Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Человек в контексте культуры: Актуальные философские проблемы: Сборник научных трудов (190,00 руб.)

0   0
Авторыпод ред. д-ра филос. наук. проф. Г.М. Нажмудинова. д-ра филос. наук. проф. В.В. Томашова
ИздательствоЯрГУ
Страниц136
ID206681
АннотацияМежвузовский тематический сборник, подготовленный коллективом кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова при участии ученых из других вузов г. Ярославля, посвяшен философское анализу актуальных антропологических, историко-философских и метафилософских проблем. Сборник адресован преимущественно специалистам в области антропологической и социальной философии, истории философии, культурологии, а также преподавателям, аспирантам и студентам, интересующимся проблемами современной философии.
ISBN5-8397-0378-8
УДК 13
ББКЮ 61
Человек в контексте культуры: Актуальные философские проблемы: Сборник научных трудов : Сборник научных трудов / под ред. д-ра филос. наук. проф. Г.М. Нажмудинова. д-ра филос. наук. проф. В.В. Томашова .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 136 с. — ISBN 5-8397-0378-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/206681 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 5-8397-0378-8 Межвузовский тематический сборник, подготовленный коллективом кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. <...> Один из авторов, в течение последних трех десятилетий занимающийся разработкой данной проблемы, А.Г. Мысливченко 2, отмечает наличие значительных трудностей в целостном (философском) познании человека, связанных главным образом со сложностью задачи философского обобщения достижений наук, занимающихся изучением человека. <...> 4 нения смысла понятия «целостность человека», его содержания, границ распространения, связей с родственными понятиями, и т.д. - словом, разработки онтологии целостности человека. <...> Имеются ли достаточные основания считать существующей целостность реального человека? <...> Для религиозных философов целостность человека заключается в его устремленности к богу, а поскольку полное «обожение» человека никогда не может быть достигнуто, то невозможно и достижение абсолютной его целостности. <...> Опираясь на идею В.А. Ядова, считавшего, что рассуждать нужно не о целостности вообще, а «в определенном, конкретном отношении, ... целостность индивида и личности можно рассматривать в различных аспектах ...», они приходят к выводу о том, что «целостность человека может иметь различные “срезы” ... <...> Целостность личности специалиста характеризуется как система «гуманистических и профессиональных качеств, которые сосуществуют в органическом единстве, дополняют друг друга и как бы завершают формирование единства узкопрофессионального и общечеловеческих начал»..., таких, как «знание дела, творчество, новаторство, предприимчивость, умение рисковать, развитая способность прогнозирования производственной деятельности и ее результатов,... организаторские задатки ... и т.п.», а также «честь, чувство собственного достоинства, совесть, моральная ответственность, доброжелательность,... духовность и душевность» 17. <...> В данной статье в центре внимания был лишь один - онтологический (бытийственный <...>
Человек_в_контексте_культуры_Актуальные_философские_проблемы_Сборник_научных_трудов.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Человек в контексте культуры Актуальные философские проблемы Сборник научных трудов Под редакцией доктора философских наук, профессора Г.М. Нажмудинова, доктора философских наук, профессора В.В. Томашова Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 13 ББК Ю 61 Ч 39 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2005 года Редакционная коллегия: проф. А.К. Кудрин, проф. Г.М. Нажмудинов (отв. ред.), проф. В.В. Томашов (отв. ред.), доц. А.Г. Шустров Человек в контексте культуры: Актуальные филоЧ 39 софские проблемы: сб. науч. тр. / под ред. д-ра филос. наук, проф. Г.М. Нажмудинова, д-ра филос. наук, проф. В.В. Томашова; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2005. - 136 с. ISBN 5-8397-0378-8 Межвузовский тематический сборник, подготовленный коллективом кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова при участии ученых из других вузов г. Ярославля, посвящен философскому анализу актуальных антропологических, историко-философских и метафилософских проблем. Сборник адресован преимущественно специалистам в области антропологической и социальной философии, истории философии, культурологии, а также преподавателям, аспирантам и студентам, интересующимся проблемами современной философии. УДК 13 ББК Ю 61 ISBN 5-8397-0378-8 2 © Ярославский государственный университет, 2005 © Коллектив авторов, 2005
Стр.2
