Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История и методология математики (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЧаплыгин В. Ф.
АвторыЯросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц122
ID206928
АннотацияОтражены четыре основных периода развития математики. Изложение ведется в хронологическом порядке на фоне развития материальной и духовной культуры человеческой цивилизации. Достаточно полно говорится о создании математики как науки в Древней Греции. Излагая историю открытия дифференциального и интегрального исчисления Ньютоном и Лейбницем, автор подчеркивает роль их предшественников. То же самое можно сказать о создании неевклидовой геометрии. Одна из лекций посвящена развитию математики в России и СССР, месту русских ученых в мировой математике. Рис. 19. Библиогр.: 15 назв.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Математика и направлению подготовки Математика
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 010101 Математика и направлению подготовки 010100 Математика (дисц. "История и методология математики", блок ОПД), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0521-0
УДК51:37
ББКВ1г.я73
Чаплыгин, В. Ф. История и методология математики : текст лекций / Яросл. гос. ун-т; В. Ф. Чаплыгин .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 122 с. — ISBN 978-5-8397-0521-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/206928 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.Ф. Чаплыгин История и методология математики Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Математика и направлению подготовки Математика Ярославль 2007 История и методология математики УДК 51:37 ББК В1г. <...> К.Д. Ушинского; профессор А.В. Ястребов Ч 19 Чаплыгин, В.Ф. История и методология математики : текст лекций / В.Ф. Чаплыгин; Яросл. гос. ун-т. <...> История и методология математики", блок ОПД), очной формы обучения. <...> Интересуясь количеством предметов, мощностью множества, математик совершенно игнорирует характер этих предметов. <...> : Наука, 1980) даёт следующее определение: «Математика – это наука о специальных логических 3 История и методология математики структурах, называемых математическими структурами, у которых описаны определенные отношения между элементами». <...> Тарталья показал, что траектория полета снаряда представляет параболу и наибольшая дальность полета достигается, если снаряд выпущен под углом 45° к горизонту. <...> В истории математики выделяют четыре периода её развития: <...> Наиболее распространенные системы счисления имеют основания 5 и 10 (встречаются 15 и 20). <...> Система счисления вавилонян основывалась на двух основных элементах – это «клин» , обозначавший 1, и «крюк» , обозначавший 10. <...> 3 3  k =1 k =1 n 2 Кроме упомянутых систем счисления, разными народами (греки, евреи, армяне, славяне) использовались алфавитные системы счисления. <...> Фалес, Пифагор, Архимед, Аполлоний, Евклид, Евдокс, Птолемей, Диофант П роцесс накопления математических сведений и фактов, формирования понятия числа, зарождения геометрии и тригонометрии (в частности, измерение углов с достаточно высокой точностью) продолжался на протяжении тысячелетий. <...> В Египте и Вавилоне выполняли арифметические действия с целыми числами и обыкновенными дробями, знали прогрессии, умели вычислять площади и объемы, знали соотношение между длинами сторон прямоугольного треугольника. <...> 1 13 История <...>
История_и_методология_математики__текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова В.Ф. Чаплыгин История и методология математики Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Математика и направлению подготовки Математика Ярославль 2007
Стр.1
История и методология математики УДК 51:37 ББК В1г.я73 Ч 19 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2007 года Рецензенты: кафедра геометрии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; профессор А.В. Ястребов Ч 19 Чаплыгин, В.Ф. История и методология математики : текст лекций / В.Ф. Чаплыгин; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. –120 с. ISBN 978-5-8397-0521-0 Отражены четыре основных периода развития математики. Изложение ведется в хронологическом порядке на фоне развития материальной и духовной культуры человеческой цивилизации. Достаточно полно говорится о создании математики как науки в Древней Греции. Излагая историю открытия дифференциального и интегрального исчисления Ньютоном и Лейбницем, автор подчеркивает роль их предшественников. То же самое можно сказать о создании неевклидовой геометрии. Одна из лекций посвящена развитию математики в России и СССР, месту русских ученых в мировой математике. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 010101 Математика и направлению подготовки 010100 Математика (дисц. "История и методология математики", блок ОПД), очной формы обучения. Рис. 19. Библиогр.: 15 назв. УДК 51:37 ББК В1г.я73 © Ярославский государственный университет, 2007 ISBN 978-5-8397-0521-0 2 © В.Ф. Чаплыгин, 2007
Стр.2
В.Ф. Чаплыгин Лекция 1 Математика как наука, её место в ряду других наук. Предмет и методы математики, её возникновение. Математика Египта и Вавилона С амо слово "математика" (греч. μαθηματik») происходит от μαθημα, что означает познание, наука, значение. В течение длительного времени в отечественных источниках использовалось определение математики, данное Ф. Энгельсом в «Анти-Дюринге» (1878 г.): «Чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира, стало быть – весьма реальный материал. Тот факт, что этот материал принимает чрезвычайно абстрактную форму, может лишь слабо затушевать его происхождение из внешнего мира, но чтобы быть в состоянии исследовать эти формы и отношения в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от их содержания, оставить это последнее в стороне как нечто безразличное». Математику, отвечающему на вопрос, чему равен объем цилиндра, не важно, из какого материала он сделан, какого он цвета и т.д. Если физику интересуют реальные объекты, их физические свойства, геометрия – математика имеет дело с идеальными объектами. Интересуясь количеством предметов, мощностью множества, математик совершенно игнорирует характер этих предметов. Для своего времени определение Ф. Энгельса достаточно точно характеризовало предмет математики и её содержание. Однако за прошедшие 130 лет математика довольно значительно изменила свой характер, что привело к необходимости дать новое определение математики. Приведем некоторые из них. Кудрявцев Л.Д. в книге «Современная математика и методы её преподавания» (М.: Наука, 1980) даёт следующее определение: «Математика – это наука о специальных логических 3
Стр.3
В.Ф. Чаплыгин Содержание Лекция 1. Математика как наука, её место в ряду других наук. Предмет и методы математики, её возникновение. Математика Египта и Вавилона .......... 3 Лекция 2. Построение основ математической науки. Фалес, Пифагор, Архимед, Аполлоний, Евклид, Евдокс, Птолемей, Диофант .................................................. 12 Лекция 3. Математика Востока после упадка античного мира – Китай, Индия, Средняя Азия .................................. 37 Лекция 4. Математика Европы до XVII в. ................................. 55 Математика средневековой Руси ....................................... 70 Лекция 5. Период создания математики переменных величин .............................................................. 73 Лекция 6. Восемнадцатое столетие и начало девятнадцатого ........................................................................ 88 Лекция 7. XIX столетие и начало XX ........................................... 96 Лекция 8. Развитие математики в России ................................ 108 Литература ..................................................................................... 118 119
Стр.119
История и методология математики В.Ф. Чаплыгин История и методология математики В а b А а а а2 b b2 b а D А b а D b С В b а c c c2 c b b c С а 122
Стр.122