Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Концепт

Концепт №4 2012 (190,00 руб.)

0   0
Страниц112
ID209543
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Концепт .— 2012 .— №4 .— 112 с. — URL: https://rucont.ru/efd/209543 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». <...> Чеглакова Лариса Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и маркетинга ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров larisa_s_76@mail.ru Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей Аннотация. <...> Были созданы несколько научных центров по разработке теории и практи~1~ ART 1233 УДК 371.693:338.24 Чеглакова Л. С. <...> Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». <...> Введение и широкое применение деловых игр в ВУЗах позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых экономических дисциплин на 30–50% при большем эффекте усвоения материала. <...> Итак, оценивая роль деловых игр в подготовке и переподготовке экономических кадров можно выделить следующие параметры: ‒ применение в деловых играх моделей реальных социально-экономических систем позволяет максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности руководителей и специалистов; ~2~ ART 1233 УДК 371.693:338.24 Чеглакова Л. С. <...> Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». <...> Характерологические признаки ролевых игр: ‒ наличие модели управляющей системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему; ‒ наличие ролей; ‒ различие ролевых ценностей участников игры, исполняющих разные роли (компетентность); ‒ взаимодействие ролей; ‒ наличие общей цели у всего игрового коллектива; ‒ многоальтернативность решений; ~3~ ART 1233 УДК 371.693:338.24 Чеглакова Л. С. <...> Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических <...>
Концепт_№4_2012.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№4_2012.pdf
ART 1233 УДК 371.693:338.24 Чеглакова Л. С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Март 2012, ART 1233. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1233.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618. Чеглакова Лариса Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и маркетинга ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров larisa_s_76@mail.ru Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей Аннотация. В статье определены роль и значение деловых игр в подготовке студентов экономических специальностей, представлены основные группы игр, а также условия эффективного применения данных методов во время организации учебно-познавательной деятельности студентов. Ключевые слова: деловая игра, учебный процесс, игровое имитационное моделирование, экономические дисциплины. Современный лавинообразный рост числа научно-исследовательских и учебнометодических разработок представляет собой неизбежное следствие трансформации российской системы высшего профессионального образования в области экономики, вызванной изменяющимися запросами рынка труда, особенно в сегменте трудоустройства молодых специалистов. К числу основных требований работодателя относятся не только фундаментальная профессиональная подготовка соискателя, но и обладание им целым комплексом личностных и профессиональных компетенций, навыков практической деятельности, способность к быстрому обучению, в том числе самосовершенствованию, склонность к применению в трудовой деятельности инструментов бенчмаркинга, лучших практик из других профессиональных областей. Требования к современным дисциплинам, преподаваемым в высших учебных заведениях, предполагают применение как традиционных, так и инновационных методик обучения, способствующих формированию у студентов необходимых для успешной профессиональной деятельности практических навыков работы. Достижение поставленных задач предполагает, наряду с классическими лекционными и семинарскими занятиями, широкое внедрение в учебный процесс различных форм самостоятельной работы слушателей. В числе последних особое место занимает такая интерактивная методика обучения как деловая игра, используемая в качестве основной формы организации практической работы студентов. Данная профессионально-ориентированная технология отражает качественные изменения в современной системе высшего образования, которая нацелена на овладение студентами профессиональными и коммуникативными компетенциями наряду с активным творческим участием в обсуждении изучаемого материала, индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности. В настоящее время в мире используется более 2 000 деловых игр. Экспериментальное игровое моделирование стало интенсивно развиваться с середины 50-х годов. Первые игры были разработаны в США (1955 г., "Rand Corporation", 1958 г., Американская ассоциация управления). Распространяются и внедряются деловые игры в Англии, Канаде, Японии, Франции, Германии, Польше и т. д. [1]. В нашей стране в 1966 г. была создана первая крупномасштабная игра «Реформа», в 1968 г. деловая игра «Астра» (Ленинградский финансово-экономический институт). Были созданы несколько научных центров по разработке теории и практи~ 1 ~
Стр.1
