Jane Eyre ñîñòîèò èç 38 ãëàâ. Ïåðâûå
19 ãëàâ ñòóäåíòû ÷èòàþò â òå÷åíèå 1-ãî ñåìåñòðà, ãëàâû 20–38 –
âî 2-ì ñåìåñòðå. Îäíà-äâå ãëàâû ïðîðàáàòûâàþòñÿ íà îäíîì çàíÿòèè. <...> Jane
Eyre ñ ïîñëåäóþùèì åãî îáñóæäåíèåì.
Ïðåæäå ÷åì íà÷àòü ðàáîòó íàä òåêñòîì ðîìàíà, ñëåäóåò îçíàêîìèòüñÿ ñ îñîáåííîñòÿìè ýïîõè åãî ñîçäàíèÿ (ïåðâàÿ ïîëîâèíà ÕIÕ âåêà) è ñ áèîãðàôèåé àâòîðà ïðîèçâåäåíèÿ Ø. Áðîíòå.
Íåñìîòðÿ íà òîò ôàêò, ÷òî ÿçûê ïðîèçâåäåíèÿ ïðåäñòàâëÿåòñÿ íåñêîëüêî óñòàðåâøèì, ðîìàí Jane Eyre ÿâëÿåòñÿ êëàññè÷åñêèì ïðîèçâåäåíèåì àíãëèéñêîé ëèòåðàòóðû. Åãî ÿçûê, ñòèëü,
îáðàçû, òåìû è èäåè îêàçàëè áîëüøîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ëèòåðàòóðû Âåëèêîáðèòàíèè ïîñëåäóþùèõ èñòîðè÷åñêèõ ýïîõ.
Îáùèé ðåêîìåíäóåìûé ïëàí çàíÿòèé
1. Îäíà-äâå ãëàâû ðîìàíà äàþòñÿ ñòóäåíòàì êàê çàäàíèå íà
äîì. Äëÿ èõ ïîíèìàíèÿ è ïåðåâîäà èñïîëüçóåòñÿ ñëîâàðü. Íåçíàêîìûå ñëîâà âûïèñûâàþòñÿ è çàïîìèíàþòñÿ.
2. Äëÿ ðàáîòû íà çàíÿòèè ñîñòàâëÿåòñÿ ïëàí ïî êàæäîé ãëàâå, ñîñòîÿùèé èç 6–8 ïóíêòîâ (íà àíãëèéñêîì ÿçûêå).
3. Íà çàíÿòèè ñòóäåíòû ïåðåñêàçûâàþò êàæäóþ ãëàâó ïî
ïóíêòàì ïëàíà.
4. Ê êàæäîìó çàíÿòèþ ñòóäåíòû (äâà ÷åëîâåêà) ãîòîâÿò ïåðåâîä îòðûâêà èç ïðî÷èòàííîé äîìà ãëàâû íà ðóññêèé ÿçûê
(20–30 ñòðîê).
3
5. Ê êàæäîìó çàíÿòèþ ñòóäåíòîì (îäèí ÷åëîâåê) âûáèðàåòñÿ
ñàìàÿ èíòåðåñíàÿ è çíà÷èìàÿ ëåêñèêà, çíàíèå êîòîðîé îí/îíà
çàòåì ïðîâåðÿþò íà çàíÿòèè.
6. Ñëîâà è âûðàæåíèÿ äëÿ çàïîìèíàíèÿ è ïîñëåäóþùåãî
àêòèâíîãî èñïîëüçîâàíèÿ, îòîáðàííûå ïðåïîäàâàòåëåì, íàõîäÿòñÿ â äàííîì ìåòîäè÷åñêîì ïîñîáèè.
7. Â êîíöå çàíÿòèÿ îäèí ñòóäåíò äàåò êðàòêîå ðåçþìå ñîäåðæàíèÿ ãëàâû (a brief summary).
