Учредители:
Институт географии РАН
Г еографический факультет
Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова
Институт географии
Санкт-Петербургского
государственного университета
Смоленский гуманитарный университет
Издатель:
Смоленский гуманитарный университет
Журнал зарегистрирован
в Министерстве печати РФ
Рег. св. № ПИ № 77-7284 от 19.02.01
Главный редактор:
Катровский А.П. (Смоленск)
Заместители главного редактора:
Артоболевский С.С. (Москва),
Шувалов В.Е. (Москва),
Чистобаев А.И. (С.-Петербург)
Редакционный совет:
Алексеев А.И. (Москва), Бакланов П.Я.
(Владивосток), Лентц С. (Г ермания),
Гладкий Ю.Н. (С.-Петербург), Касимов Н.С.
(Москва), Колосов В.А. (Москва), Лаппо
Г.М.
(Москва), Мироненко Н.С.
(Москва), Пирожник И.И. (Беларусь),
Сэлноу Дж. (Великобритания), Федоров Г.М.
(Калининград)
Редакционная коллегия:
Белозеров В.С. (Ставрополь), Бильчак
В.С. (Калининград), Вардомский Л.Б.
(Москва), Воробьева О.Д. (Москва), Ковалев
Ю.П. (Смоленск), Кочуров Б.И.
(Москва), Мажар Л.Ю. (Смоленск), Родионова
И.А. (Москва), Рудский В.В.
(Смоленск), Смирнягин Л.В. (Москва),
Ткаченко А.А. (Тверь), Шарыгин М.Д.
(Пермь), М. Фрюауф (Г ермания)
Ученый секретарь:
Ковалев Ю.П.
Адрес редакции:
214014, Смоленск, ул. Г ерцена, 2
Смоленский гуманитарный университет
Тел.: (4812) 68–36–88
е-mail: region@shu.ru
Подписано в печать 25.01.08 г.
Формат 70х108 /16. Гарнитура «Times».
Тираж 500 экз.
Отпечатано:
ООО «Универсум»
№ 1 (16), 2008
214014, Смоленск, ул. Г ерцена, 2
Тел.: (4812) 64-70-49 Факс: (4812) 64-70-49
e-mail: unm@shu.ru
У РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, 2008
region@shu.ru
Научный журнал
Основан в мае 2002 года
Выходит 6 раз в год
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
9 771994 528672
Стр.1
3
ТЕОРИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И.Н. Корнев
(г. Екатеринбург)
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКАВ КОНТЕКСТЕ
КОНЦЕПЦИИ ГЕОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Kornev I.N.
GEOGRAPHICAL GERMENEVTICS IN THE CONTEXT
OF THE CONCEPT OF GEOCULTURAL SPACE
The idea of the given article is to prove the necessity of development of germenevtics as method
of cognition in humanitarian geography.
В общепринятом философском понимании
герменевтика – это искусство толкования, направленное
на понимание (выявление подлинного
смысла текстов). Впервые категория понимания
как постижение смысла текста, достигаемое
в процессе его чтения и интерпретации,
нашла отражение в концепции В. Шлейермахера.
Но уже в представлениях В. Дильтея, одного из
основоположников современной герменевтики,
она выступает методологической основой гуманитарного
мышления. Он считал, что понимание
как метод познания рассматривается,
прежде всего, как постижение духовного мира
личности. При этом понимание собственно духовного
мира достигается с помощью интроспекции,
а понимание чужого мира – путем
вживания, сопереживания, вчувствования
[5, с. 145]. Толкуя герменевтику как искусство
понимания письменно зафиксированных проявлений
жизни, Дильтей уделил большое внимание
автобиографии как средству самопознания, биографии,
как средству познания другого.
По степени сложности Дильтей делил понимание
на три вида: элементарное, нацеленное
на отдельные проявления индивида; сложное,
охватывающее все проявления индивидуального
духа; наиболее сложное, постигающее всеобщие
исторические объективации и предельные
основания жизни. Границы понимания, по
Дильтею, заключены в способе данности предмета
понимания, а само понимание является
процессом наивысшего напряжения, носит
открытый характер и никогда не может быть
завершено. Дильтей подчеркивал также взаимосвязь
понимания и оценки [5, с. 152].
Идеи, высказанные Дильтеем, нашли дальнейшее
развитие в философии М. Хайдеггера
[15]. У Хайдеггера понимание обусловлено не
деятельностью сознания, а выступает уже как
способ бытия человека в мире. Человек есть
существо, «толкующее свое бытие», человеческое
бытие изначально «герменевтично», а
понимание является его онтологической
характеристикой [15, с. 120]. Освоение культуры,
постижение ее смыслов, по мнению ученого,
осуществляется через диалог.
Идеи, развитые М. Хайдеггером, оказали огромное
влияние на герменевтику второй половины
XX века, выдающимся представителем
которой является Г.-Г. Гадамер [2, с. 9]. В отличие
от своих предшественников, он утверждает,
что основной герменевтической процедурой
является «применение», поэтому герменевтическое
усилие должно быть направлено
не на то, чтобы переместиться в ситуацию автора,
а чтобы отнести несомое им содержание
к своей собственной ситуации. Цель интерпретации
состоит не в «воспроизведении», а в
«произведении» смысла [2, с. 10]. Следовательно,
понимание состоит в способности применить,
использовать осваиваемый фрагмент
культуры в своих собственных целях и интересах.
Стр.3