ART 1233 УДК 371.693:338.24 Чеглакова Л. С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Март 2012, ART 1233. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1233.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618. ки деловых игр (Москва, Санкт-Петербург, Киев, Новосибирск, Челябинск и др.), постоянно проводятся семинары по активным методам обучения. Деловые игры являются одной из наиболее эффективных форм решения практических задач обучения специалистов. Выступая как динамические модели упрощенной действительности, они позволяют имитировать реальные ситуации из практики будущей профессиональной работы студентов, реализуя различные сценарии построения процесса принятия решений и взаимодействия между контрагентами. При этом создаваемая имитационная модель требует немедленного решения поставленной задачи, развивая и укрепляя знания и навыки студентов, приобретенные на всех этапах обучения. Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков. Французский ученый Р. Калуа в своей работе «Структура и классификация игр» определяет общие характеристики, согласно которым игра свободна (у участника нет никаких обязательств), изолирована во времени и пространстве, регламентирована правилами, в ней создается и поддерживается высокое эмоцианально-интеллектуальное напряжение участников через систему управления их взаимодействием [2]. В реальной действительности круг необходимых для жизни и работы знаний постоянно расширяется, а возможности их усвоения не беспредельны. Важнейшей задачей поэтому становится не только умение отбирать необходимые знания, систематизировать их, но и умение преобразовывать эти знания, приближать их к сегодняшним жизненным и профессиональным ситуациям, практике, к реальной профессиональной деятельности. Это означает, что деловая игра как метод активного обучения, помогают в теоретическом и практическом аспекте подготовки специалистов. Игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Деловые игры позволяют моделировать различные производственные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы. Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля носит достаточно многообразный характер, поэтому применение деловой игры в подготовке специалистов в области экономики, поможет активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью. Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается 20% информационного материала, в то время как в деловой игре 90% [3]. Введение и широкое применение деловых игр в ВУЗах позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых экономических дисциплин на 30–50% при большем эффекте усвоения материала. Этот фактор является очень существенным для более частого применения деловых игр в условиях обучения при постоянном временном дефиците. Итак, оценивая роль деловых игр в подготовке и переподготовке экономических кадров можно выделить следующие параметры: ‒ применение в деловых играх моделей реальных социально-экономических систем позволяет максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности руководителей и специалистов; ~ 2 ~
Стр.2
ART 1233 УДК 371.693:338.24 Чеглакова Л. С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Март 2012, ART 1233. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1233.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618. ‒ принятие управленческих решений в деловых играх осуществляется ее участниками, которые выполняют определенные роли, а поскольку интересы разных ролей не совпадают, то решение приходится принимать в условиях конфликтных ситуаций; ‒ проведение деловых игр является коллективным методом обучения, в результате игры формируется коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп; ‒ в деловых играх специальными средствами создается определенный эмоциональный настрой игроков, помогающий активному включению обучаемых в решение изучаемой проблемы. В игровом имитационном моделировании широко представлены деловые игры. В. Я. Платов рассматривает основные характерологические признаки имитационных методов активного обучения [4]. 1. Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что обучаемым предъявляется ситуация, связанная с некоторым моментом функционирования конкретной ситуации социально-экономической системы. Задача обучаемых – коллективное принятие управленческого решения в конкретной ситуации. Для активизации занятия могут быть организованы группы, каждая из которых предлагает свой вариант решения (в виде рецензии или публичного защиты). Итог подводит преподаватель, проводящий занятие. Характерологическим признаком анализа конкретной ситуации являются: ‒ наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени; ‒ коллективная выработка решений; ‒ многоальтернативность решений; ‒ единая цель группы при выработке решений; ‒ наличие системы группового оценивания деятельности обучаемых; ‒ наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых. Применение метода анализа конкретных ситуаций целесообразно в тех случаях, когда рассматривается отдельная, относительно сложная организационная, экономическая или управленческая задача, правильное решение которой заранее известно преподавателю. За ним остается последнее слово при подведении итогов. 2. Ролевые игры. В таких играх обычно отрабатывается умение руководить людьми. До 40% всех вопросов, решаемых руководителем, относится к управлению коллективом, то есть успех руководства зависит от умения руководителя взаимодействовать с другими людьми. Для проведения игры необходимо моделировать управляющие системы, входящие в структуру конкретных социально-экономических систем. Среди участников игры при разборе предлагаемых ситуаций распределяются роли, которые могут носить групповой характер. Задача игры – выработка для исполнителя каждой роли на каждом игры оптимальной стратегии поведения. Характерологические признаки ролевых игр: ‒ наличие модели управляющей системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему; ‒ наличие ролей; ‒ различие ролевых ценностей участников игры, исполняющих разные роли (компетентность); ‒ взаимодействие ролей; ‒ наличие общей цели у всего игрового коллектива; ‒ многоальтернативность решений; ~ 3 ~
Стр.3