Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Гендерные основы социально-психологических отношений : Практическое руководство (90,00 руб.)

0   0
Авторысост. Т.М. Панкратова
ИздательствоЯрГУ
Страниц57
ID206800
АннотацияУсловием успешного овладения профессиональными навыками и развития профессионально-важных качеств будущих специалистов является целостное представление у студентов о целях и задачах изучения дисциплины специализации «Гендерные основы социально-психологических отношений», последовательности изучения тем, требованиях, предъявляемых к подготовке к лекционным, семинарским и практическим занятиям. В данной работе представлены учебно-методические материалы к лекционным, семинарским, практическим и самостоятельным занятиям по дисциплине «Гендерные основы социально-психологических отношений». Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Гендерные основы социальнопсихологических отношений», блок ДС), очной формы обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендованодля студентов специальности Психология
УДК316.6
ББКЮ 95я73
Гендерные основы социально-психологических отношений : Практическое руководство : Практическое руководство / сост. Т.М. Панкратова .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 57 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206800 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Условием успешного овладения профессиональными навыками и развития профессионально-важных качеств будущих специалистов является целостное представление у студентов о целях и задачах изучения дисциплины специализации «Гендерные основы социально-психологических отношений», последовательности изучения тем, требованиях, предъявляемых к подготовке к лекционным, семинарским и практическим занятиям. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Гендерные основы социальнопсихологических отношений», блок ДС), очной формы обучения. <...> Поэтому уровень профессиональной квалификации психолога-практика во многом определяется не только степенью овладения нормативными требованиями осуществляемой деятельности, технологией ее исполнения, но и личностной готовностью к профессиональной деятельности. <...> В результате обучения студенты получают представление о гендере как организованной модели социальных отношений между мужчинами и женщинами, о её взаимосвязи с межличностными отношениями, социальными отношениями в основных институтах общества; овладевают понятиями гендерной теории; узнают глав3 ные принципы, положенные в основу измерительных процедур, а также современные методы измерения маскулинностифемининности и исследования особенностей гендерной идентичности личности; овладевают основными методиками, направленными на изучение гендерных социально-психологических явлений, и учатся применять их в практической деятельности. <...> Основные цели дисциплины включают, кроме формирования профессиональных навыков гендерного анализа социальных явлений и процессов, развитие индивидуальных способностей и социальных характеристик личности. <...> Первый модуль – вводный – знакомит студентов с проблемой гендерной проблематики и гендерных социально-психологических явлений: моделями поведения макулинности – фемининности в различных социальных сферах <...>
Тендерные_основы_социально-психологических_отношений__Практическое_руководство.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра социальной и политической психологии Гендерные основы социально-психологических отношений Практическое руководство Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология Ярославль 2006
Стр.1
УДК 316.6 ББК Ю 95я73 Г 34 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензент кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Составитель Т.М. Панкратова Гендерные основы социально-психологических отношений : Г 34 практ. руководство / сост. Т.М. Панкратова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 54 с. Условием успешного овладения профессиональными навыками и развития профессионально-важных качеств будущих специалистов является целостное представление у студентов о целях и задачах изучения дисциплины специализации «Гендерные основы социально-психологических отношений», последовательности изучения тем, требованиях, предъявляемых к подготовке к лекционным, семинарским и практическим занятиям. В данной работе представлены учебно-методические материалы к лекционным, семинарским, практическим и самостоятельным занятиям по дисциплине «Гендерные основы социально-психологических отношений». Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Гендерные основы социальнопсихологических отношений», блок ДС), очной формы обучения. УДК 316.6 ББК Ю 95я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © Т.М. Панкратова, 2006 2
Стр.2
