Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO

"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO №17 2011 (60,00 руб.)

0   0
Страниц36
ID207932
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац». Профессиональное приложение PRO посвящено проблемам книгораспространения и книготорговли, также в нем публикуются тематические рейтинги продаж, список сигнальных экземпляров, аналитические обзоры книжного рынка для специалистов.
"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO .— 2011 .— №17 .— 36 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/207932 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

(2315) WWW.KNIGOBOZ.RU 4 ТРАГЕДИЯ МАЛЕНЬКОГО СЛОНА Исторический роман Жозе Сарамаго 5 ДАВАЙТЕ ВОСКРЕСИМ ВСЕХ! <...> 7) 9 7 716 0 9 31 2 11 5 ISSN 1609−3127 pro Читайте в сегодняшем выпуске «PRO»: особенности книжной торговли по каталогам; итоги Всероссийских конкурсов «Лидер чтения» и «Библиопартнерство». <...> Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 5 сентября с.г. 17 В сентябре в Москве, в Политехническом музее впервые пройдет выставка-ярмарка независимых издательств. <...> Ожидается около 30 участников, среди которых «Текст», «Время», «Альпина нонфикшн», «Лимбус Пресс», «Издательство Ивана Лимбаха», «НЛО», «Фантом-Пресс». <...> Специальные площадки отведут детским издательствам, в числе которых «Розовый жираф», «Издательский Дом Мещерякова», «Самокат» и другие, и букинистам, которые будут продавать редкие советские издания по ценам 50–100 рублей. <...> «У нас книжная торговля слишком завязана на деньгах, но ведь покупка книги – это всегда выбор друга. <...> Книжное обозрение 2 #17 (2315) новости книга недели По волнам памяти Дом искусств в Петербурге – корабль, собравший на своем борту чудиков, для которых «действительность – книга», а «норма – выхождение из всех норм». <...> Форш называет эту скоропостижно уходящую эпоху, этот короткий звездный час поэтов и художников «густым времечком». <...> Последняя на VI Киевской выставке-ярмарке выступала в роли Почетного гостя. <...> Тайная история сверхъестественного: Скептический обзор паранормальных явлений . <...> Мужской вопрос: Любовь и секс трех поколений в автобиографиях петербуржцев . <...> Книжное обозрение 3 #17 (2315) роман сенчин персона «Писатель должен сознавать свою неуверенность…» Беседовал Дмитрий Лисин Роман Сенчин родился в городе Кызыле, столица республики Тыва, на юге Сибири; севернее – Красноярский край, а южнее – Монголия. <...> Книжное обозрение 4 #17 (2315) переводы рецензии Объяснение с хоботом «Пора бы признать, в сущности, что история – дама не только избирательная, но и крайне разборчивая, берет из жизни лишь то, что интересует <...>
Книжное_обозрение_и_профессиональное_приложение_PRO_№17_2011.pdf
«ПИСАТЕЛЬ ДОЛЖЕН СОЗНАВАТЬ СВОЮ НЕУВЕРЕННОСТЬ» 3 Интервью с Романом Сенчиным #17 (2315) WWW.KNIGOBOZ.RU 4 ТРАГЕДИЯ МАЛЕНЬКОГО СЛОНА Исторический роман Жозе Сарамаго 517 ДАВАЙТЕ ВОСКРЕСИМ ВСЕХ! Александр Иличевский о математике и бессмертии новости В Политех за раритетами В сентябре в Москве, в Политехническом музее впервые пройдет выставка-ярмарка независимых издательств. Основная ее часть развернется во внутреннем дворе Политеха, также культурное действо захватит книжный магазин «Циолковский» и Большую аудиторию. Ожидается около 30 участников, среди которых «Текст», «Время», «Альпина нонфикшн», «Лимбус Пресс», «Издательство Ивана Лимбаха», «НЛО», «Фантом-Пресс». Основным условием для всех представленных на ярмарке издателей станет минимальная цена за книги, поскольку выставочную площадь они получают бесплатно. Приятно, что на выставке можно будет приобрести не только новинки, но и издания, за давностью времени уже исчезнувшие из книжных магазинов и прозябающие на складах. Специальные площадки отведут детским издательствам, в числе которых «Розовый жираф», «Издательский Дом