МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Жданова Светлана Николаевна
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА УЧАЩИМИСЯ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Монография
Екатеринбург
2006
2
УДК 37.035.46 (075)
ББК 74.200.54я73
Ж42
Печатается по решению редакционно-издательского совета Уральского
государственного университета им. <...> Теория
эстетического
освоения
мира
в
условиях
дополнительного образования…………………………………………………6 <...> Эстетическое освоение мира учащимися как социальнопедагогическое явление…………………………………………. <...> Система дополнительного образования детей и эстетическое
освоение мира учащимися: анализ взаимосвязи……………... <...> Эстетизация
как методологический базис процесса
освоения мира личностью………………………………... <...> Содержание и структура эстетически ориентированного
дополнительного образования……………………………75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………124
БИБЛИОГРАФИЯ….. <...> ……………………………………………………….125
4
ВВЕДЕНИЕ
Особое значение имеет рассмотрение проблемы эстетического
освоения мира подрастающим поколением
с позиций новационного в
педагогике
подхода,
социально-педагогического
утверждающим
необходимость ориентированности педагогического процесса на развитие
условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций,
связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и
социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей
социальной среды. <...> Дополнительное образование, предоставляет детям возможность
свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на
формирование
их
мироощущения
и
миропонимания,
развитие
мотивационной положительной направленности в сфере свободного времени
Объективная потребность <...>
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ_ОСВОЕНИЕ_МИРА_УЧАЩИМИСЯ__В_СИСТЕМЕ_ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО_ОБРАЗОВАНИЯ_ДЕТЕЙ.pdf
2
УДК 37.035.46 (075)
ББК 74.200.54я73
Ж42
Печатается по решению редакционно-издательского совета Уральского
государственного университета им. А.Горького
Рецензенты: Сальцева С.В., доктор педагогических наук, профессор
Попова В.И., доктор педагогических наук
Эстетическое освоения мира учащимися в системе дополнительного
образования детей: монография / С.Н.Жданова,. – Екатеринбург: Изд-во
УрГУ , 2006.
– 133с.
ISBN 5-7525-1538-6
Монография раскрывает теоретические и практические основы эстетического
освоения мира учащимися в учреждениях дополнительного образования,
адресована студентам, аспирантам, педагогам-исследователям, слушателям
курсов повышения квалификации.
УДК 37.035.46 (075)
ББК 74.200.54я73
© ЖдановаС.Н., 2006
© Издательство УрГУ, 2006
ISBN 5-7525-1538-6
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Теория эстетического освоения мира в условиях
дополнительного образования…………………………………………………6
1.1. Эстетическое освоение мира учащимися как социальнопедагогическое
явление………………………………………….6
1.2. Система дополнительного образования детей и эстетическое
освоение мира учащимися: анализ взаимосвязи……………...39
ГЛАВА 2. Научно-педагогическое обеспечение эстетического освоения
мира учащимися в практике дополнительного образования……………61
2.1.
2.2.
Эстетизация
как методологический базис процесса
освоения мира личностью………………………………...61
Содержание и структура эстетически ориентированного
дополнительного образования……………………………75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………124
БИБЛИОГРАФИЯ…..……………………………………………………….125
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
Особое значение имеет рассмотрение проблемы эстетического
освоения мира подрастающим поколением с позиций новационного в
педагогике социально-педагогического подхода,
утверждающим
необходимость ориентированности педагогического процесса на развитие
условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций,
связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и
социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей
социальной среды.
Дополнительное образование, предоставляет детям возможность
свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на
формирование их мироощущения и миропонимания, развитие
мотивационной положительной направленности в сфере свободного времени
Объективная потребность общества в педагогах нового типа,
ориентирующихся в социуме, способных оказывать поддержку и помощь в
успешной социализации, жизненном и личностном самоопределении ребенка
и взрослого, обнаруживает необходимость в качественной перестройке всей
системы образования посредством усиления аспектов позитивного освоения
мира, социума, понимания себя в нем. Потребность молодежи в быстрой
карьере (в лучшем смысле этого слова) повышает значимость «социумной»
компетентности личности, с одной стороны, внутренних установок на
устранение препятствий в умении жить в гармонии с самим собой и
окружающими людьми, с другой стороны.
Социально-педагогический смысл исследуемого феномена заключается
в трактовке эстетического как наполненного яркостью красок и смыслов
неотчужденного, неравнодушного отношения человека ко всему
окружающему миру. Эстетическое отношение к миру представляет собой
экологически целостное отношение человека, способного чувствовать мир во
всех взаимосвязях, сопереживать природе, культуре, истории, другому
Стр.4
5
человеку, осознавать целесообразность каждой части целого мира.
Эстетическое отношение к миру и себе знаменует качественное изменение в
мировоззрении, которое заключается в изживании негативных чувств, в
восполнении положительных эмоций благодаря таким проявлениям как
любовь и открытость миру, отзывчивость и доброта. Актуализация
эстетического как неотчужденного отношения к миру позволяет преодолеть
барьеры отчуждения личности от своей сущности, качественно изменяет
процесс освоения социальных ценностей в сторону позитива.
Специфика организации образовательного процесса современного
учреждения дополнительного образования, направленная на удовлетворение
познавательного интереса, осуществление индивидуализации обучения, при
неформальном характере общения и практической направленности обучения
даёт возможность педагогу следовать природе развития духовных и
эстетических потребностей личности ребёнка
Сущность художественно-эстетической осваивающей деятельности
раскрывается в творческом процессе создания неповторимо оригинального
продукта, отражающего реальность и воплощающего личность автора. Таким
образом, целенаправленная художественно-эстетическая установка личности
на освоение мира с помощью образов является одним из важнейших
компонентов эстетической позиции человека, от которой во многом зависит
состояние социально-культурной сферы жизни общества. Эстетическая
константа в восприятия мира выступает фактором развития социальной
активности детей и взрослых.
Эмпирическая база исследования представлена учреждениями
дополнительного образования г. Оренбурга, Магнитогорска, Москвы,
факультетами Оренбургского государственного педагогического
университета (социальной педагогики, естественно-географическим,
повышения квалификации и переподготовки работников образования);
Оренбургского педагогического колледжа №3; научно-исследовательской
лабораторией Социального института ОГПУ.
Стр.5