Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Концепт

Концепт №1 2012 (190,00 руб.)

0   0
Страниц47
ID209540
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Концепт .— 2012 .— №1 .— 47 с. — URL: https://rucont.ru/efd/209540 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концептуальные основы модульного учебника по физике как психодидактической системы для сельской школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». <...> Коршунова Ольга Витальевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры физики и методики обучения физике ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров okorchun@mail.ru Концептуальные основы модульного учебника по физике как психодидактической системы для сельской школы Аннотация. <...> В статье представлены идеи создания учебника для общеобразовательной школы, основанного на закономерностях психодидактического подхода к обучению, а также принципах уровнево-стилевой дифференциации как образовательной технологии. <...> Ключевые слова: учебник, модульность, технология уровнево-стилевой дифференциации, психодидактика, содержание обучения Среди проблем современного школьного образования особенно острый интерес вызывает проблема школьного учебника, который, будучи важнейшим культурным продуктом, является одним из ключевых элементов образовательного процесса. <...> Какое место школьный учебник занимает среди других компонентов образовательной системы? <...> Например, учебник – это: ‒ книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики (Каиров, 1948); ‒ форма фиксации содержания, проекция целостной деятельности обучения, в которой запрограммирована деятельность учителя и учащихся (Краевский, 1976); ‒ массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей (Зуев, 1987); ‒ комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы – цели обучения, содержание <...>
Концепт_№1_2012.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№1_2012.pdf
ART 1201 УДК 371.671.11 Коршунова О. В. Концептуальные основы модульного учебника по физике как психодидактической системы для сельской школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Январь 2012, ART 1201. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1201.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 22251618. Коршунова Ольга Витальевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры физики и методики обучения физике ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров okorchun@mail.ru Концептуальные основы модульного учебника по физике как психодидактической системы для сельской школы Аннотация. В статье представлены идеи создания учебника для общеобразовательной школы, основанного на закономерностях психодидактического подхода к обучению, а также принципах уровнево-стилевой дифференциации как образовательной технологии. Ключевые слова: учебник, модульность, технология уровнево-стилевой дифференциации, психодидактика, содержание обучения Среди проблем современного школьного образования особенно острый интерес вызывает проблема школьного учебника, который, будучи важнейшим культурным продуктом, является одним из ключевых элементов образовательного процесса. Какое место школьный учебник занимает среди других компонентов образовательной системы? Каковы его функции в условиях современной школы? Какое влияние он оказывает на социализацию обучающегося, его психическое развитие, поведение ученика и учителя, а также на качество образовательного процесса? Эти вопросы оказываются в центре внимания многих специалистов в области педагогики, психологии, методики, разных предметных дисциплин. Достаточно рассмотреть некоторые из многочисленных определений школьного учебника, представленных в работах разных авторов, чтобы убедиться – ясность и единство мнений в данном вопросе отсутствуют. Например, учебник – это: ‒ книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики (Каиров, 1948); ‒ форма фиксации содержания, проекция целостной деятельности обучения, в которой запрограммирована деятельность учителя и учащихся (Краевский, 1976); ‒ массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей (Зуев, 1987); ‒ комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы – цели обучения, содержание обучения, дидактические процессы, определенные организационные формы обучения, – и позволяющая воспроизвести их на практике (Беспалько, 1988); ‒ средство усвоения содержания образования (Лернер, 1992); ‒ проектируемая цель обучения (Товпинец, 1992); ‒ развернутая во времени и пространстве содержательная программа деятельности обучения, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета с помощью дидактических средств управления познавательной деятельностью учащихся и организацией процесса усвоения (Журавлев, 1992); ‒ комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления (А. В. Хуторской); ~ 1 ~
Стр.1
ART 1201 УДК 371.671.11 Коршунова О. В. Концептуальные основы модульного учебника по физике как психодидактической системы для сельской школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Январь 2012, ART 1201. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1201.