Мещерякова», «Самокат» и другие, и букинистам, которые будут продавать редкие советские издания по ценам 50–100 рублей. Также на выставке пройдут поэтические чтения, выступления лекторов, а в «свободного микрофона» любой сможет рассказать, почему он купил ту или иную книгу. «У нас книжная торговля слишком завязана на деньгах, но ведь покупка книги – это всегда выбор друга. Мы очень хотим вернуть штучный выбор, разговор вокруг книги, возможность для покупателя задать все интересующие вопросы продавцу или издателю», –заявил один из организаторов мероприятия, главный редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин. Устроители выставки надеются, что в будущем Политехнический музей станет постоянным местом встречи издателей и читателей, желающих пообщаться без посредников: «У Политеха все условия для этого – например, просторное фойе, где можно и зимой устраивать выставки». pro Читайте в сегодняшем выпуске «PRO»: особенности книжной торговли по каталогам; итоги Всероссийских конкурсов «Лидер чтения» и «Библиопартнерство». Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Подробности – на стр. 14. Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 5 сентября с.г. Про мышление и сознание (стр. 7) . 7) выходит с 5 мая 1966 года О ДИВНЫЙ НОВЫЙ ЧАТ Тоталитарная фантазия Анны Старобинец Мозг всему голова Про мышление и сознание СЕКС, ЕДА И НАБОКОВ 6 ЛЕЧИМСЯ КАРТИНКАМИ И РАЗГОВОРАМИ 8 ISSN 1609−3127 9 771609 312115 17
Стр.1
Книжное обозрение 2 Что читать в юбилей Независимости книга недели По волнам памяти Дом искусств в Петербурге – корабль, собравший на своем борту чудиков, для которых «действительность – книга», а «норма – выхождение из всех норм». Текст населен реальными творцами Серебряного века, и отдельное удовольствие при чтении – узнавание. Ольга Форш пытается, по собственному признанию, всего лишь рассказать, «как живет и работает наш писатель», «не спугивая логикой процесс припоминания». Стройного сюжета не получается, автор постоянно отклоняется и отвлекается, и шутливо ругает себя за это. Зато получается волнующая книга воспоминаний, размышлений, озарений, блаженной глупости и сакральной мудрости жизни. 16–18 августа в Украинском доме прошла VI Киевская международная книжная выставкаярмарка. В этом году она была частью официального плана празднования 20-й годовщины Независимости Украины. В открытии принял участие премьер-министр Украины Николай Азаров, пообещавший в 2012 году вдвое увеличить финансирование книгоиздательства и сделать доступной украинскую книгу. Также выставку посетили председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины Александр Курдинович, российский фантаст Сергей Лукьяненко... Участие в ярмарке приняли около 100 представителей книжной индустрии Украины, России, Беларуси, Польши, Ирана и Болгарии. Последняя на VI Киевской выставке-ярмарке выступала в роли Почетного гостя. «Участие Болгарии в качестве Почетного гостя не случайно, ведь Украину и Болгарию объединяет этническая, языковая и религиозная близость, традиционные экономические, торговые и культурно-исторические связи. Например, в “Союзе писателей Украины” активно работает болгарская секция, на болгарском языке издаются книги и журналы, работают центры болгарской культуры, просветительские общества и школы», – заявил член оргкомитета КМКВЯ–2011 Юрий Крушановский. Посетители КМКВЯ познакомились с новинками детской, учебной, исторической, публицистической, справочной и научной литературы, антикварных и раритетных изданий и современной периодики.18 августа на выставке прошел День литературного конкурса «Коронация слова». Все желающие могли стать участниками театрализованного представления, во время которого звучали отрывки из произведений-победителей конкурса. Летний boo! Дом, в котором играл Барри Форш О. Сумасшедший корабль / Предисл. Д.Быкова; Послесл. О.