П.Г. Демидова
Гендерные основы
социально-психологических
отношений
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Психология
Ярославль 2006
УДК 316.6
ББК Ю 35я73
П 16
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> К.Д. Ушинского
П 16
Панкратова, Т.М. Гендерные основы социально-психологических
отношений : учеб. лособие / Т.М. Панкратова ; Яросл. гос. ун-т. <...> Содержатся современные методики
диагностики гендерных стилей руководства, гендерных ценностей и потенциалов личности в различных сферах жизнедеятельности. <...> Эмпирическое изучение взаимосвязи гендерных установок
со стратегиями поведения в конфликте. <...> Диагностика гендерных стилей руководства,
ценностей и потенциалов личности. <...> Третья глава
учебного пособия содержит современные методики диагностики гендерных стилей руководства, гендерных ценностей и потенциалов личности в различных сферах жизнедеятельности. <...> В отличие от западной гуманитарной науки, где ученые не одно десятилетие проводят
исследования социального пола, в нашей стране гендерный подход
все еще не получил достаточного развития. <...> 8
Во-вторых, гендерные исследования возникли в ответ на попытки найти разрешение социально-экономического противоречия
относительно комбинирования населением производственных и
семейных ролей, объяснить механизм данного противоречия и
проанализировать степени участия женщин и мужчин в процессе
разрешения данного противоречия. <...> В социальной психологии проблемы, связанные с межгрупповыми отношениями, с влиянием половой идентичности и полоролевых стереотипов на те или иные аспекты социального взаимодействия, стали предметом изучения зарубежных психологов в
конце 40-х – начале 50-х годов, отечественных – с конца 80-х годов
ХХ века. <...> В отечественной психологии межгрупповой уровень анализа
использовался при изучении внутригрупповых социально-психологических <...>
Гендерные_основы_социально-психологических_отношений__учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Гендерные основы
социально-психологических
отношений
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Психология
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 316.6
ББК Ю 35я73
П 16
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензенты:
директор Центра психолого-медико-социального сопровождения
«Доверие» г. Ярославля, кандидат психологических наук В.А. Шелкова;
кафедра педагогической психологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Панкратова, Т.М. Гендерные основы социально-психологических
П 16
отношений : учеб. лособие / Т.М. Панкратова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль
: ЯрГУ, 2006. – 144 с.
ISBN 5-8397-0456-3
Учебное пособие «Гендерные основы социально-психологических
отношений» посвящено актуальной теме социальной психологии – анализу
психологических особенностей гендерных отношений и взаимодействий.
В нем представлены основные методологические подходы к исследованию
гендерных явлений, понятия и положения гендерной теории. В
работе обсуждаются социально-психологические механизмы гендерной
социализации личности, раскрывается понятие гендерной социализации
личности, обозначается роль семьи и образовательных учреждений в развитии
гендерных моделей поведения. Содержатся современные методики
диагностики гендерных стилей руководства, гендерных ценностей и потенциалов
личности в различных сферах жизнедеятельности.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по
специальности 020400 Психология (дисциплина «Гендерные аспекты социально-психологичексих
исследований», блок ДС), очной формы обучения.