4
Charlotte Bront¸: A Brief Biography
harlotte Bront¸ was born in 1816, the third daughter
of the Rev. Patrick Bront¸ and his wife Maria. <...> Her brother Patrick
Branwell was born in 1817, and her sisters Emily and Anne in 1818
and 1820. <...> In 1820, too, the Bront¸ family moved to Haworth, Mrs.
Bront¸ dying the following year. <...> In 1824 the four eldest Bront¸ daughters were enrolled as pupils
at the Clergy Daughter’s School at Cowan Bridge. <...> The following
year Maria and Elizabeth, the two eldest daughters, became ill, left
the school and died: Charlotte and Emily, understandably, were
brought home. <...> In 1826 Mr. Bront¸ brought home a box of wooden soldiers for
Branwell to play with. <...> Charlotte, Emily, Branwell, and Ann,
playing with the soldiers, conceived <...>
Роман_Ш._Бронте_«Джейн_Эйр»_на_занятиях_по_литературному_чтению.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
Роман Ш. Бронте «Джен Эйр»
на занятиях по литературному чтению
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебно-методического пособия для студентов,
обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки
032700 «Филология (романо-германская филология)»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
ББК Ø143.21-94
Ð691
Составитель М. И. Михайлова
Рецензенты:
кафедра иностранных языков Гуманитарного университета
(заведующий кафедрой доктор филологических наук,
профессор О. Г. Сидорова);
Е. Н. Шилова, кандидат филологических наук, ассистент
кафедры английской филологии и сопоставительного языкознания
Уральского государственного педагогического университета
Роман Ш. Бронте «Джен Эйр» на занятиях по литературному
чтению : [ó÷åá.-ìåòîä. ïîñîáèå] / [ñîñò. Ì. È. Ìèõàéëîâà].
– Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óí-òà, 2012. – 80 ñ.
ISBN 978-5-7996-0719-7
Учебно-методическое пособие призвано помочь студентам освоить
текст классического романа Ш. Бронте как с языковой, так и
с культурно-исторической точки зрения. Каждая часть пособия
посвящена отдельной главе романа и содержит задания, направленные
на проверку понимания прочитанного текста, обсуждение
проблематики романа, а также на работу с лексическими единицами
и средствами художественной выразительности.
Для студентов отделения романо-германской филологии.
© Михайлова Ì. È., составление, 2012
ISBN 978-5-7996-0719-7 © Уральский федеральный университет, 2012
2
Стр.3
От составителя
Роман Ø. Бронте Jane Eyre состоит из 38 ãëàâ. Первые
19 глав студенты читают в течение 1-ãî ñåìåñòðà, главы 20–38 –
во 2-м семестре. Одна-две главы прорабатываются на одном занятии.
До двух занятий отводится на просмотр фильма Jane
Eyre с последующим его обсуждением.
Прежде чем начать работу над текстом романа, следует ознакомиться
с особенностями эпохи его создания (первая половина
ХIХ века) и с биографией автора произведения Ш. Бронте.
Несмотря на тот факт, что язык произведения представляется
несколько устаревшим, роман Jane Eyre является классическим
произведением английской литературы. Его язык, стиль,
образы, темы и идеи оказали большое влияние на развитие литературы
Великобритании последующих исторических эпох.
Общий рекомендуемый план занятий
1. Одна-две главы романа даются студентам как задание на
дом. Для их понимания и перевода используется словарь. Незнакомые
слова выписываются и запоминаются.
2. Для работы на занятии составляется план по каждой главе,
состоящий из 6–8 пунктов (на английском языке).
3. На занятии студенты пересказывают каждую главу по
пунктам плана.
4. К каждому занятию студенты (два человека) готовят перевод
отрывка из прочитанной дома главы на русский язык
(20–30 ñòðîê).
3
Стр.4
5. К каждому занятию студентом (один человек) выбирается
самая интересная и значимая лексика, знание которой он/она
затем проверяют на занятии.
6. Слова и выражения для запоминания и последующего
активного использования, отобранные преподавателем, находятся
в данном методическом пособии.
7. В конце занятия один студент дает краткое резюме содержания
главы (a brief summary).
4
Стр.5