Чувство сопереживания как механизм нравственного воспитания
младших школьников <...> г. Оренбург
Младший школьный возраст является очень важным периодом в
развитии ребенка, в том числе и его моральном развитии. <...> В частности, у
детей развивается способность строить предположения относительно чувств,
мыслей, ожиданий и намерений других людей, то есть в младшем школьном
возрасте у ребенка развивается такое значимое чувство, как сопереживание
другому. <...> В.С. Мухина определяет сопереживание как переживание чего-либо
вместе с другим (другими), разделение чьих-либо переживаний; как и
действие по отношению к тому, кому сопереживают. <...> Развитая способность к
сопереживанию, по ее мнению, включает в себя весь диапазон этого
состояния: во-первых, это сострадание (жалость, возбуждаемая несчастьем
другого человека) и сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к
переживаниям, несчастью другого); во-вторых, это сорадость (переживание
чувства удовлетворения радостью и успехом другого) (3, с. <...> , сочувствовать, сопереживать – это значит
принимать переживания другого человека как собственные (1, с. <...> На наш взгляд, сопереживание – это совместное проживание с другим
человеком его различных душевных состояний. <...> Развитие чувства сопереживания
имеет большое значение для
становления личности младшего школьника, поскольку дети, обладающие
способностью видеть вещи и явления с точки зрения другого человека, более
успешно устанавливают и поддерживают близкие, прочные отношения со
сверстниками (2, С. <...> Мы согласны с В.С. Мухиной в том, что сопереживанию ребенок учится
через подражание внешним проявлениям этого состояния человека и через
подражание поступкам, сопутствующим сопереживанию. <...> Именно в младшем
школьном возрасте дети способны осознанно проявлять сочувствие (3, с. <...> Наиболее яркое сопереживание проявляется при слушании сказок и
рассказов, когда речь идет о персонаже, который попал в беду. <...> Чувства, испытываемые ребенком <...>
Чувство_сопереживания_как_механизм_нравственного_воспитания_младших_школьников.pdf
Чувство сопереживания как механизм нравственного воспитания
младших школьников
Т.А. Бреусова
Оренбургский государственный педагогический университет,
г. Оренбург
Младший школьный возраст является очень важным периодом в
развитии ребенка, в том числе и его моральном развитии. В частности, у
детей развивается способность строить предположения относительно чувств,
мыслей, ожиданий и намерений других людей, то есть в младшем школьном
возрасте у ребенка развивается такое значимое чувство, как сопереживание
другому.
В.С. Мухина определяет сопереживание как переживание чего-либо
вместе с другим (другими), разделение чьих-либо переживаний; как и
действие по отношению к тому, кому сопереживают. Развитая способность к
сопереживанию, по ее мнению, включает в себя весь диапазон этого
состояния: во-первых, это сострадание (жалость, возбуждаемая несчастьем
другого человека) и сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к
переживаниям, несчастью другого); во-вторых, это сорадость (переживание
чувства удовлетворения радостью и успехом другого) (3, с.319).
По мнению А.Агафонова, сочувствовать, сопереживать – это значит
принимать переживания другого человека как собственные (1, с. 40).
На наш взгляд, сопереживание – это совместное проживание с другим
человеком его различных душевных состояний.
Развитие чувства сопереживания имеет большое значение для
становления личности младшего школьника, поскольку дети, обладающие
способностью видеть вещи и явления с точки зрения другого человека, более
успешно устанавливают и поддерживают близкие, прочные отношения со
сверстниками (2, С.41).
Мы согласны с В.С. Мухиной в том, что сопереживанию ребенок учится
через подражание внешним проявлениям этого состояния человека и через
Стр.1