Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
С.Н. Ляпустин
Крейсерство на Дальнем Востоке России в борьбе
с контрабандой морских биоресурсов
(вторая половина ХIХ – начало ХХ в.)
Монография
Владивосток
2011
Стр.2
УДК 94(571.9)
ББК 67.408г
Л97
Под научной редакцией Н.А. Беляевой, доктора исторических наук
Рецензенты:
П.Ф. Бровко, доктор географических наук, профессор
В.Ф. Печерица, доктор исторических наук, профессор
Л97
Ляпустин, С.Н.
Крейсерство на Дальнем Востоке России в борьбе с контрабандой морских
биоресурсов (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) / С.Н. Ляпустин ; Российская
таможенная академия, Владивостокский филиал. − Владивосток : РИО Владивостокского
филиала Российской таможенной академии, 2011. − 140 с. : ил.
ISBN 978-5-9590-0439-2
Монография посвящена вопросам истории охраны природных ресурсов
на Дальнем Востоке России, оценке места и роли морских сил в защите национальных
интересов государства, региональных особенностей борьбы с контрабандой
и иными преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного
дела, совершаемыми при перемещении через таможенную границу России отечественных
биоресурсов.
Для преподавателей, научных работников, студентов и аспирантов, обучающихся
по специальностям исторического, юридического, таможенного и экологического
профиля, а также всех, кто интересуется историей Дальнего Востока,
историей таможенного дела и таможенной политики России.
УДК 94(571.9)
ББК 67.408г
ISBN 978-5-9590-0439-2
© Владивостокский филиал
Российской таможенной академии, 2011
© С.Н. Ляпустин, текст, 2011
Стр.3
ВВедение
Некоторые проблемы историографии
крейсерства на Дальнем Востоке
России
В отечественной военно-морской истории под крейсерством понимают
самостоятельные действия корабля или группы кораблей на морских и океанских
коммуникациях с целью захвата или уничтожения торговых судов противника,
нарушения его морских перевозок, отвлечения (сковывания) сил его
флота1
. В ХIX в. Россия для защиты своих экономических интересов на законодательном
уровне закрепила таможенное крейсерство, суть которого заключалась
в действии кораблей и судов в морской таможенной полосе по предотвращению
контрабандного ввоза или контрабандного вывоза товаров с территории
Российской империи. Во второй половине ХIX в., в интересах охраны
отечественных морских промыслов от иностранного браконьерского промысла
в Ледовитом и Тихом океанах, метко названного в тот период хищничеством,
Российская империя, при отсутствии и малочисленности таможенного надзора
на Дальнем Востоке и Русском Севере, стала активно применять возможности
крейсерства кораблей военно-морского флота и иных ведомств.
Отечественную историографию крейсерства на Дальнем Востоке России
можно условно разделить на три периода: дореволюционный (конец ХIХ в.
по 1917 г.), советский (1917 г. – начало 90-х годов ХX в.), постсоветский (с начала
90-х годов ХX в. по настоящее время).
В дореволюционный период о хищничестве иностранных промышленников
в российских водах и контрабандном вывозе российских природных
богатств и борьбе с этими явлениями органов власти Российской империи
писали П.Ф. Унтербергер, Н.В. Слюнин, К.А. Скальковский, Е.К. Суворов,
1
С. 373.
Военно-энциклопедический словарь / под ред. Н.В. Огаркова. М.: Воениздат, 1984.
Стр.4
4
С.Н. Ляпустин. Крейсерство на ДВ России в борьбе с контрабандой морских биоресурсов
А.С. Сгибнев, А.П. Сильницкий, Д. Богданов и др.2
Все эти авторы занимали
административные посты или были связаны с охраной природных ресурсов.
В их трудах особо ценен личный взгляд. Их исследования – важнейшие источники
для анализа роли и значения крейсерства на Дальнем Востоке России.
В советский период (1917 г. – начало 90-х годов ХX в.) историки останавливались
на вопросах крейсерства, направленного против хищничества иностранных
промышленников в российских водах, в контексте исследований развития
и становления российского флота. Это работы военно-морских историков
В.Е. Егорьева3
, С.В. Попова и др. В контексте исследований американской
и японской экспансии на Дальнем Востоке России рассматривали вопросы
крейсерства А.Л. Нарочницкий, Н.В. Свердлов, Г.П. Куропятник, Б.И. Мухачев,
Е.Ф. Корсаков и др.4
вания Дальнего Востока писали в своих работах В.П. Бянкин, М.А. Сергеев,
А.И. Алексеев и Б.Н. Морозов5
О роли крейсерства в области освоения и исследо.