Котовой. М.: АСТ, Астрель, 2011. – 320 с. 3000 экз. (п) ISBN 978-5-17-074713-9, 978-5-271-36414-3 Книга качает на волнах. Начинать плавание непросто – у берега волны сильнее и круче. В язык Ольги Форш надо «въехать». Первые главы ироничны, смешливы и написаны яркими точками, как картины пуантилистов – чтобы сложилось целое, надо отойти на пару метров. К середине появляется лирика, потом горечь; текст обретает плавность – это уже волны открытого моря, в них зияющая глубина, они ласковые и грустные. Книга еще и о времени – абсурдном, тяжелом, свободном, и о том, как это время изменилось безвозвратно примерно в тот день, когда арестовали Гумилева. Настоящее, выливаясь в написанные строки, тут же становится прошлым. На ностальгию не остается сил. Форш называет эту скоропостижно уходящую эпоху, этот короткий звездный час поэтов и художников «густым времечком». Пора стремительного устаревания, перемен, умирания. Писательница сама подсчитывает смерти, скопившиеся на страницах книги где-то к пятой главе, – их шесть. Многовато? – спрашивает. По норме тех дней – вовсе нет. И герои продолжают умирать. Неизбежно все заканчивается тем, что и сам сумасшедший корабль тонет. Но его необыкновенные пассажиры не могут ни кануть в Лету, ни умереть по-настоящему, мы-то знаем. Дарья Лебедева Выбор редакции Дом Джеймса Мэтью Барри – Moat Brae House, спасен от сноса и в ближайшем будущем превратится в центр детского чтения. Именно здесь, в шотландском Дамфрисе, прошло детство автора «Питера Пэна», а сад, в котором играл в пиратов маленький Барри, стал прообразам Неверленда – вотчины нестареющего мальчика. С 1914 года дом Барри служил благотворительным центром, но в 1997-м был закрыт и начал ветшать. От исчезновения историческое здание спас проект превращения дома Барри в центр детского развлечения и досуга. Трест Peter Pan Moat Brae Trust собрал на спасение дома около 4 млн фунтов стерлингов, а первый грант на разработку центра выделил шотландский фонд Historic Scotland. В Moat Brae House будут открыты несколько выставок, связанных с Питером Пэном, а также библиотека и место для встреч с авторами детских книг; будут проходить обучающие классы и лекции. Издания, отрецензированные в номере Амен Д. Дж. Измени свой мозг – изменится и тело! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Аткинсон К. Поворот к лучшему . . . . . . . . . . . . 19 Бильжо А. Мои классики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Боланьо Р. Третий рейх . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Вагнер Я. Вонгозеро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Гарридо А. Видимо-невидимо . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Горалик Л. Заяц Пц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Грэй Д. Марс и Венера: лед и пламя. . . . . . . . . 15 Гурьев К.Архив «Шамбала» . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Древняя Москва. Васнецов А.М. . . . . . . . . . . . . 24 Дубинянская Я. Письма полковнику . . . . . . . . 16 Дэниелс Л. Уборка в доме Набокова . . . . . . . . . 6 Жуковский В. Теория изобразительного искусства . . . . . . . . . 15 Иличевский А. Математик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Инбер В. Смерть луны: Рассказы . . . . . . . . . . . . 5 Келли Л. Тайная история сверхъестественного: Скептический обзор паранормальных явлений . . . . . . . . . . . . . 10 Ковалев С. Тайны пропавших экспедиций . . . 10 Краутер К. Джек и Джим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Луций Э.С. Письма к Луцию (Об оружии и эросе) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Малера Ж. История в Латинской Америке: Очерк историографической критики . . . . . . . . . . 10 Малила С. Поваренная книга Муми-мамы . . . 