Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. <...> В части 3 методических указаний рассмотрены темы: «Роль лидера в менеджменте», «Управление конфликтами, изменениями и стрессами». <...> Предназначено для студентов экономического факультета, обучающихся по специальности 061100 Менеджмент организации (дисциплина «Основы менеджмента», блок ОПД) очной, очно-заочной и
заочной форм обучения; для слушателей программ профессиональной
переподготовки. <...> УДК 65.01
ББК У9(2) 212
© Ярославский государственный университет, 2005
© Е.И. Орлова, 2005
2
Введение
Управление организацией в наше динамическое время представляет собой сложную работу, которую, как нам думается, нельзя выполнить успешно, не овладевая основными понятиями управления
конфликтами, изменениями, стрессами, стилем руководства. <...> Эти вопросы рассматриваются в
первой главе «Роль лидерства в менеджменте», где анализируются
результаты исследования стилей руководства. <...> В работе расширено
понимание современного управления с целью пополнения знаний о
природе конфликта, типов конфликта, дано объяснение наиболее часто встречающихся причин конфликта и возможности управления
конфликтной ситуацией. <...> В связи с развитием организации, влияния
внешней и внутренней среды меняются цели организации, происходят структурные изменения, изменения в сфере технологии и, наконец, меняются люди. <...> Поэтому важное значение имеет управление изменениями и выявление причин сопротивления переменам, методы
их преодоления. <...> Руководитель знает, что чрезмерный стресс может оказаться в высокой степени разрушительным для
индивидуума, а следовательно, и для организации. <...> В работе рассмотрены природа стресса, причины стресса, методы и способы управления трудной, неопределенной ситуацией. <...> Таким образом, изучение и правильное использование лидерских
качеств сотрудника, умелое и эффективное управление <...>
Менеджмент._Ч._3__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра управления и предпринимательства
Менеджмент
Часть 3
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Менеджмент организации
Ярославль 2005
1
Стр.1
УДК 65.01
ББК У9(2) 212
М 50
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензент
кафедра управления и предпринимательства ЯрГУ
Составитель Е.И. Орлова
М 50
Менеджмент: Метод. указания. Ч. 3 / Сост. Е.И. Орлова;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 44 с.
В части 3 методических указаний рассмотрены темы: «Роль лидера
в менеджменте», «Управление конфликтами, изменениями и стрессами».
Данная работа призвана обеспечить более полное усвоение
дисциплины, закрепление знаний, полученных в процессе обучения.
Предназначено для студентов экономического факультета, обучающихся
по специальности 061100 Менеджмент организации (дисциплина
«Основы менеджмента», блок ОПД) очной, очно-заочной и
заочной форм обучения; для слушателей программ профессиональной
переподготовки.
Табл. 1. Ил. 4. Библиогр. 15 назв.
УДК 65.01
ББК У9(2) 212
© Ярославский государственный университет, 2005
© Е.И. Орлова, 2005
2
Стр.2
Введение
Управление организацией в наше динамическое время представляет
собой сложную работу, которую, как нам думается, нельзя выполнить
успешно, не овладевая основными понятиями управления
конфликтами, изменениями, стрессами, стилем руководства. Данное
методическое указание – третья часть, продолжение первых двух, где
подробно рассматривали потенциально эффективное влияние на людей.
Какие же методы на практике зарекомендовали себя эффективными
в сегодняшних организациях, как должен вести себя руководитель,
чтобы побудить подчиненных на всё, на что они способны для
достижения целей организации? Эти вопросы рассматриваются в
первой главе «Роль лидерства в менеджменте», где анализируются
результаты исследования стилей руководства. В работе расширено
понимание современного управления с целью пополнения знаний о
природе конфликта, типов конфликта, дано объяснение наиболее часто
встречающихся причин конфликта и возможности управления
конфликтной ситуацией. В связи с развитием организации, влияния
внешней и внутренней среды меняются цели организации, происходят
структурные изменения, изменения в сфере технологии и, наконец,
меняются люди. Поэтому важное значение имеет управление изменениями
и выявление причин сопротивления переменам, методы
их преодоления. В работе дан анализ различных методов и моделей
управления изменениями и преодоление (снижение) сопротивлений.
Даже в наиболее прогрессивной, хорошо управляемой организации
существуют ситуации, которые отрицательно воздействуют на людей
и вызывают в них чувство стресса. Руководитель знает, что чрезмерный
стресс может оказаться в высокой степени разрушительным для
индивидуума, а следовательно, и для организации. В работе рассмотрены
природа стресса, причины стресса, методы и способы управления
трудной, неопределенной ситуацией.
Таким образом, изучение и правильное использование лидерских
качеств сотрудника, умелое и эффективное управление конфликтной
и стрессовой ситуациями, рациональное проведение изменений позволит
значительно улучшить работу руководителя и его аппарата.
3
Стр.3
1. Роль лидерства в менеджменте
Чтобы вести людей
за собой, иди за ними.
Лао-Дзы
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен.
Однако систематическое целенаправленное и широкое изучение лидерства
началось только с времен Ф. Тейлора. Тем не менее не существует
полного согласия, что из себя представляет лидер и лидерство.
Каждый изучающий лидерство определяет его по-своему. Например,
Джон Терри считает, что лидерство - это способность влиять на индивидуумов
и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения
целей. Р. Танненбайм и И. Вэшлер определяют лидерство как
межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации
и направленное на достижение специфических целей. Г. Кунц и
С. О’Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей,
преследующих достижение общей цели.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить
с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации
- это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии полагается
на должностную основу власти, а лидерство основывается на процессе
социального воздействия.
Например, директор завода по должности - менеджер. Должность
открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции
занимаемой в организации должности называется формальным
лидерством. Но в своей работе он может полагаться только на занимаемую
должность. Это наглядно видно, когда один из заместителей,
имеющий меньше власти, пользуется бóльшим успехом, например в
конфликтных, стрессовых ситуациях. Этот заместитель пользуется
доверием, уважением, поддержкой, любовью, он хорошо относится к
людям, и т.д.
Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером
в организации, так как лидерству в основном свойственна неформальная
основа.
4
Стр.4
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы,
необходимые людям, получил название неформального лидерства.
В
последние годы многие теоретики и практики придают особое
значение различию между менеджерами и лидерами. По мнению
У. Бенниса, в XXI веке понадобится новое поколение лидеров - лидеров,
а не менеджеров, и он описывает различия между лидерами и
менеджерами (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение характеристик менеджеров и лидеров ХХI века
Менеджер
Лидер
Администратор
Поручает
Работает по целям
План - основа действий
Полагается на систему
Использует доводы
Контролирует
Поддерживает движение
Профессионал
Принимает решения
Делает дело правильно
Уважаем
Инноватор
Вдохновляет
Работает по своим целям
Видение - основа действий
Полагается на людей
Использует эмоции
Доверяет
Дает импульс движению
Энтузиаст
ность
Превращает решение в реальДелает
правильное дело
Обожаем
Как видно из таблицы, менеджер направляет работу других и несет
персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер
вносит порядок и последовательность в выполняемую работу.
Свое взаимодействие с подчиненными он строит на фактах и в рамках
установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм
в работников, помогает адаптироваться к новому. Менеджеры
предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они
строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые
подчиненные играют в процессе принятия и реализации решений.
Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют
их идеи и взгляды. Они не связывают уважение к себе с принадлежностью
к определенной организации.
5
Стр.5