Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
_____________________________________________________________
Н.И. ВИНТОНИВА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Учебное пособие
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2010
Стр.1
ББК 65.290.6-21с51
В 48
Рецензенты: В.И. Кондратьева, канд. экон. наук,
доцент, зав. каф. ИСЭ ДВГТУ;
О.А. Волгина, канд. экон. наук,
доцент каф. математики и
моделирования
Винтонива, Н.И.
В 48
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ : учебное пособие. – Владивосток
: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 136 с.
Учебное пособие разработано в соответствии с программой
курса, а также требованиями образовательного стандарта
России к учебной дисциплине. Содержит теоретические
сведения и контрольные вопросы для самостоятельной проверки
освоенного материала.
Для студентов специальности 062100 «Управление персоналом».
ББК
65.290.6-21с51
© Издательство Владивостокский
государственный университет
экономики и сервиса, 2010
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Менеджер любого уровня при принятии решений основывается
лишь на доступной ему информации о предмете управления, поэтому от
качественных характеристик этой информации, таких как адекватность,
полнота, достоверность, своевременность, непротиворечивость и т.п.,
непосредственно зависит эффективность его работы.
В современных условиях информационные системы и технологии
играют и будут играть все большую роль и в достижении стратегических
целей организации. Это приводит к новым требованиям к информационным
системам и их функциям.
Информационные системы и используемые в их рамках информационные
технологии являются в организации результатом тех или иных
решений менеджеров.
Однако, в свою очередь, системы и технологии диктуют свои специфические
условия ведения бизнеса, изменяют организации.
Вес информационной экономики постоянно возрастает. К числу
наиболее актуальных проблем относится развитие и внедрение новых
информационных технологий во все сферы человеческой деятельности,
в том числе и в управление персоналом. В связи с этим возникла необходимость
введения курса «Информационные технологии управления
персоналом» для студентов специальности «Управление персоналом».
Дисциплина «Информационные технологии управления персоналом»
предназначена для формирования у студентов специальности
«Управление персоналом» теоретических знаний по принципам организации,
функциональным возможностям, аппаратному и программному
обеспечению и практических навыков по эксплуатации систем информационного
обеспечения управления персоналом, а также способности
сделать концептуальное проектирование информационной системы и
определить состав и конфигурацию компьютеризированных (автоматизированных)
рабочих мест для персонала организации.
Особое внимание уделяется изучению современных информационных
технологий в контексте их практического применения в последующей
профессиональной деятельности будущими специалистами.
В план дисциплины входит продолжение изучения студентами
возможностей работы с текстовым редактором Microsoft Word.
Кроме того, учтены современные требования к знаниям специалиста
Интернет-технологий.
3
Стр.3
Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Экономическая информация – это преобразованная и обработанная
совокупность сведений, отражающая состояние и ход экономических
процессов.
Экономическая информация циркулирует в экономической системе и
сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления
материальных благ и услуг. Экономическую информацию следует рассматривать
как одну из разновидностей управленческой информации.
Экономическая информация может быть:
1 – управляющая (в форме прямых приказов, плановых заданий и
т.д.);
2 – осведомляющая (в отчетных показателях, выполняет в экономической
системе функцию обратной связи).
Информацию можно рассматривать как ресурс, аналогичный материальным,
трудовым и денежным ресурсам. Информационные ресурсы
– совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальных
носителях в любой форме, обеспечивающей ее передачу во
времени и пространстве для решения научных, производственных,
управленческих и других задач.
1.1. Понятие информационной технологии
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство,
мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом
следует понимать определенную совокупность действий, направленных
на достижение поставленной цели.
Под технологией материального производства понимают процесс,
определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления,
изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология
изменяет качество или первоначальное состояние материи в
целях получения материального продукта (рис. 1.1).
Материальные
ресурсы
Технология
материального
производства
Продукт
Данные
Информационная
технология
Информационный
продукт
Рис. 1.1. Информационная технология как аналог технологии
переработки материальных ресурсов
4
Стр.4
Информационная технология – процесс, использующий совокупность
средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной
информации) для получения информации нового качества о состоянии
объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства – выпуск продукции,
удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии – производство информации для
ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению
какого-либо действия.
В современном обществе основным техническим средством технологии
переработки информации служит персональный компьютер. Внедрение
персонального компьютера в информационную сферу и применение
телекоммуникационных средств связи определили новый этап
развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее
названия за счет присоединения одного из синонимов: «новая», «компьютерная»
или «современная». Выбор стратегии организации автоматизированной
информационной технологии определяется следующими
факторами:
– областью функционирования предприятия или организации;
– типом предприятия или организации;
– производственно-хозяйственной или иной деятельностью;
– принятой моделью управления организацией или предприятием;
– новыми задачами в управлении;
– существующей информационной инфраструктурой.
На малых предприятиях различных сфер деятельности информационные
технологии, как правило, связаны с решением задач бухгалтерского
учета, накоплением информации по отдельным видам бизнеспроцессов,
созданием информационных баз данных по направленности
деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для
связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
В
средних организациях (предприятиях) большое значение для
управленческого звена играют функционирование электронного документооборота
и привязка его к конкретным бизнес-процессам. Для таких
организаций (предприятий, фирм) характерны расширение круга
решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы,
организация автоматизированных хранилищ и архивов информации,
которые позволяют накапливать документы в различных форматах,
предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты
информации от несанкционированного доступа и т.д.
В крупных организациях (предприятиях) информационная технология
строится на базе современного программно-аппаратного комплекса,
включающего телекоммуникационные средства связи, многомашин5
Стр.5