21 7 Трагикомические рассказы Всеволода Бенигсена населяют товарищ Сталин, неудачливый чеченский террорист, малолетний Антихрист и множество простых русских мужиков и баб, смешных и страшных в своей катастрофической аутентичности. Добро пожаловать в чудовищно узнаваемую и одновременно фантастическую реальность, где слово «пзхфчщ» может натворить такого… 1 Бенигсен В. ПЗХФЧЩ!: Рассказы. М.: АСТ, Астрель, 2011. – 416 с. Малила С. Походная книга Муми-тролля . . . . 21 Маркус Г. Несовершенный человек: Случайность эволюции мозга и ее последствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Недзвецкий В. Статьи о русской литературе XIX—ХХ веков: Научная публицистика. Воспоминания . . . . . . . . 15 Панов В. Последний адмирал Заграты . . . . . . 16 Панов М. Занимательная орфография . . . . . . 15 Поэтологические памятники Востока: Образ, стиль, жанр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Роткирх А. Мужской вопрос: Любовь и секс трех поколений в автобиографиях петербуржцев . . . . . . . . . . . . . 15 Рыжов К. Дом Романовых в семье европейских династий. От Карла Великого до Николая II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Рымжанов Т. Руны грома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Сарамаго Ж. Странствие слона . . . . . . . . . . . . . . 4 Смирнов А. Место в Мозаике: Повести. . . . . . 10 Старобинец А. Живущий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Форбс Э. Умри со мной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Хорост М. Всемирный разум . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Шехтер Я. Второе пришествие кумранского учителя: Поцелуй Большого Змея . . . . . . . . . . . . 10 Эстевес А. Спящий мореплаватель . . . . . . . . . . . 4 Юрганов А. Русское национальное государство: Жизненный мир историков эпохи сталинизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 2 Перед вами – самое первое произведение нобелевского лауреата по литературе, которое было напечатано в журнале «Костер» полвека назад. Вот только в те годы компанию маленькому буксиру не составляли, как сейчас, рисунки Игоря Олейникова – такие волшебные и красноречивые, созданные наяву, но увиденные будто во сне. Бродский И. Баллада о маленьком буксире: Стихотворение. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – 32 с.: ил. «Бу!фест» – необычный, шумный и веселый фестиваль вольных издателей, уже пятый по счету, начнется в Москве в конце последнего летнего месяца. С 26 по 28 августа на территории площадки «ARTPLAY на Яузе» он, как водится, соберет вместе небольшие независимые издательства, арт-лавочки и читателей, придающих особое значение внешнему виду книги. Уже известно, что свои стенды на фестивале разместят «United Press», «Alpina Business Books», «Самокат», «Livebook/Гаятри», детский проект журнала «Фома» «Настя и Никита» и многие другие. Как и прежде, главной своей задачей организаторы фестиваля – а это Гильдия вольных издателей, Книжный клуб «Гиперион» и Центр дизайна «ARTPLAY на Яузе» – считают привлечение внимания к культуре книги и обеспечение доступности книг для читателей. Поэтому в течение двух дней под сводами арт-площадки будут проходить публичные чтения, мастер-классы, презентации, лекции, концерты и перформансы. По сложившейся традиции, все гости получат возможность купить или продать книгу в «книжном секонд-хенде». В Пермь за премией На Международном фестивале театра и кино о современности «Текстура», который пройдет в Перми с 16 по 25 сентября, Владимир Сорокин вместе со шведским режиссером Лукасом Мудиссоном получит почетную премию «Текстура: Имя». «Текстура» – первый в России фестиваль, объединяющий на одной площадке российские и зарубежные фильмы и спектакли о сегодняшнем дне. Конкурс фестиваля состоит из программ «Кино», «Театр», «Пьесы», «Сценарии», в который включены двенадцать художественных и документальных фильмов из России, Америки и Европы; восемь спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми. В программе «Драматургия» представлены семь пьес и шесть сценариев. Очертания не