреации .................................................................................. 52 2.3. Реабилитационные возможности туризма в адаптивной двигательной рекреации ................................... 58 2.4. Особенности участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в туристских мероприятиях ......... 70 2.5. Структура и содержание туристских программ для детей с отклонениями в состоянии здоровья ................. 82 Контрольные вопросы ...................................................................... 86 Г л а в а 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ .............................................................................. 88 3.1. Особенности подбора социально-досуговых туристских программ для лиц с ограниченными возможностями .......................................................................... 88 3.2. Рекомендации по разработке и реализации познавательно-экскурсионных программ в области историко-культурного наследия для лиц с ограниченными возможностями .......................................... 94 3.3. Разработка и реализация туристско-оздоровительных программ для лиц с ограниченными возможностями ...........104 3
Стр.3
3.4. Рекомендации по разработке и реализации коррекционно-развивающих подвижных игр в туризме .................................................................................... 127 Контрольные вопросы ...................................................................... 141 Г л а в а 4. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ............................................................................. 143 4.1. Организационно-методические особенности проведения оздоровительно-спортивных туристских лагерей с участием лиц с ограниченными возможностями ................ 143 4.2. Организационно-методические особенности проведения туристских походов с участием лиц с ограниченными возможностями .......................................................................... 150 4.3. Организационно-методические особенности проведения туристских слетов с участием лиц с ограниченными возможностями ......................................................................... 156 Контрольные вопросы .................................................................... 162 Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ .................................... 163 5.1. Социально-психологические проблемы туристов с ограниченными возможностями при подготовке туристских мероприятий и пути их решения ..................................................................... 163 5.2. Этикет общения с лицами, имеющими ограниченные возможности, при проведении туристских мероприятий .............................................................................. 173 5.3. Специфические особенности подготовки туристских мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями и обеспечение безопасности......................... 183 Контрольные вопросы ...................................................................... 189 Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ................................................................... 190 6.1. Менеджмент безопасности в адаптивной физической культуре, спорте и туризме лиц с отклонениями в состоянии здоровья ................................................................. 190 4
Стр.4
6.2. Основные факторы риска при возникновении чрезвычайных ситуаций у различных категорий лиц с нарушениями в состоянии здоровья......................................194 6.3. Взаимопомощь у лиц с нарушениями в состоянии здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций.........................198 6.4. Планирование мероприятий по обеспечению безопасности туристских мероприятий с участием лиц с отклонениями в состоянии здоровья ....................................199 Контрольные вопросы ......................................................................201 Список литературы....................................................................................203 Приложение 1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ................................................206 Приложение 2. Декларация по туризму (извлечения) ...........................219 Приложение 3. Монреальская декларация (извлечения).......................223 Приложение 4. Заболевания внутренних органов и рекомендуемые виды туристских мероприятий .................................229 Приложение 5. Основные типы минеральных вод ................................232 Приложение 6. Основные типы лечебных грязей..................................234 Приложение 7. Примерный план подготовки и проведения полевого оздоровительно-спортивного туристского лагеря районного масштаба.....................................................................................................236 Приложение 8. Примерная программа полевого оздоровительно-спортивного туристского лагеря .................................239 Приложение 9. Примерный учебный план полевого оздоровительно-спортивного туристского лагеря для начинающих туристов........................................................................240 Приложение 10. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации (извлечения) ......................................................241 Приложение 11. Типовой перечень снаряжения и оборудования полевого туристского лагеря (из расчета на 50 человек) .....................249 Приложение 12. Рекомендуемый список группового снаряжения для участия в работе туристского лагеря ...............................................250 Приложение 13. Рекомендуемый список личного снаряжения участника полевого туристского лагеря .................................................251 5
Стр.5
Введение Представления социума о здоровье и болезни, норме и патологии изменчивы, динамичны, во многом определяются культурноисторическими условиями, эпохой и во многом зависят от системы ценностных ориентаций и социальных установок. Грань между здоровыми и больными по своей сути есть социальный конструкт. Соответственно, неспособность инвалидов к различным видам деятельности, сложности в адаптации, изолированность от общества – это результат бытующих в данном обществе социальных представлений. Понятие «инвалидность» раскрывается как ограничение жизнедеятельности, выраженное в полной или частичной утрате человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной адаптации. Инвалиды составляют особую категорию населения, численность которой постоянно увеличивается. Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности. В большинстве развитых стран мира понятие «инвалид» заменено на «лицо с ограниченными возможностями», что более гуманно по отношению к больным людям, так как подразумевает определенный конструктивизм, возможность комплексной реабилитации и социальной адаптации. Обеспечивая социальную защищенность лиц с ограниченными возможностями, государство должно создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности. 6
Стр.6
Эффективность реабилитационного воздействия физкультуры, спорта и туризма на инвалидов является научно доказанным фактом. Сегодня одним из перспективных направлений в практике реабилитации инвалидов становится туристская деятельность, которая способствует развитию их возможностей, навыков, компетентности и интеграции в социальную жизнь, а одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий в ней является рекреационный туризм, основная целевая функция которого – восстановление физических и психических сил человека средствами туризма. Перед государством в области реабилитации людей с ограниченными возможностями стоит первостепенная задача по их социализации, в связи с этим туристское движение сегодня призвано решить следующие задачи:  с помощью средств туризма обеспечить людям, имеющим инвалидность, доступ к прекрасному миру природы;  содействовать всестороннему гармоничному развитию личности инвалида и обеспечению его полноценного отдыха. В настоящее время рекреационный туризм становится одним из основных методов в практике реабилитации лиц с ограниченными возможностями. При этом одним из основных позитивных средств удовлетворения общественно полезной потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности с ограниченными возможностями является двигательная активность, связанная непосредственно с рекреацией, т.е. адаптивная двигательная рекреация. Являясь разновидностью адаптивной физической культуры и спорта, адаптивная двигательная рекреация средствами туризма позитивно влияет на здоровье и общее психофизическое состояние лиц с ограниченными возможностями. В связи с этим исключительную остроту приобретает проблема подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров и специалистов в сфере туристской деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями, создания соответствующей научной и учебно-методической базы. Целями подготовки специалистов в области адаптивной двигательной рекреации средствами туризма являются формирование у студентов целостного представления о роли туризма для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, о содержании туристско-спортивной и оздоровительной деятельности, где осуществляется туристский технологический процесс в адаптивной двигательной рек7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