Введение Гуманитаризация высшего образования предполагает решение такой проблемы, как развитие индивидуальных способностей, социальных характеристик личности, а также профессиональных качеств выпускников. Получая высшее образование по избранной специальности, будущий профессионал должен быть готов как к возможным общественным переменам, так и изменениям в профессиональной сфере. Поэтому уровень профессиональной квалификации психолога-практика во многом определяется не только степенью овладения нормативными требованиями осуществляемой деятельности, технологией ее исполнения, но и личностной готовностью к профессиональной деятельности. Часто специалист, работающий с людьми, выступает вне ролевых и функциональных рамок, как автор и исполнитель своего личностного бытия, обращаясь своей живой индивидуальностью, феноменологией своих жизненных проявлений к другим людям. Поэтому вопросы профессиональной подготовки психологов отличаются специфичностью, поскольку связаны не только с нормативно-ролевым и «техническим» уровнями, но и с уровнем личностным. На этом уровне профессиональные умения и «техничность» дополняются личностным «Я», его когнитивным, поведенческим и экзистенциальносмысловым потенциалом. Становление личности психолога-практика тесно связано с разработкой содержания обучения будущих профессионалов. Помочь студентам не только усвоить многообразные существующие парадигмы и концепции, но и личностно «вырасти», достигая профессиональной и личностной идентичности, помогает структура содержания учебной дисциплины «Гендерные основы социальнопсихологических отношений», включая подбор и применение методических средств, используемых в образовательном процессе. В результате обучения студенты получают представление о гендере как организованной модели социальных отношений между мужчинами и женщинами, о её взаимосвязи с межличностными отношениями, социальными отношениями в основных институтах общества; овладевают понятиями гендерной теории; узнают глав3
Стр.3
ные принципы, положенные в основу измерительных процедур, а также современные методы измерения маскулинности – фемининности и исследования особенностей гендерной идентичности личности; овладевают основными методиками, направленными на изучение гендерных социально-психологических явлений, и учатся применять их в практической деятельности. Как видим, для достижения этих результатов должны быть сформулированы цели, направленные на развитие так называемых «технических» профессиональных умений и навыков. Вместе с тем, наряду с этими целями преподавателю важно, на наш взгляд, осуществлять в обучении и цели личностного развития студентов, осознанно формулируя их в своей преподавательской деятельности. Основные цели дисциплины включают, кроме формирования профессиональных навыков гендерного анализа социальных явлений и процессов, развитие индивидуальных способностей и социальных характеристик личности. Среди индивидуальных способностей, которые в качестве целей развития мы выделяем в рамках данной дисциплины, можно назвать следующие: умение мыслить целостно, охватывая целый комплекс учебных дисциплин (способности видеть их взаимосвязи), толерантность, стремление к самосовершенствованию. К числу развиваемых в данной дисциплине социальных характеристик относятся: коммуникабельность, способность к кооперативной деятельности (умение работать в команде); умение высказывать критику и самому принимать её. Для достижения данных целей в процессе преподавания дисциплины нам необходимо было её содержание «выстроить» в определенную структуру, которая в конечном итоге стала базироваться на четырех модулях. Первый модуль – вводный – знакомит студентов с проблемой гендерной проблематики и гендерных социально-психологических явлений: моделями поведения макулинности – фемининности в различных социальных сферах, гендерной асимметрией в политических структурах и структурах власти, «двойной» занятостью женщин, гендерной дифференциацией профессий («мужская» и «женская» сферы занятости). Здесь используется метод групповой дискуссии в малых группах и во всей группе, где создается возможность для самовыражения студентов, в том числе для высказывания и принятия критики, а также отрабатыва4
Стр.4
ются навыки работы в группе, коммуникативные умения (слушать собеседника, исключать назидательное и морализаторское отношение, обоснованно излагать свою позицию.). Во втором модуле – концептуально-методологическом – студенты знакомятся с основными понятиями и терминами гендерной теории: гендер, гендерная идентичность, гендерная роль, гендерные технологии (проблемные лекции и семинары, направленные на выявление студентами межпредметных связей с другими дисциплинами и развитие способности видеть предмет исследования комплексно, мыслить целостно). Третий модуль – процедурно-аналитический – посвящён основным подходам и методам исследования социально-психологических явлений, изучению принципов, положенных в основу измерительных процедур, а также кросскультурному анализу проблем гендерной идентичности на современном этапе (лекции, лабораторная работа). Здесь главным является формирование профессиональных навыков гендерного анализа социальных явлений и процессов. Четвертый модуль – личностно-ориентированный – обращен к личности каждого студента, призван активизировать его рефлексию по поводу собственной гендерной идентичности и толерантности, а также активизировать осознание влияния гендерных стереотипов на межличностную коммуникацию (мини-лекция, семинар с элементами рефлексивного тренинга, ролевая игра). На наш взгляд, методы и формы обучения, используемые в данной дисциплине, позволяют решать проблемы профессионального и личностного развития будущего специалиста-психолога. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