тают в темноте! Наука продолжает идти навстречу любителям чтения-при-любых-обстоятельствах. Новая техническая новинка облегчит жизнь книголюбам-полуночникам, избавив их от необходимости прятаться под одеялом с карманным фонариком или мини-лампой. Устройство под названием LightWedge 2.0 представляет собой светящееся светодиодное стекло, которое подзаряжается от USB-порта и накладывается прямо на страницу. Производители уверяют, что чудо-стекло поможет сохранить хорошее зрение и даже не побеспокоит тех, кто спит рядом. Улыбнитесь, сейчас вылетит целая стая замечательных птичек! Впервые на русском выходит сборник ранних рассказов Курта Воннегута, ранее издававшихся только в журналах и антологиях. Сам писатель скромно называл их «глянцевой трескотней», но ведь и Килгор Траут формально был графоманом… 3 Воннегут К. Сейчас вылетит птичка! / Пер. с англ. Ю. Гольдберг, М.Загота, Е.Романовой и др. М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2011. – 320 с. #17 (2315) новости
Стр.2
Книжное обозрение #17 (2315) роман сенчин 3 персона «Писатель должен сознавать свою неуверенность…» – Как вы преодолели пропасть между учеником-штукатурщиком и писателем, формирующим новое поколение «ученых душеведов»? – Сознательно – я не преодолевал. На штукатура учился не затем, чтобы им стать, а для того, чтобы жить в Питере. К сожалению, пожил недолго – забрали в армию. После армии, кстати сказать, к писательству стал относиться всерьез… Формировать новое поколение я опять же никогда не пытался. Когда я писал свои первые вещи в конце 1980-х – начале 1990-х, удивлялся, что пишу не так, как пишут другие. У них, как говорится, «как по-писаному», сюжеты острые, люди говорят гладко, а у меня все шершаво, люди выражаются в основном междометиями, ничего особенного не происходит… Это меня очень беспокоило. Но потом появились книги Петрушевской, Каледина, Василенко, повести Юрия Короткова в журнале «Парус» – и я почувствовал, что я не один. Уже в Москве я познакомился с Сергеем Калединым и Светланой Василенко, узнал, что им моя проза нравится. Так или иначе, считаю, что мы родственные души… В нулевых появились новые писатели, которые очень обогатили нашу литературу. Их до сих пор многие специалисты всерьез не воспринимают, называют мыльными пузырями, но я считаю, что проза Захара Прилепина, Дениса Гуцко, Ильи Кочергина, Ирины Мамаевой, Сергея Шаргунова, Германа Садулаева и многих других – это не однодневка. Это действительно новое, и очень талантливое, поколение. – Как вы преодолевали всеобщую ненависть к литературе и родному слову, Ниагару поддельных ритуалов, падающих на обычного ученика советской школы? – Всеобщей ненависти к литературе я не видел. Что касается школьников, то они вообще редко любят то, чему их учат. Я, кстати, читать художественную прозу лет в 10–12 очень не любил, говорил, что это все вранье, не понимал, зачем мне надо знать истории придуманных людей. Предпочитал исторические книги. Потом все же проза победила, но постепенно. Сначала понравился какойто рассказ Шукшина, потом – повесть Распутина «Деньги для Марии», «Мартин Иден» Лондона… И пошло. Кстати, много пользы принесли занятия по внеклассному чтению. 4 Сборник детских стихов Роберта Рождественского, посвященный его внуку Алеше, его мыслям, мечтам и проказам, издавался всего один раз, в 1991-м. Спустя 20 лет книга вновь пришла к юным читателям – теперь проиллюстрированная талантливой художницей Натальей Салиенко. Учительница брала и читала что-нибудь не из школьной программы, а мы слушали. Это давало больше, чем зубрежка стихов. Хотя, как я понял много позже, стихи нужно знать наизусть. Когда повторяешь их наизусть, особенно в трудных ситуациях, становится легче. Беда в том, что, зазубренные ради пятерки или четверки, они сразу же забываются… Вообще литературу нужно преподавать как-то иначе. Моя старшая дочка, ей 13 лет, читать не