Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 10. Правосознание и правовая культура в правовой системе общества: Текст лекций (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКарташов
ИздательствоЯрГУ
Страниц69
ID206602
АннотацияВ десятой части предлагаемого текста лекций рассматриваются понятия и основные признаки правосознания и правовой культуры, их основные структуры, типы (виды, подвиды), функции, психический (социально-психический) механизм правового поведения личности.
Кому рекомендованоПредназначено студентам, обучающимся по специальности 021100 Юриспруденция (дисциплина «Актуальные проблемы теории права», блок ДС. очной формы обучения и дисциплина «Проблемы теории права», блок ДС. очно-заочной формы обучения). Рекомендуется также слушателям и курсантам высших и средних учебных заведений МВД РФ. аспирантам и научным работникам
ISBN5-8397-0342-7
УДК340.1+340.11
ББК Х 062.003 я 73
Карташов, В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 10. Правосознание и правовая культура в правовой системе общества: Текст лекций : Текст лекций / В.Н. Карташов .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 69 с. — ISBN 5-8397-0342-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/206602 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.Н. Карташов Введение в общую теорию правовой системы общества Часть 10 Правосознание и правовая культура в правовой системе общества Текст лекций Ярославль 2004 ББК Х 062.003 я 73 К 27 УДК 340.1+340.11 Рецензенты: кафедра государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД РФ; доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик В.М. Баранов. <...> Введение в общую теорию правовой системы общества. <...> Правосознание и правовая культура в правовой системе общества: Текст лекций / Яросл. гос. ун-т. <...> ISBN 5-8397-0342-7 В десятой части предлагаемого текста лекций рассматриваются понятия и основные признаки правосознания и правовой культуры, их основные структуры, типы (виды, подвиды), функции, психический (социально-психический) механизм правового поведения личности. <...> ISBN 5-8397-0342-7 2 © Ярославский государственный университет, 2004 © В.Н. Карташов, 2004 Введение в общую теорию правовой системы общества Тема 15. <...> Понятие правосознания Проблема правосознания (далее - ПС) достаточно обстоятельно разрабатывается учеными-юристами (см., например, [1-14]). <...> Философско-гносеологический анализ показывает связь правосознания с другими формами сознания, его отношение к общественному бытию, механизм отражения в ПС разнообразных аспектов юридической и иной действительности. <...> Правосознание в правовой системе общества 3 Социологический подход раскрывает место и активную роль ПС в правовой системе общества, в частности в правотворчестве, систематизации, реализации и т.п. права. <...> И философский, и социологический аспекты исследования тесным образом связаны со структурно-функциональным изучением ПС, когда, с одной стороны, определяется строение, основные его элементы и связи между ними (структура), с другой - выделяются относительно обособленные направления воздействия ПС на объективную и субъективную реальность (функции). <...> Формально-логические исследования преследуют цель выявить содержание и объем понятий "правосознание <...>
Введение_в_общую_теорию_правовой_системы_общества._Ч._10._Правосознание_и_правовая_культура_в_правовой_системе_общества_Текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова В.Н. Карташов Введение в общую теорию правовой системы общества Часть 10 Правосознание и правовая культура в правовой системе общества Текст лекций Ярославль 2004
Стр.1
ББК Х 062.003 я 73 К 27 УДК 340.1+340.11 Рецензенты: кафедра государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД РФ; доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик В.М. Баранов. К 27 Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 10. Правосознание и правовая культура в правовой системе общества: Текст лекций / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 76 с. ISBN 5-8397-0342-7 В десятой части предлагаемого текста лекций рассматриваются понятия и основные признаки правосознания и правовой культуры, их основные структуры, типы (виды, подвиды), функции, психический (социально-психический) механизм правового поведения личности. Предназначено студентам, обучающимся по специальности 021100 Юриспруденция (дисциплина «Актуальные проблемы теории права», блок ДС, очной формы обучения и дисциплина «Проблемы теории права», блок ДС, очно-заочной формы обучения). Рекомендуется также слушателям и курсантам высших и средних учебных заведений МВД РФ, аспирантам и научным работникам. Библиогр.: 112 назв. ISBN 5-8397-0342-7 © Ярославский государственный университет, 2004 © В.Н. Карташов, 2004 2 Введение в общую теорию правовой системы общества