Г.М. Нажмудинов Ярославский госуниверситет им. П.Г. Демидова Онтология целостности человека Проблема целостности глубоко изучалась в науке и осмысливалась в отечественной философии в 60 - 80-х годах XX века в связи с исследованиями по философии и методологии системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Г.П. Щедровицкий, Б.Г. Юдин и др.). В последующий период происходит уточнение статуса самого понятия целостности - следует ли его отнести к научным, междисциплинарным или философским понятиям? С этой целью предпринимались исследования онтологии и логики целостности (Г.А. Смирнов, В.Н. Садовский и др.). В «Новой философской энциклопедии» сделан вывод: «из сферы абстрактной всеобщности целостность перемещается в конкретную особенность бытия»1 Значительное внимание исследователей привлекает также . проблема целостности человека (Б.Г. Ананьев, И.Т. Фролов, М.С. Каган, В.М. Розин, Ю.М. Федоров, В.М. Резник, А.Г. Мысливченко, Б.Ф. Ломов, П.С. Гуревич и др.). К настоящему времени сложилось множество подходов к ее решению. Считаем необходимым вкратце изложить сущность некоторых наиболее разработанных из них, с тем чтобы высказать собственную точку зрения. Один из авторов, в течение последних трех десятилетий занимающийся разработкой данной проблемы, А.Г. Мысливченко2 отмечает наличие значительных трудностей в целостном (философском) познании человека, связанных главным образом со сложностью задачи философского обобщения достижений наук, занимающихся изучением человека. «Ведь каждая из общественных и естественных наук, - отмечает он, - изучает человека под 1 Новая философская энциклопедия. Т. 4. М., 2000. С. 317. 3 2 См.: Мысливченко А.Г. Человек как философская проблема. М., 1972; Его же. Идея создания целостной концепции человека // Человек в системе наук. М., 1989. ,
Стр.3
своим определенным углом зрения, своими разнородными методами и подходами, ... попытки объединить различные научные знания о человеке с использованием частнонаучных методов нередко выливаются в комплекс фрагментарных, эклектических описаний как существенных, так и несущественных сторон, свойств, отношений и связей. В результате вместо целостной картины получается механическое соединение разнородных данных о человеке. Ибо метод простой систематизации и суммирования различных научных знаний о человеке еще не может привести к познанию человека как целостной системы»3 Процитированные мысли и положения бесспорны. Но в связи . с ними возникает два принципиальных вопроса: является ли сам человек целостным существом, целостной системой? Если ответ утвердительный, то что составляет основу, внутреннюю связующую силу его целостности? У цитируемого автора находим ответы на них, когда он указывает, что «человек - это не просто конгломерат разнокачественных параметров (биологических, психических, социально-деятельностных и т.д.), а целостная система, определенная "тотальность", обладающая на этом уровне целостности новыми, специфическими качествами, которые не могут быть сведены к качеству той или иной составной части или их простой сумме». Примерами являются такие проблемы, как сущность человека, его свобода, деятельность, субъективность, отчуждение, смысл жизни и др. Для их решения необходимо выйти за рамки естественнонаучного изучения человека как эмпирической данности, ... на уровень философского обобщения, позволяющего рассматривать человека как целостную систему, представляющую собой диалектическое единство общего (общечеловеческого), особенного (классового, национального и т.д.) и отдельного (индивидуального)» 4 (выделено мною. - Г.Н.). Со всем вышеприведенным также трудно спорить (кстати говоря, это достаточно обширное цитирование осуществлено отнюдь не с целью оспорить мысли известного отечественного философа, к творчеству которого автор относится с глубоким почтением). Но в связи с этим существует необходимость уточ3 Мысливченко А.Г. Идея создания целостной концепции человека. С. 45. 4 Там же. 4
Стр.4
нения смысла понятия «целостность человека», его содержания, границ распространения, связей с родственными понятиями, и т.д. - словом, разработки онтологии целостности человека. Возникает принципиальный для философской антропологии вопрос: как возможна онтология целостности человека? Имеются ли достаточные основания считать существующей целостность реального человека? В истории мировой философии и в современной философской мысли можно встретить неоднозначные, а порой противоречащие друг другу ответы на указанные вопросы. При самом общем подходе выясняется, что философы-рационалисты склонны дать утвердительные ответы на них, тогда как иррационально мыслящие философы, как правило, отрицательно относятся к признанию целостности как существенной характеристики человека. Для религиозных философов целостность человека заключается в его устремленности к богу, а поскольку полное «обожение» человека никогда не может быть достигнуто, то невозможно и достижение абсолютной его целостности. Традиция наиболее последовательного признания целостности человека сложилась в марксисткой философии. Идея эта особенно интенсивно разрабатывалась в философии СССР в виде парадигмы всестороннего и гармоничного развития советского человека5 Заметный разброс мнений по проблеме целостности человека . характерен и для современной отечественной философии. Несмотря на то, что значительная часть наших философов продолжают традицию признания целостности человека, многие из них делают это весьма осторожно, с большими оговорками. Например, характеризуя целостного (интегрального) человека, авторы энциклопедического словаря «Человек» Ю.Г. Волков и B.C. Поликарпов отмечают, что «целостный ... человек - это всесторонне и гармонически развитый индивид, т.е. глубоко знающий свою специальность, хорошо понимающий основы смежных наук и 5 Справедливости ради необходимо отметить, что в рамках советской философии существовали различные трактовка этой парадигмы, и в том числе попытки отрицания возможности формирования всесторонне и гармонично развитой личности даже в условиях социалистического общества по причине сохранения в нем некоторых «родимых пятен» капитализма. 5
Стр.5