Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Концепт

Концепт №3 2012 (190,00 руб.)

0   0
Страниц111
ID209542
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Концепт .— 2012 .— №3 .— 111 с. — URL: https://rucont.ru/efd/209542 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Логистика как дисциплина изучения и как методология образовательного процесса // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». <...> Носов Александр Леонидович, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Киров Logistic_vgu@mail.ru Логистика как дисциплина изучения и как методология образовательного процесса Аннотация. <...> Логистика как дисциплина изучения и как методология образовательного процесса // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». <...> Логистика как дисциплина изучения и как методология образовательного процесса // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». <...> Логистика как дисциплина изучения и как методология образовательного процесса // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». <...> 1) обслуживания потребителей; 2) проектирования цепей поставок; 3) формирования транспортно-логистической сети; 4) проектирования распределительных центров, складов и их операций; 5) управления транспортировкой; 6) материального менеджмента; 7) информационных технологий; 8) управления организацией и изменениями. <...> Основными целями образовательной деятельности центра являются: ‒ анализ рынка услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации в области логистики; ‒ организация повышения квалификации и переподготовка по широкому спектру программ по логистике и управлению логистическим бизнесом; ‒ оказание консультационных услуг логистическим организациям; ‒ организация и проведение семинаров, форумов, симпозиумов и тренингов, а также распространение материалов <...>
Концепт_№3_2012.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№3_2012.pdf
ART 1217 УДК 37.014.54 Носов А. Л. Логистика как дисциплина изучения и как методология образовательного процесса // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Март 2012, ART 1217. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1217.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618. Носов Александр Леонидович, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Киров Logistic_vgu@mail.ru Логистика как дисциплина изучения и как методология образовательного процесса Аннотация. В статье рассматриваются возможные приложения логистики в учебном процессе образовательного учреждения. Выделяются функциональные области и виды потоков, актуальные для учебного заведения. Показано, что логистика является методологией управления материальными, информационными, кадровыми и другими потоками, формирующими качество учебного процесса. Отмечается роль стратегического планирования логистики. Подчеркивается важность логистики как образовательной дисциплины, формирующей системные компетенции выпускников. Ключевые слова: логистика, образование, поток, качество, стратегия, управление, компетенции, кадры. Термин «логистика» широко используется в экономике как название дисциплины, представляющей методологию управления потоковыми процессами. В практической деятельности логистикой называют деятельность, направленную на рациональную организацию процессов движения товаров от места их возникновения до потребителей. При этом выделяется цель логистики – поставить нужные товары конкретным потребителям, в заданные время и место, в определенных количествах, с обеспечением необходимого качества, при минимальных издержках [1]. Предметом логистики являются потоки на всем пути своего следования от момента возникновения до момента полного их потребления. В качестве потоков рассматриваются: материальные (грузовые), финансовые, информационные и сервисные. Все они неразрывно связаны между собой: без финансового потока не возникает материального, а сам материальный поток может стать источником финансового потока. Материальный и финансовый потоки связаны с информационными потоками. Однако ни один из указанных потоков не может существовать без человека, который их инициирует, ими управляет и сам их потребляет. Логистика является для человека тем инструментом, который позволяет управлять взаимосвязанными потоками, повышать их эффективность и снижать затраты на обслуживание потоков, что ведет к получению дополнительной прибыли субъектов экономических процессов регионов. Общим методологическим принципом логистики является системный подход, основанный на функциональном, корпоративном или территориальном выделении сферы деятельности, определении целевой функции деятельности, формировании или подборе функциональных элементов или действующих лиц и объединении их в логистическую систему. Логистика функционально включает закупочную, транспортную, складскую, распределительную деятельности, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Интегрирующими областями при этом выступают информационная логистика, управление запасами и логистический сервис. По акцентам приложения общую логистику можно разделить на коммерческую и производственную. ~ 1 ~
Стр.1
ART 1217 УДК 37.014.54 Носов А. Л. Логистика как дисциплина изучения и как методология образовательного процесса // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Март 2012, ART 1217. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1217.