Стр.2
Тема 15. Конфликтная юридическая деятельность ... 15.1. Методологические основания исследования КЮД От Ньютона до Куна, сна-покоя не зная, развивалась наука, парадигмы меняя… И решила наука, что в Сознании сила, а не только в Материи - как раньше учила. А. Ильин Тема 17. Правосознание в правовой системе общества 17.1. Понятие правосознания Проблема правосознания (далее - ПС) достаточно обстоятельно разрабатывается учеными-юристами (см., например, [1-14]). Поэтому мы акцентируем внимание лишь на некоторых принципиально важных ее аспектах. Сразу же отметим, что при исследовании природы ПС в отечественной юриспруденции существуют самые разнообразные подходы. По мнению Е.А. Белканова, который в кандидатской диссертации подробно анализирует данный методологический аспект проблемы, «к основным таким подходам можно отнести: а) позитивистский; б) Марксистский; в) подход Л.И. Петражицкого» [21. С. 9]. П.П. Баранов полагает, что основной акцент должен быть сделан на гносеологическом и социологическом подходах изучения ПС (см. [22. С 475]), хотя анализ содержания последних работ показывает, что в них используется более богатый методологический арсенал (см., например, [8, 12]). В целом же в юридической литературе превалируют, пожалуй, четыре основных подхода: философско-гносеологический, социологический, формально-логический и структурно-функциональный. Философско-гносеологический анализ показывает связь правосознания с другими формами сознания, его отношение к общественному бытию, механизм отражения в ПС разнообразных аспектов юридической и иной действительности. Тема 17. Правосознание в правовой системе общества 3
Стр.3
Социологический подход раскрывает место и активную роль ПС в правовой системе общества, в частности в правотворчестве, систематизации, реализации и т.п. права. И философский, и социологический аспекты исследования тесным образом связаны со структурно-функциональным изучением ПС, когда, с одной стороны, определяется строение, основные его элементы и связи между ними (структура), с другой - выделяются относительно обособленные направления воздействия ПС на объективную и субъективную реальность (функции). Формально-логические исследования преследуют цель выявить содержание и объем понятий "правосознание", "правовая психология", "юридическая идеология" и других, дать их определения, характеристику существенных признаков. На наш взгляд, изучать ПС следует более многопланово. Обусловлено это тем, что, во-первых, сам процесс правового осознания действительности является неосязаемым и довольно сложным, включающим социальные и биоприродные, эмоциональные и рациональные, аксиологические и иные аспекты. Во-вторых, правовое сознание составляет неотъемлемую сторону, идеальную, внутреннюю детерминанту любой юридической деятельности. В-третьих, в нем заложены громаднейшие ориентационнорегулятивные ресурсы, позволяющие большинству людей при незнании конкретных юридических предписаний вести себя законопослушно, правомерно, праведно. Поэтому нужен комплексный, интегративный подход к ПС, включающий историческое и лингвистическое, антропологическое и нейрофизиологическое, этнографическое и педагогическое, этическое и культурологическое, юридическое и т.п. его обоснование. Лишь системная методология позволит показать роль ПС в духовной сфере жизни общества, раскрыть механизм социально-психической и идеологической детерминации юридически значимого поведения. К сожалению, ограниченный объем работы не дает возможности обстоятельно остановиться на всех этих аспектах проблемы, где нередко возникает больше вопросов, чем существует вразумительных ответов на них. В отечественной юридической литературе существуют разнообразные определения ПС – от весьма лаконичных до достаточно объемных. Так, В.С. Нерсесянц пишет, что «правосознание – это форма осознания права как специфического явления социальной действительности» [15. С. 267]. Дефиниция, как видим, весьма абстрактная. Многие авторы полагают, что под ПС следует понимать совокупность (систему) представлений и чувств, выражающих отношение людей и 4 Введение в общую теорию правовой системы общества
Стр.4