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 22251618. ‒ учебник XXI века – это учебная книга нового поколения, отличающаяся высокой научно-мировоззренческой информативностью, четкой адресностью и адекватным жанру языком изложения, совершенным методическим справочноориентировочным аппаратом, преемственностью, коммуникативностью и координирующей функцией в системе средств обучения, высоким художественным и полиграфическим качеством (Т. С. Назарова). Анализ существующих определений свидетельствует о том, что, во-первых, единое понимание того, что есть школьный учебник, отсутствует, и, во-вторых, разные определения учебника задают разные его функции и по-разному раскрывают его роль в учебном процессе. Следует отметить, что сложившаяся ситуация имеет следствием недостаточную разработанность критериев современной учебной книги, которая, в свою очередь, приводит к формированию определенных стереотипных представлений относительно формы, структуры и содержания школьного учебника, мешающих разработке и внедрению учебных книг нового поколения в практику школьного обучения. Стереотипы оказывают влияние и на авторов, пишущих учебники, и на экспертов, в обязанности которых входит идентификация и оценка учебных книг с точки зрения их соответствия научному представлению о школьном учебнике, и на учителей, на которых ложится ответственная задача выбрать для своих учеников «самый хороший учебник», и на родителей, испытывающих беспокойство за своих детей при появлении в классе «непривычного» учебника. К основным из этих стереотипных представлений относятся: – узкая предметная направленность учебника; – преобладание репродуктивно-объяснительного типа изложения учебного материала; – требование лаконичности и краткости изложения учебного материала; – выдерживание стиля школьного учебника в жанре учебно-научной литературы без каких-либо элементов занимательности и популяризации; – убеждение в том, что предметные знания, изложенные в учебнике, являются достаточным основанием для формирования приемов и способов учебнопознавательной деятельности; – фиксирование в учебнике некоторого обязательного для всех учащихся учебного содержания, темп усвоения которого, его количество и уровень сложности относительно разных учащихся регулируются учителем; – представление текста учебника как письменной монологической речи автора(ов); – непредназначенность учебников для организации индивидуальной работы, поскольку эта функция делегирована учителю; – представление в учебнике в минимальной степени средств контроля и самоконтроля, поскольку предполагается, что внешний контроль будет осуществлять учитель, а самоконтроль – сам ученик. Следовательно, преодоление обозначенных и других стереотипов по отношению к учебной книге является важным этапом в процессе выработки обоснованного с научнометодической точки зрения и учитывающего современное состояние психологопедагогических знаний представления о назначении, функциях, содержании и структуре школьного учебника и выступает одной из актуальнейших задач в теории и практике образования. Именно поэтому, как справедливо отмечает И. Я. Лернер, учебник представляет собой самостоятельный объект дидактического исследования. При этом проблема школьного учебника по отдельному предмету, имея свою специфику, тем не менее, во многом отражает данную педагогическую проблему в целом (Лернер, 1992). ~ 2 ~
Стр.2
ART 1201 УДК 371.671.11 Коршунова О. В. Концептуальные основы модульного учебника по физике как психодидактической системы для сельской школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Январь 2012, ART 1201. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1201.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 22251618. В отечественной педагогике вопрос о том, каким быть школьному учебнику, активно обсуждался многими авторами. Важную роль в этом обсуждении сыграла подготовленная проблемной группой издательства «Просвещение» серия сборников «Проблемы школьного учебника», выпуски 1–20 (1971–1991) под редакцией Д. Д. Зуева, в которых был сформулирован целый ряд принципиально новых позиций относительно содержания, структуры, функций и стиля такой учебной книги, как школьный учебник. В настоящее время (конец XX века и начало XXI века) большую работу по обсуждению проблем, связанных с созданием современной учебной книги, проводит Российская академия образования, Институт содержания и методов обучения. В частности, в сборнике научных трудов «Современный учебник: проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования» [1], вышедшей в 2004 году, рассмотрены способы проектирования учебника, учитывающие основные тенденции модернизации современного образования: личностную ориентацию, компетентностный подход, профилизацию и компьютеризацию обучения. В сборник включены проблемные статьи, а также материалы методологических семинаров, в которых приведены доклады и стенограммы дискуссий ученых-педагогов, методистов и учителей по проблемам современного учебника. В период с 1991 по 2010 годы в России защищено девять кандидатских и одна докторская диссертация, объект исследований которых – школьный учебник. Следует отметить также докторскую диссертацию А. И. Архиповой, объектом исследования которой является теория учебно-методических комплектов, методики их построения и использования в учебно-воспитательном процессе. Анализ идей, высказанных в диссертационных исследованиях, список которых приведен в конце статьи [2–14], позволяет определить современные методологические, дидактические и психологические основания современного учебника физики. Философской основой учебника является современный метод научного познания – модельное отражение действительности, приближение знаний к истине. Содержание и методика подачи учебного материала предполагают перенесение центра тяжести с заучивания и запоминания на приобретение опыта деятельности в предметной сфере (для нас – в сфере физики) и сфере еѐ практического применения. Дидактический аспект учебника учитывает то, что процесс обучения идет по общей схеме научного познания. Психологический аспект заключается в том, что содержание учебника должно позволять организовывать творческую познавательную деятельность школьников. В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Основными компонентами этой системы являются следующие [15]. 1. Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала. Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель, как правило, использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи. ~ 3 ~
Стр.3