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618. Коммерческая логистика [2] в качестве материального потока рассматривает движение сырья, комплектующих изделий, товарной продукции. В ней акценты смещены в области закупок, транспортировки, хранения и распределения. Движение товаров осуществляют субъекты коммерческой деятельности: поставщики, посредники, потребители. Взаимодействие последних образует сложные логистические системы, организованные в цепи поставок. Управление цепями поставок является предметом особого рассмотрения в логистике и часто представляется в виде отдельной дисциплины. Традиционно производственная логистика как дисциплина представляет методологию эффективного управления материальными и информационными потоками производственных предприятий, ориентированных на массовый выпуск продукции [3]. Под материальным потоком (МП) подразумеваются: ‒ материальные ресурсы (МР) – входная стадия производственной системы (ПС), рассматриваемая от источников их зарождения; ‒ незавершенные производства (НП) – производственная стадия движения МП от входа до выхода производственной системы; ‒ готовая продукция (ГП) – выходная стадия ПС, включающая процесс движения ГП до потребителя и послереализационный сервис. Информационные потоки (ИП) включают в себя всю бумажную и электронную документацию, а также данные, сопровождающие, организующие и управляющие МП. Практика внедрения логистических методов в традиционные сферы материального производства показала их высокую эффективность. Логистика, как наука, объединила и теоретически переработала практический опыт построения логистических систем. Дальнейшее развитие логистики требует расширения областей ее использования. Получило широкое распространение использование принципов логистики в различных видах деятельности, не связанных с материальными потоками в понимании их общей товарной сущности, но связанных с потоками некоторых специфических элементов. Таким образом появилась сельскохозяйственная логистика, пассажирская логистика, логистика туризма, финансовая логистика и т. д. Действительно, все массовые потоковые процессы подчиняются общим закономерностям. Если эти закономерности выявлены в одной сфере приложения, то вполне логично их использовать и в новых сферах. В качестве новой области рассмотрим учебный процесс профессионального образования, а в качестве объекта приложения логистических принципов – высшее или среднее специальное учебное заведение (ВУЗ или ССУЗ) [3]. Материальным потоком в учебном заведении являются студенты, производственным процессом – учебный процесс. На входе МП находятся абитуриенты – материальный ресурс, на выходе – специалисты – готовая продукция. Студент, находясь в учебном процессе между МР и ГП, является незавершенным производством (НП). Рассматривая учебный процесс с точки зрения логистики, можно выделить функциональные области: закупочную, производственную, сбытовую (по терминологии логистики). Функции закупочной логистики в учебном процессе – это организация приема, подготовительных курсов, работа с поставщиками студентов: семьей, школой, другими учебными заведениями. Функции сбытовой логистики включают в себя трудоустройство специалистов, социальное партнерство, предоставление послевыпускного сервиса, переподготовку специалистов, взаимодействие с работодателями. ~ 2 ~
Стр.2
ART 1217 УДК 37.014.54 Носов А. Л. Логистика как дисциплина изучения и как методология образовательного процесса // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Март 2012, ART 1217. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1217.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618. Функции производственной логистики накладываются на технологию учебного процесса. Особенностью этого процесса с точки зрения логистики является заданность временных параметров, определяемых учебным планом. Вариативной характеристикой при этом является наполнение и качество учебного процесса. При этом логистика предусматривает реализацию принципов TQM – непрерывного контроля качества. Качество учебного процесса определяется через качество ГП, т. е. выпускника – специалиста. Понятие качества в соответствии с принципами квалиметрии можно определить количественно, как степень приближения к эталону, определяемому потребителем, или как меру способности выпускников выполнять полезные функции у работодателя. В соответствии со стадиями жизненного цикла объекта его качество планируется, реализуется, поддерживается. Для учебного заведения планирование качества специалистов обуславливает сам подход к организации учебного процесса. Реализация качества происходит через управление качеством учебного процесса и оценивается через показатели качества его носителя – студента и специалиставыпускника. Поддержание качества выпускника может быть достигнуто путем предоставления ему некоторого послевыпускного сервиса, сохранения связи учебного заведения с выпускником, предоставления возможности переподготовки, получения специальных знаний, консультаций и т. д. Построение логистической системы управления учебным процессом начинается с определения цели. Целью логистического подхода к управлению учебным заведением является эффективность, целью системы управления учебным процессом является его качество. Система управления включает и организует деятельность всех участников учебного процесса: администрацию, сотрудников, преподавателей, студентов. Для обеспечения устойчивости системы и самостоятельности отдельных еѐ элементов необходима мотивация. Важнейшей мотивационной составляющей деятельности в реализации эффективности и качества является удовлетворение результатами. Удовлетворение включает как моральный, так и материальный аспекты. Моральными сторонами являются радость от хорошо выполненной и интересной работы, оценка результатов своего труда другими членами коллектива, удовольствие от полученных знаний и умений, хорошего взаимоотношения. Материальная сторона удовлетворѐнности заключается в достойном уровне заработной платы и пропорциональности получаемого вознаграждения затратам и результатам своего труда в общем процессе. Таким образом, получаем три составляющие цепи логистики учебного процесса: эффективность, качество, удовлетворение. На основании этого формулируется миссия учебного заведения. Например, такая миссия: эффективность управления, качество обучения, удовлетворение результатами. Более традиционным приложением логистики в учебном заведении является материальное обеспечение его жизнедеятельности. Необходимо выявлять материальные потребности, находить источники их получения, определять поставщиков, организовывать закупки, контролировать получение и распределение ресурсов, создавать необходимые запасы расходных материалов, утилизировать отслужившее оборудование. Таким образом, прослеживается поток материальных ценностей, обеспечивающих учебный, научный, хозяйственный и административные процессы. В основе лежит планирование, исполнение, контроль и оптимизация материального потока по затратам, качеству и эффективности. ~ 3 ~
Стр.3