социальных общностей к действующему или желаемому праву (см., например [16. С. 556; 17. С. 302]). В приведенных определениях можно отметить несколько недостатков. Во-первых, не совсем ясно, почему в содержание ПС включаются только представления и чувства и не акцентируется внимание на эмоциях, оценках, идеях, понятиях, теориях и т.д. Во-вторых, исходя из данных дефиниций, объектом ПС выступает право, а не все правовые явления и иные сферы общественной жизни, оцениваемые с юридических позиций. В-третьих, ПС отражает отношение людей не только к действующим и желаемым, но и к существующим ранее (в прошлом) юридическим феноменам. Некоторые авторы, стремясь наиболее полно и всесторонне отразить существенные признаки и стороны ПС, на наш взгляд, не совсем оправданно включают в его содержание неосознанные и поведенческие компоненты. Для наглядности приведем два примера подобных дефиниций. Ф.Ш. Ямбушев полагает, что ПС есть «специфическая нормативная форма общественного сознания, отражающая правовую действительность, воздействующая на нее и формирующая определенные представления и суждения о внутригосударственных, международно-правовых явлениях и выражающаяся на основе правовых традиций и социального опыта в системе идей, взглядов, доктрин, а также психически осознанном и неосознанном отношении к ним, правовому поведению субъектов, деятельности властных органов посредством чувств, эмоций, мотивов, установок и воли как процесса саморегуляции поведенческого акта в достижении определенной социально-значимой цели в сфере действия права» [18. С. 19]. Изучение «правовой психологии, - продолжает автор, - будет неполным без анализа неосознанного ее компонента. Мы имеем в виду так называемый предсознательный компонент правового сознания, который является неотъемлемой составной частью правовой психологии» [18. С. 19]. Ф.Ш. Ямбушев по сути дела отождествляет элементы ПС (осознания реальной действительности) с компонентами психического (социальнопсихического) механизма поведения (деятельности) субъектов, психикой в целом, что, на наш взгляд, и по мнению других авторов (философов, психологов, юристов и т.д.), совершенно недопустимо. В принципе, с этим согласен и сам автор, когда он пишет: «Что касается предсознания, то это состояние психики (выделено нами. – В.К.) человека ближе всего находится к сознанию и способно проявлять себя в нем при нормальном его качестве. Предсознание способно «демонстрировать» себя в поведении субъектов в сфере действия права» [18. С. 20]. Но ведь даже бессознательное также в той или иной степени проявляется в сознании и деятельности субъектов, что ни одним из авторов не оспаривается в науке. Тема 17. Правосознание в правовой системе общества 5
Стр.5
В.В. Сафронов включает в правосознание поведенческий элемент. По его мнению, правосознание – это «одна из форм общественного сознания, представленная в совокупности психологических, идеологических и поведенческих компонентов, выражающих отношение индивидов, социальных групп, общества в целом к действующему или желаемому праву, к поведению людей в сфере правового регулирования» [19. С. 12]. Позиция автора в цитируемой работе, к сожалению, никак не аргументирована. Поэтому затруднительно высказать по данному поводу какие-либо контраргументы. Можно лишь отметить два существенных момента. Во-первых, ПС является внутренней (субъективной, идеальной и т.п.) детерминантой правового поведения людей и их общностей. Вовторых, поведенческий компонент (наряду с правовой психологией и идеологией), исследуемый в качестве позитивного, ценностного аспекта в механизме правового регулирования, на наш взгляд, все-таки характеризует одну из сторон правовой культуры, но никак не ПС. В целом же, если рассматривать все определения ПС, то можно сделать однозначный вывод: их существует несколько сотен; практически каждый ученый, занимающийся данной проблемой, старается сформулировать свою, авторскую дефиницию данного феномена. Обстоятельный анализ разнообразных определений и выделяемых в связи с этим свойств (черт и т.п.) ПС позволил нам обратить внимание на наиболее существенные его признаки. К ним, по нашему мнению, относятся следующие. 1. Оно представляет определенную сторону, аспект человеческого сознания, переплетено и взаимосвязано с экономическим, политическим, нравственным, религиозным и другими сферами сознания. 2. Содержание правосознания составляют юридические идеи и теории, эмоции и интересы, взгляды и чувства, представления и настроения, иллюзии и иные его компоненты. 3. Их носителями выступают отдельные люди и их общности (социальные группы, коллективы, сословия, классы, нации и т.д.). При характеристике данного признака необходимо подчеркнуть органическую взаимосвязь индивидуальной и надындивидуальной форм ПС, которая (связь) выражается в том, что индивидуальное ПС представляет собой совокупность правовых взглядов, эмоций, чувств, представлений, знаний и т.п., присущих каждому отдельному человеку, которое обусловлено не только соответствующими общественными отношениями и кругом общения, но и психо-биологическими качествами, типом личности, ее специфическими свойствами (вниманием, восприятием, памятью, волей, воображением, темпераментом и т.д.). «Все великое, произведенное человечеством, - писал Гете, - всегда возникало из индивидуума» [57. С. 358]. 6 Введение в общую теорию правовой системы общества
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.