УДК
316.6
ББК Ю 35я73
© Ярославский государственный
университет, 2006
ISBN 5-8397-0456-3
© Т.М. Панкратова, 2006
2
Стр.2
Оглавление
Введение ................................................................................................ 5
Глава 1. Теоретический анализ гендерных аспектов
межгрупповых отношений и взаимодействий .................. 7
1.1. Основные теоретические подходы к гендерным исследованиям
в зарубежной науке ..................................................................... 13
1.1.1. Особенности процесса формирования гендерных
установок .......................................................................... 13
1.1.2. Взаимоотношения между полами как предмет анализа
межгрупповых отношений и взаимодействий .............. 21
1.2. Изучение гендерных отношений и взаимодействий
в отечественной психологии ...................................................... 35
1.2.1. Факторы детерминации межгруппового восприятия
и взаимодействия ............................................................. 36
1.2.2. О взаимосвязи гендерных установок с поведением
мужчин и женщин ........................................................... 44
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи гендерных
характеристик личности с некоторыми особенностями
межгруппового восприятия и взаимодействий ............... 53
2.1. Гендерные установки и некоторые особенности
восприятия внутрисемейных отношений ................................. 54
2.2. Влияние полового состава групп на оценку результатов
их деятельности .......................................................................... 64
2.3. Эмпирическое изучение взаимосвязи гендерных установок
со стратегиями поведения в конфликте. .................................. 72
2.4. Применение гендерного подхода в обучении
старшеклассников на примере содействия
их полоролевому самоопределению. ........................................... 99
2.4.1. Некоторые особенности оказания социальнопсихологического
содействия процессу полоролевого
самоопределения в юношеском возрасте .................... 100
3
Стр.3
2.4.2. Программа содействия полоролевому
самоопределению старшеклассников “Я В МИРЕ
ЦЕННОСТЕЙ” для учащихся старших классов
образовательных учреждений ...................................... 104
Глава 3. Диагностика гендерных стилей руководства,
ценностей и потенциалов личности. ............................... 109
3.1. Методика гендерной самооценки лидерского стиля
(Р.Бейлз – К.Шнейдер в модификации Т.В. Бендас). .............. 109
3.2. Диагностика гендерных стилей руководства
(А. Кэнн и Л. Зигфрид в модификации Т.В. Бендас) ............... 111
3.3. Интегральная самооценка гендерных потенциалов
жизнедеятельности личности (мофикация Н.П. Фетискина).
..................................................................................................... 114
3.4. Диагностика личностной ресурсности
(Н.Е. Водопьянов, М.В. Штейн). ............................................. 118
3.5. Гендерная самооценка эмоционального дискомфорта. ......... 122
Заключение ...................................................................................... 125
Литература ....................................................................................... 127
Приложения ..................................................................................... 140
4
Стр.4
Введение
О
бщественные перемены последних лет в России привели к
необходимости нового осмысления проблемы отношений
между мужчиной и женщиной как субъектами социальной
деятельности. Отношения между полами, рассматриваемые
как один из уровней межгрупповых отношений, находят свое выражение
в политической, экономической, культурной жизни общества, во
многом определяя его настоящее состояние и перспективы.
С развитием рыночных отношений в нашей стране наметилась тенденция
особой активизации женщин как субъектов социальной деятельности:
много женщин занято в предпринимательстве, отмечается
их стремление участвовать в государственном управлении, женщины
не уступают мужчинам по уровню реализации своих возможностей в
области образования, науки, культуры. В то же время исследования в
области социологии [60] показывают, что продолжает увеличиваться
гендерная асимметрия, выражающаяся в отстранении женщин от процессов
государственного управления, в феминизации безработицы,
“двойной занятости женщин”, наличии существенной разницы в оплате
труда женщин и мужчин. Кроме того, внимание общественности привлекает
проблема особой формы насилия против женщин – домашнего
насилия, вызванного экономическим неравенством полов, склонностью
разрешать конфликты при помощи физической силы, властью и решающим
голосом мужчины в большинстве семей [105].
Нарастают негативные тенденции в развитии демографической ситуации
в России: по данным Федеральной целевой программы “Молодежь
России. 2001 – 2005 годы” в стране родилось почти на 6 млн. детей
меньше, чем за предыдущие 10 лет; численность 15 – 29-летних жителей
в России уменьшилась почти на 1 млн. человек, а количество
молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн. человек; до
70% разводов приходится на молодые семьи; наблюдается рост социального
сиротства – отсутствия родительского попечения над ребёнком
при живых родителях. Анализ показателей смертности и рождаемости,
естественного прироста населения, соотношения браков и разводов в
Ярославской области показывает, что демографическая ситуация в области
не только остается неблагоприятной, но и имеет тенденцию к
ухудшению: население “стареет” и сокращается, рождаемость “падает”,
молодые семьи крайне неустойчивы и около 50% их распадается [166].
5
Стр.5