Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра социальной и политической психологии
Гендерные основы
социально-психологических
отношений
Практическое руководство
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Психология
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 316.6
ББК Ю 95я73
Г 34
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент
кафедра социальной и политической психологии
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составитель Т.М. Панкратова
Гендерные основы социально-психологических отношений :
Г 34
практ. руководство / сост. Т.М. Панкратова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль
: ЯрГУ, 2006. – 54 с.
Условием успешного овладения профессиональными навыками
и развития профессионально-важных качеств будущих специалистов
является целостное представление у студентов о целях и задачах
изучения дисциплины специализации «Гендерные основы социально-психологических
отношений», последовательности изучения
тем, требованиях, предъявляемых к подготовке к лекционным,
семинарским и практическим занятиям.
В данной работе представлены учебно-методические материалы
к лекционным, семинарским, практическим и самостоятельным
занятиям по дисциплине «Гендерные основы социально-психологических
отношений».
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020400 Психология (дисциплина «Гендерные основы социальнопсихологических
отношений», блок ДС), очной формы обучения.
УДК 316.6
ББК Ю 95я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© Т.М. Панкратова, 2006
2
Стр.2
Введение
Гуманитаризация высшего образования предполагает решение
такой проблемы, как развитие индивидуальных способностей, социальных
характеристик личности, а также профессиональных качеств
выпускников. Получая высшее образование по избранной
специальности, будущий профессионал должен быть готов как к
возможным общественным переменам, так и изменениям в профессиональной
сфере. Поэтому уровень профессиональной квалификации
психолога-практика во многом определяется не только
степенью овладения нормативными требованиями осуществляемой
деятельности, технологией ее исполнения, но и личностной готовностью
к профессиональной деятельности. Часто специалист, работающий
с людьми, выступает вне ролевых и функциональных
рамок, как автор и исполнитель своего личностного бытия, обращаясь
своей живой индивидуальностью, феноменологией своих
жизненных проявлений к другим людям. Поэтому вопросы профессиональной
подготовки психологов отличаются специфичностью,
поскольку связаны не только с нормативно-ролевым и «техническим»
уровнями, но и с уровнем личностным. На этом уровне
профессиональные умения и «техничность» дополняются личностным
«Я», его когнитивным, поведенческим и экзистенциальносмысловым
потенциалом.
Становление личности психолога-практика тесно связано с
разработкой содержания обучения будущих профессионалов. Помочь
студентам не только усвоить многообразные существующие
парадигмы и концепции, но и личностно «вырасти», достигая профессиональной
и личностной идентичности, помогает структура
содержания учебной дисциплины «Гендерные основы социальнопсихологических
отношений», включая подбор и применение методических
средств, используемых в образовательном процессе.
В результате обучения студенты получают представление о
гендере как организованной модели социальных отношений между
мужчинами и женщинами, о её взаимосвязи с межличностными
отношениями, социальными отношениями в основных институтах
общества; овладевают понятиями гендерной теории; узнают глав3
Стр.3
ные принципы, положенные в основу измерительных процедур, а
также современные методы измерения маскулинности – фемининности
и исследования особенностей гендерной идентичности личности;
овладевают основными методиками, направленными на
изучение гендерных социально-психологических явлений, и учатся
применять их в практической деятельности.
Как видим, для достижения этих результатов должны быть
сформулированы цели, направленные на развитие так называемых
«технических» профессиональных умений и навыков. Вместе с
тем, наряду с этими целями преподавателю важно, на наш взгляд,
осуществлять в обучении и цели личностного развития студентов,
осознанно формулируя их в своей преподавательской деятельности.
Основные
цели дисциплины включают, кроме формирования
профессиональных навыков гендерного анализа социальных явлений
и процессов, развитие индивидуальных способностей и социальных
характеристик личности. Среди индивидуальных способностей,
которые в качестве целей развития мы выделяем в рамках
данной дисциплины, можно назвать следующие: умение мыслить
целостно, охватывая целый комплекс учебных дисциплин (способности
видеть их взаимосвязи), толерантность, стремление к самосовершенствованию.
К числу развиваемых в данной дисциплине
социальных характеристик относятся: коммуникабельность, способность
к кооперативной деятельности (умение работать в команде);
умение высказывать критику и самому принимать её.
Для достижения данных целей в процессе преподавания дисциплины
нам необходимо было её содержание «выстроить» в
определенную структуру, которая в конечном итоге стала базироваться
на четырех модулях. Первый модуль – вводный – знакомит
студентов с проблемой гендерной проблематики и гендерных социально-психологических
явлений: моделями поведения макулинности
– фемининности в различных социальных сферах, гендерной
асимметрией в политических структурах и структурах власти,
«двойной» занятостью женщин, гендерной дифференциацией профессий
(«мужская» и «женская» сферы занятости). Здесь используется
метод групповой дискуссии в малых группах и во всей группе,
где создается возможность для самовыражения студентов, в том
числе для высказывания и принятия критики, а также отрабатыва4
Стр.4
ются навыки работы в группе, коммуникативные умения (слушать
собеседника, исключать назидательное и морализаторское отношение,
обоснованно излагать свою позицию.). Во втором модуле –
концептуально-методологическом – студенты знакомятся с основными
понятиями и терминами гендерной теории: гендер, гендерная
идентичность, гендерная роль, гендерные технологии (проблемные
лекции и семинары, направленные на выявление студентами межпредметных
связей с другими дисциплинами и развитие способности
видеть предмет исследования комплексно, мыслить целостно).
Третий модуль – процедурно-аналитический – посвящён основным
подходам и методам исследования социально-психологических
явлений, изучению принципов, положенных в основу
измерительных процедур, а также кросскультурному анализу проблем
гендерной идентичности на современном этапе (лекции, лабораторная
работа). Здесь главным является формирование профессиональных
навыков гендерного анализа социальных явлений и
процессов. Четвертый модуль – личностно-ориентированный –
обращен к личности каждого студента, призван активизировать его
рефлексию по поводу собственной гендерной идентичности и толерантности,
а также активизировать осознание влияния гендерных
стереотипов на межличностную коммуникацию (мини-лекция,
семинар с элементами рефлексивного тренинга, ролевая игра). На
наш взгляд, методы и формы обучения, используемые в данной
дисциплине, позволяют решать проблемы профессионального и
личностного развития будущего специалиста-психолога.
5
Стр.5