любит. Но ходит в театральную студию, ей нравится репетировать, играть на сцене. А суй ей под нос те же повести и пьесы, заставляй читать просто так – вряд ли бы прочитала… – В рассказе «Вдохновение» вы говорите о вдохновении вполне по-ницшеански: «Нищета благополучия, будильников, копилок, автомобилей, семейных бюджетов, ваших гримас усталости и обиды, скрытых за вымученными улыбками в тридцать два искусственных зуба. Так, скорей за стол, за мой верный рабочий стол! Писать…» А что еще делать людям, лишенным вдохновения, как не срывать эту лишенность вымученными улыбками и успехами на почве частной собственности и семьи? – Препарировать своих героев сложно, тем более героя рассказа «Вдохновение». С одной стороны, это некий обочинный человек, не нашедший, да и не желающий находить свое место в действительности (рассказ написан и опубликован в разгар «дикого капитализма» – в 1997 году). Он сидит в комнатке Литературного института, голодный, злой, безвольный, не видящий никаких достойных тем для писания. Но невольные столкновения с другими людьми – девушка, ждущая любви, приятель, ставший бизнесменом, – взрывают его, и он, видимо, готов написать пусть не гениальный, но экспрессивный и искренний, вдохновенный текст. Потом герой наверняка отшлифуется жизнью, станет смирным, но пока он такой – злой и не принимающий того, что его окружает. – Что такое, собственно, вдохновение? – Вообще или в этом рассказе? Если вообще, то некая вспышка, рождающая нечто яркое. Для меня рассказ рождается точно так же, как и роман – в одно мгновение целиком. Просто роман после этой вспышки пишешь год-два, вспоминая вспышку, а рассказ, бывает, весь освещен этой вспышкой. 5 Рождественский Р. Алешкины мысли: Стихи для детей. М.: АСТ, 2011. – 48.: ил. Знаменитый путешественник, президент Королевского географического общества Великобритании, участник шоу Монти Пайтон, писатель и телеведущий Майкл Пэлин рассказывает о том, как проделал путь в 16 000 километров, пытаясь разгадать тайну Сахары и показать миру необычное лицо великой пустыни. Пэлин М. Сахара. Тайны тысячелетий / Беседовал Дмитрий Лисин Роман Сенчин родился в городе Кызыле, столица республики Тыва, на юге Сибири; севернее – Красноярский край, а южнее – Монголия. Город хоть и маленький, но культурный (по крайней мере, был таковым до начала 1990-х, когда оттуда стало массово выезжать русское население). В семье была хорошая библиотека… Сначала он пробовал сочинять нечто в духе Жюля Верна, Купера, а лет с четырнадцати стал писать уже о том, что происходило с ним самим, с окружающими людьми. В двадцать три года почувствовал, что может «свою писанину показывать посторонним» – тогда и стал печататься… Думаю, большинство вещей у большинства авторов появляется так. Поэтому хороших рассказов во много раз больше, чем хороших романов… Вспомнились слова Гончарова, который, как известно, писал очень медленно и тяжело. Так вот, Гончаров признавался, что произведение он видит все разом, словно бы стоя на холме. Все подробности. Самое трудное – это спускаться и записывать подробности. – Ваш лозунг – не скрывать «под оболочкой свою жижу, свою привычную, сладковатую, необходимую гниль…» – ближе к триллерам Лавкрафта. Не в этом ли мутация «нового реализма»? – Новый реализм разный. И хорошо, что одни авторы создают разных героев. У Прилепина есть герой «Саньки» и герой «Черной обезьяны». Да и вообще, в тексте надо показывать человека всего, со всеми его плюсами и минусами, нектаром и шлаком. Русским классикам XIX века это удавалось. Пусть они и писали посдержанней… Хотя если полистать Достоевского, Чехова, а особенно Льва Толстого, то нам до их степени откровенности еще далеко. Мы можем в тексте материться, а тот же Толстой вообще всю цивилизацию человеческую называл плесенью. Мы можем описать в общих словах какую-нибудь семейную ссору, а Толстой смог показать, что семья – это