Н.В. Клюева
Организационное
консультирование
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2008
1
УДК 159.9(075.8)
ББК Ю 949я73
К 52
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> ISBN 978-5-8397-0598-2
В пособии рассмотрены содержание и методы работы психолога,
консультирующего современные бизнес-организации; особенности
российской деловой культуры и ее влияние на работу консультанта;
принципы, формы и этапы консультативного процесса. <...> Данное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Организационное и управленческое консультирование», блок ДС), очной формы обучения. <...> Принято говорить о
консультировании как взаимодействии клиента и консультанта,
обеспечивающем развитие организации, решение сложных нестандартных проблем в различных сферах деятельности [1, 6, 7,
10, 12, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 26, 28, 32, 42, 44, 45]. <...> Процесс консультирования понимается как последовательная серия действий, шагов и организационных событий, которые
предпринимает консультант в организации клиента для достижения позитивных перемен внутри организации. <...> В России консультационная деятельность в качестве профессиональной стала активизироваться только в начале 1990-х гг. <...> Это спрос
на юридические услуги по учреждению новых фирм, услуги по
постановке бухгалтерского учета, по развитию внешнеэкономической деятельности, приватизации, оценке объектов собственности и, наконец, аудиту – вот те области консультационной деятельности, которые последовательно осваивались специалистамиконсультантами изначально. <...> Собственные проблемы организация может решить и самостоятельно, в том случае, если у нее есть внутренний консультант
(специалист по инноватике, консультант по управленческому
консультированию или организационному развитию, психолог),
то есть профессионал, владеющий <...>
Организационное_консультирование.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Н.В. Клюева
Организационное
консультирование
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2008
1
Стр.1
УДК 159.9(075.8)
ББК Ю 949я73
К 52
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2008 года
Рецензенты:
Н.Н. Посысоев, кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии;
кафедра общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;
А.В. Карпов, доктор психологических наук, профессор
К 52
Клюева, Н.В. Организационная психология: учеб. пособие
/ Н.В. Клюева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 136 с.
ISBN 978-5-8397-0598-2
В пособии рассмотрены содержание и методы работы психолога,
консультирующего современные бизнес-организации; особенности
российской деловой культуры и ее влияние на работу консультанта;
принципы, формы и этапы консультативного процесса. Программы,
представленные в пособии, разработаны с участием Н.В. Клюевой,
Е.А. Белковой, А.О. Грицая, Е.Н. Дубиненковой, Е.В. Драпак,
Е.В. Марковой, Ю.В. Филипповой, М.И. Фаермана.
Данное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности
030301 Психология (дисциплина «Организационное и управленческое
консультирование», блок ДС), очной формы обучения.
УДК 159.9(075.8)
ББК Ю 949я73
ISBN 978-5-8397-0598-2
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2008
2
Стр.2
Оглавление
1. Что такое организационное консультирование? .......................... 3
2. Особенности российской деловой культуры ............................... 18
3. Формы и этапы консультативного процесса .............................. 24
4. Принципы консультирования организации ................................ 34
5. Требовния к квалификации консультанта .................................. 37
5.1. Позиции консультанта ................................................................ 42
6. Методы работы консультанта ........................................................ 47
Список литературы ............................................................................... 81
Основная литература ......................................................................... 81
Дополнительная литература ............................................................. 82
Приложения ............................................................................................ 85
Приложение 1. Базовые ценности организации
(методика А.И. Пригожина) .......................................................... 85
Приложение 2. Концепция 7 С (системный подход к анализу
организации) .................................................................................... 86
Приложение 3. Диагностика дисфункций организации
(методика А.И. Пригожина) .......................................................... 87
Приложение 4. Работа с управленческими ошибками
(методика А.И. Пригожина) ......................................................... 89
Приложение 5. Задание. Мы – команда?
(методика А.И. Пригожина) .......................................................... 91
Приложение 6. Программа семинара- тренинга
для начальников цехов завода N ..................................................... 92
Приложение 7. Коммерческое предложение
«Повышение эффективности работы с кадровым резервом
в компании N» .................................................................................. 95
135
Стр.135
Приложение 8. Комплексный проект «Повышение качества
обслуживания клиентов банка N» (формирование клиенториентированного
подхода) ........................................................... 98
Приложение 9. Отчет по итогам проблемного семинара
для топ-менеджеров компании N ................................................ 102
Приложение 10. Выработка норм и правил организационного
взаимодействия ............................................................................. 109
Приложение 11. Тренинг «Навыки лидерства» .............................. 112
Учебное издание
Клюева Надежда Владимировна
Организационное
консультирование
Учебное пособие
Редактор, корректор М.В. Никулина
Компьютерная верстка И.Н. Ивановой
Подписано в печать 16.06.2008 г. Формат 60×84/16.
Бумага тип. Усл. печ. л. 7,90. Уч.-изд. л. 5,61.
Тираж 100 экз. Заказ
.
Оригинал-макет подготовлен
в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.
Ярославский государственный университет.
150 000 Ярославль, ул. Советская, 14.
Отпечатано
ООО «Ремдер» ЛР ИД № 06151 от 26.10.2001.
г. Ярославль, пр. Октября, 94, оф. 37
тел. (4852) 73-35-03, 58-03-48, факс 58-03-49.
136
Стр.136