Т.М. Гавристова
Изобразительное искусство
«африканского зарубежья»
Словарь-справочник
Ярославль 2007
1
УДК 7(4/9)
ББК Щ103(6)я2
Г 12
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> В словарь-справочник включены биографии профессиональных африканских художников, постоянно живущих в
Европе и Америке. <...> УДК 7(4/9)
ББК
© Ярославский государственный университет, 2007
© Т.М. Гавристова, 2007
2
Изобразительное искусство «африканского зарубежья»1 является одной из составляющих мировой художественной культуры. <...> Это история выдающихся
достижений африканцев, волею судеб оказавшихся на чужбине:
художников, скульпторов, дизайнеров. <...> Во многом благодаря их активности в Париже в 1989 году был открыт Музей национального искусства Африки и Океании. <...> На рубеже ХХ – ХХI ве1
«Африканское зарубежье» (диаспора), объединившее многоликую, разноязыкую, неоднородную по этническому, конфессиональному и социальному составу массу людей, связанных общностью происхождения (цветом кожи и другими признаками негроидной расы), вынужденно и по доброй воле оказавшихся
вдали от родины, не представляет собой единого целого. <...> 3
Африканцы обучались в Королевском колледже искусств, в Лондонской
школе искусств и дизайна, в школе искусств Слейда. <...> Чернокожий африканец, окончивший французскую школу в Абиджане, поклонник модернизма и
западных ценностей, сын знахаря, прошедший через инициацию,
благоговеющий перед силами природы, пришел к осознанию того, что все люди, независимо от расы, этноса, пола, – братья, а
африканство – не главное человеческое достоинство, ведь никто
не задается вопросом о том, насколько французским или европейским является творчество П. Гогена <...> В Париже прошла первая персональная выставка художника. <...> В США художник обрел финансовый достаток и
почувствовал себя профессионалом и индивидуальностью, «звездой» мировых галерей. <...> Сам он считает, что художник, как и зритель, должен быть свободен <...>
Изобразительное_искусство_«африканского_зарубежья».pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
Лаборатория африканистики и востоковедения
Т.М. Гавристова
Изобразительное искусство
«африканского зарубежья»
Словарь-справочник
Ярославль 2007
1
Стр.1
УДК 7(4/9)
ББК Щ103(6)я2
Г 12
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2007 года
Рецензент –
кафедра всеобщей истории Ярославского государственного
университета им. П.Г. Демидова
Гавристова, Т.М. Изобразительное искусство «африГ
12
канского зарубежья» / Т.М. Гавристова; Яросл. гос. ун-т. –
Ярославль: ЯрГУ, 2007. – 44 с.
В словарь-справочник включены биографии профессиональных
африканских художников, постоянно живущих в
Европе и Америке.
Предназначен для студентов, обучающихся по специальности
100103 История (дисциплина «Культура "африканского
зарубежья"», блок ДС), очной формы обучения.
УДК 7(4/9)
ББК
© Ярославский государственный университет, 2007
© Т.М. Гавристова, 2007
2
Стр.2
Изобразительное искусство «африканского зарубежья»1 является
одной из составляющих мировой художественной культуры.
Его история неразрывно связана с историей Африки и африканской
диаспоры, Европы и Америки. Это история выдающихся
достижений африканцев, волею судеб оказавшихся на чужбине:
художников, скульпторов, дизайнеров.
В ХХ веке Лондон, Париж и Нью-Йорк питали художественную
элиту в большей мере, чем другие культурные столицы. В
Париже многие африканцы намеревались проявить себя, прославиться,
в результате возник «афро-парижский роман»2, особые
эмоциональные связи между городом и художниками. С Лондоном
и Нью-Йорком африканцев связывали деловые отношения. В
Лондон они ехали учиться3, в Нью-Йорк – зарабатывать деньги.
В Париже, в Сорбонне, в 1956 году прошел первый международный
конгресс негритянских писателей и художников, дав импульс
развитию искусства диаспоры. Париж стал Меккой для художников.
Здесь обрели славу такие мастера, как Б. Энвонву,
Х. Латье, И. Ндиайа. Они не стремились быть модными4 – они хотели
быть современными и востребованными. Во многом благодаря
их активности в Париже в 1989 году был открыт Музей национального
искусства Африки и Океании. На рубеже ХХ – ХХI ве1
«Африканское зарубежье» (диаспора), объединившее многоликую, разноязыкую,
неоднородную по этническому, конфессиональному и социальному составу
массу людей, связанных общностью происхождения (цветом кожи и другими
признаками негроидной расы), вынужденно и по доброй воле оказавшихся
вдали от родины, не представляет собой единого целого. Его центры сформировались
там и тогда, где и когда значительные по численности группы социально,
творчески и политически активных людей находили возможности для реализации
замыслов.
2 Wright M.M. Becoming Black. Creating Identity in the African Diaspora. L.,
2004. P. 216.
3 Африканцы обучались в Королевском колледже искусств, в Лондонской
школе искусств и дизайна, в школе искусств Слейда.
4 Mudimbe V.I. The Idea of Africa. L., 1994.
3
Стр.3
Т.М. Гавристова
Изобразительное искусство
«африканского зарубежья»
46
Стр.46