противоестественно, от этого и бесконечные ссоры, ненависть и желание супругов друг друга зарезать… И так далее. – Могут ли люди соединяться на основе идей, а не древних моральных, иррациональных для рассудка табу? – Только идеи и могут, по-моему, крепко связывать довольно большие группы людей. Мы привыкли считать, что тенденциозность в произведении литературы – это плохо. Но человек, садясь за серьезную вещь, зачастую хочет выразить какую-то идею, и он волейневолей подгоняет под нее поведение героев, эпизоды и так далее. Русская классика тем и ценна, что она была идейна. Конечно, иногда персонажи не слушались автора, и тогда рождались настоящие шедевры вроде «Анны Карениной», «Обломова»… – Зависит ли от «внутреннего» возраста человека количество попыток сесть за стол для сосредоточенности на мысли? – Конечно, молодому, хотя бы «внутренне», человеку легче приняться за дело. Тот, В рамках международного литературного проекта «Мифы» известные писатели от души фантазируют на темы мировой религии. Филип Пулман решил поразмышлять о двойственной природе Спасистеля и том, что было бы, если бы у Сына Божьего был злой близнец, одержимый классической злодейской идеей порабощения мира. 6 Пулман Ф. Пер. с англ. А.Романова. М.: СЛОВО/SLOVO, 2011. – 360 с.: ил. Добрый человек Иисус и негодник Христос / Пер. с англ. С.Лихачевой. М.: Эксмо, 2011. – 256 с. кто чувствует себя умудренным, все понявшим, знаменитым, вряд ли способен создать нечто большое. Писатель должен сознавать свою неуверенность, но в то же время иметь потребность изменить этот мир. Такое состояние обычно для молодых людей, жаль, что у них очень редко есть умение соединять слова, поэтому мы имеем мало сильных текстов. Пожившие соединять слова умеют, зато, как правило, теряют нечто важное. – Каково соотношение науки и литературы, равномощны ли они? – Не раз сами творцы подводили под свое искусство некие научные законы. Сера, например. А Пушкин сколько бумаги потратил, объясняя, почему такое-то слово должно писаться так-то, почему стихотворный размер должен быть таким-то… Ничего страшного во вторжении науки в свободные искусства я не вижу. Но, повторяю, если законы появляются, то они должны ломаться. Науки бывают разные. В филологию или историю как науку я не верю, а физика, химия – это нечто такое, что способно не только управлять жизнью цивилизации, но и спасти или же уничтожить наш шарик. – Если человек становится «успешным», способна ли наука «технологизировать» этот процесс для государства? – А нужно ли государству много успешных людей? Государству – любому – нужен некий баланс. Зачем в лаборатории сто гениальных физиков, например? Достаточно двух, которым помогают сотни лаборантов, грузчиков и так далее. Можно, конечно, наладить процесс если не производства, то воспитания успешных и сильных, но когда они составят хотя бы десятую часть общества – общество взорвется. – «Елтышевы» вызывают какую-то окончательную стадию разочарования в правящей 500 лет идее, что существует прогресс, что человек – это хорошо. Собираетесь ли написать «позитивный» роман? – Если будет материал, попытаюсь написать. Пока это, на мой взгляд, почва для утопистов, а не реалистов. Бывают позитивные моменты, встречаются герои вроде Сергея Сотникова, который много лет продолжал следить за заброшенным и вычеркнутым из всех реестров аэродромом на Севере, и однажды на этот аэродром сел аварийный самолет… Но это исключение, а я предпочитаю фиксировать типические явления. Все поклонники Сомерсета Моэма наверняка слышали о «Лизе из Ламбета» – ведь с этого романа в традициях «натуральной школы» начался путь Моэма к славе. Теперь чувствительную историю юной девушки из рабочего предместья, полюбившей, на свою беду, сильного, властного и женатого мужчину, наконец-то можно прочесть по-русски. 7 Моэм С. Лиза из Ламбета / Пер. с англ. Ю.Фокиной. М.: АСТ, 2011. – 224 с.
Стр.3