В
постсоветский период (с начала 90-х годов ХX в. по настоящее время)
вопросы крейсерства, как правило, рассматривались в контексте исследований
американо-российских, японо-российских отношений и реакции Российской
империи на американскую, японскую, реже английскую экспансии на российском
Дальнем Востоке во второй половине ХIX в. (работы А.Л. Анисимова,
А.В. Алепко, Л.Н, Гарусовой, О.И. Макарчук, Ю.С. Салина и др.)6
.
2
Унтербергер П.Ф. Приморская область. 1856–1898 гг.: очерк. СПб., 1900; Слюнин Н.В.
Современное положение нашего Дальнего Востока. СПб., 1908; Скальковский К.А. Русская торговля
в Тихом океане. Экономическое исследование русской торговли и мореходства в Приморской
области Восточной Сибири, Корее, Китае, Японии и Колифорнии. СПб., 1883; Суворов Е.К.
Командорские острова и пушной промысел на них. СПб., 1912; Глуздовский В.Е. ПриморскоАмурская
окраина. Владивосток, 1914; Сгибнев А.С. Исторический очерк главнейших событий
в Камчатке. 1650–1855 // Вопросы истории Камчатки: сб. Петропавловск-Камчатский, 2005,
2006; Сильницкий А.П. Поездка в северные округи Приморской области. Хабаровск, 1902; Богданов
Д. Наши богатства. Промыслы Приморской области, Камчатки и Сахалина. Владивосток,
1910.
3
1905 гг. М.- Л., 1939; Попов С.В. Автографы на картах. Архангельск, 1990.
4
Егорьев В.Е. Операции владивостокских крейсеров в Русско-японскую войну 1904–
Нарочницкий А.Л. Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем
Востоке. 1860–1895 гг. М., 1956; Куропятник Г.П. История США. Т. 2. М., 1985; Мухачев В.И.
Японская империалистическая экспансия на северо-востоке РСФСР в годы Гражданской войны
// Экспансия Японии на Дальнем Востоке (конец ХIХ – первая треть ХX в.). Владивосток, 1989;
Корсаков Е.Ф. Американская экспансия на северо-востоке России в начале XX века. Хабаровск,
1968.
Бянкин В.П. В дальневосточных водах: очерки. Владивосток, 1981; Сергеев М.А. Народное
хозяйство Камчатского края. М.–Л., 1936; Алексеев А.И., Морозов Б.Н. Освоение рус5
ского
Дальнего Востока. Конец ХIX в. – 1917 г. М., 1989.
6
Анисимов А.Л. Американо-российские отношения на российском Дальнем Востоке
в конце 60-х годов ХIX века // Записки Гродековского музея. Вып. 19. Хабаровск, 2007; Иностранное
экономическое проникновение в Дальневосточный регион России в 1905–1913 гг. //
Из истории Гражданской войны на Дальнем Востоке (1918–1922 гг.): сб. науч. статей. Вып. 3.
Хабаровск, 2002; Гарусова Л.Н. Российско-американские региональные отношения на Дальнем
Востоке: история и современность. Владивосток, 2001; Салин Ю.С. История экономики
Дальнего Востока: учеб. пособие для вузов. Хабаровск, 2004.
Стр.5
Оглавление
Введение. Некоторые проблемы историографии крейсерства
на Дальнем Востоке России .................................................................3
Глава 1. Возникновение таможенного крейсерства в Российской
Империи ...............................................................................................11
Глава 2. Начало охраны морских биоресурсов на Дальнем Востоке
России ...................................................................................................22
Глава 3. Крейсерство боевых кораблей Тихоокеанской эскадры
и Сибирской флотилии в 70–90-е годы ХIX в. .................................29
Глава 4. Крейсерство судов Приморского управления охраны рыбных
и зверобойных промыслов и частных компаний. Таможенная
шхуна «Сторож» ..................................................................................52
Глава 5. Борьба с хищничеством и военной контрабандой в период
Русско-японской войны.......................................................................59
Глава 6. Охрана морских промыслов и борьба с контрабандой
крейсерами «Лейтенант Дыдымов» и «Командор Беринг»,
другими судами в 1905–1920 гг. .........................................................65
Глава 7. Крейсерство кораблей Сибирской флотилии
под командованием адмирала Старка в 1921–1922 гг. .....................78
Глава 8. Борьба с контрабандой морских биоресурсов в первые годы
советской власти ..................................................................................83
Глава 9. Особенности крейсерства на Дальнем Востоке России ..................90
Заключение ............................................................................................................97
Приложение. Некоторые сведения о крейсерстве кораблей и судов
Российского флота в дальневосточных морях с целью охраны
промыслов и борьбы с контрабандой морских биоресурсов (1851–1917 гг.) ....99
Иллюстрации ........................................................................................................103
Именной указатель ...............................................................................................123
Указатель кораблей и судов .................................................................................125
Указатель географических наименований .........................................................128
Библиографический список ................................................................................130
Стр.140