Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
В.Н. Карташов
Введение в общую теорию
правовой системы общества
Часть 10
Правосознание и правовая культура
в правовой системе общества
Текст лекций
Ярославль 2004
Стр.1
ББК Х 062.003 я 73
К 27
УДК 340.1+340.11
Рецензенты:
кафедра государственно-правовых дисциплин
Нижегородской академии МВД РФ;
доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ,
академик В.М. Баранов.
К 27
Карташов В.Н.
Введение в общую теорию правовой системы общества.
Ч. 10. Правосознание и правовая культура в правовой системе общества:
Текст лекций / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 76 с.
ISBN 5-8397-0342-7
В десятой части предлагаемого текста лекций рассматриваются понятия
и основные признаки правосознания и правовой культуры, их основные
структуры, типы (виды, подвиды), функции, психический (социально-психический)
механизм правового поведения личности.
Предназначено студентам, обучающимся по специальности 021100
Юриспруденция (дисциплина «Актуальные проблемы теории права», блок
ДС, очной формы обучения и дисциплина «Проблемы теории права», блок
ДС, очно-заочной формы обучения). Рекомендуется также слушателям и
курсантам высших и средних учебных заведений МВД РФ, аспирантам и
научным работникам.
Библиогр.: 112 назв.
ISBN 5-8397-0342-7
© Ярославский
государственный
университет, 2004
© В.Н. Карташов, 2004
2
Введение в общую теорию правовой системы общества
Стр.2
Тема 15. Конфликтная юридическая деятельность ...
15.1. Методологические основания исследования КЮД
От Ньютона до Куна, сна-покоя не зная,
развивалась наука, парадигмы меняя…
И решила наука, что в Сознании сила,
а не только в Материи - как раньше учила.
А. Ильин
Тема 17.
Правосознание
в правовой системе общества
17.1. Понятие правосознания
Проблема правосознания (далее - ПС) достаточно обстоятельно разрабатывается
учеными-юристами (см., например, [1-14]). Поэтому мы акцентируем
внимание лишь на некоторых принципиально важных ее аспектах.
Сразу же отметим, что при исследовании природы ПС в отечественной
юриспруденции существуют самые разнообразные подходы. По
мнению Е.А. Белканова, который в кандидатской диссертации подробно
анализирует данный методологический аспект проблемы, «к основным таким
подходам можно отнести: а) позитивистский; б) Марксистский; в)
подход Л.И. Петражицкого» [21. С. 9].
П.П. Баранов полагает, что основной акцент должен быть сделан на
гносеологическом и социологическом подходах изучения ПС (см. [22.
С 475]), хотя анализ содержания последних работ показывает, что в них
используется более богатый методологический арсенал (см., например, [8,
12]).
В целом же в юридической литературе превалируют, пожалуй, четыре
основных подхода: философско-гносеологический, социологический,
формально-логический и структурно-функциональный.
Философско-гносеологический анализ показывает связь правосознания
с другими формами сознания, его отношение к общественному бытию,
механизм отражения в ПС разнообразных аспектов юридической и иной
действительности.
Тема 17. Правосознание в правовой системе общества
3
Стр.3
Социологический подход раскрывает место и активную роль ПС в
правовой системе общества, в частности в правотворчестве, систематизации,
реализации и т.п. права.
И философский, и социологический аспекты исследования тесным
образом связаны со структурно-функциональным изучением ПС, когда, с
одной стороны, определяется строение, основные его элементы и связи
между ними (структура), с другой - выделяются относительно обособленные
направления воздействия ПС на объективную и субъективную реальность
(функции).
Формально-логические исследования преследуют цель выявить содержание
и объем понятий "правосознание", "правовая психология",
"юридическая идеология" и других, дать их определения, характеристику
существенных признаков.
На наш взгляд, изучать ПС следует более многопланово. Обусловлено
это тем, что, во-первых, сам процесс правового осознания действительности
является неосязаемым и довольно сложным, включающим социальные
и биоприродные, эмоциональные и рациональные, аксиологические и
иные аспекты. Во-вторых, правовое сознание составляет неотъемлемую
сторону, идеальную, внутреннюю детерминанту любой юридической деятельности.
В-третьих, в нем заложены громаднейшие ориентационнорегулятивные
ресурсы, позволяющие большинству людей при незнании
конкретных юридических предписаний вести себя законопослушно, правомерно,
праведно.
Поэтому нужен комплексный, интегративный подход к ПС, включающий
историческое и лингвистическое, антропологическое и нейрофизиологическое,
этнографическое и педагогическое, этическое и культурологическое,
юридическое и т.п. его обоснование. Лишь системная методология
позволит показать роль ПС в духовной сфере жизни общества,
раскрыть механизм социально-психической и идеологической детерминации
юридически значимого поведения.
К сожалению, ограниченный объем работы не дает возможности обстоятельно
остановиться на всех этих аспектах проблемы, где нередко
возникает больше вопросов, чем существует вразумительных ответов на
них.
В отечественной юридической литературе существуют разнообразные
определения ПС – от весьма лаконичных до достаточно объемных.
Так, В.С. Нерсесянц пишет, что «правосознание – это форма осознания
права как специфического явления социальной действительности» [15.
С. 267]. Дефиниция, как видим, весьма абстрактная.
Многие авторы полагают, что под ПС следует понимать совокупность
(систему) представлений и чувств, выражающих отношение людей и
4
Введение в общую теорию правовой системы общества
Стр.4
социальных общностей к действующему или желаемому праву (см., например
[16. С. 556; 17. С. 302]).
В приведенных определениях можно отметить несколько недостатков.
Во-первых, не совсем ясно, почему в содержание ПС включаются
только представления и чувства и не акцентируется внимание на эмоциях,
оценках, идеях, понятиях, теориях и т.д. Во-вторых, исходя из данных дефиниций,
объектом ПС выступает право, а не все правовые явления и
иные сферы общественной жизни, оцениваемые с юридических позиций.
В-третьих, ПС отражает отношение людей не только к действующим и
желаемым, но и к существующим ранее (в прошлом) юридическим феноменам.
Некоторые
авторы, стремясь наиболее полно и всесторонне отразить
существенные признаки и стороны ПС, на наш взгляд, не совсем оправданно
включают в его содержание неосознанные и поведенческие компоненты.
Для наглядности приведем два примера подобных дефиниций.
Ф.Ш. Ямбушев полагает, что ПС есть «специфическая нормативная форма
общественного сознания, отражающая правовую действительность, воздействующая
на нее и формирующая определенные представления и суждения
о внутригосударственных, международно-правовых явлениях и выражающаяся
на основе правовых традиций и социального опыта в системе
идей, взглядов, доктрин, а также психически осознанном и неосознанном
отношении к ним, правовому поведению субъектов, деятельности властных
органов посредством чувств, эмоций, мотивов, установок и воли как
процесса саморегуляции поведенческого акта в достижении определенной
социально-значимой цели в сфере действия права» [18. С. 19]. Изучение
«правовой психологии, - продолжает автор, - будет неполным без анализа
неосознанного ее компонента. Мы имеем в виду так называемый предсознательный
компонент правового сознания, который является неотъемлемой
составной частью правовой психологии» [18. С. 19].
Ф.Ш. Ямбушев по сути дела отождествляет элементы ПС (осознания
реальной действительности) с компонентами психического (социальнопсихического)
механизма поведения (деятельности) субъектов, психикой в
целом, что, на наш взгляд, и по мнению других авторов (философов, психологов,
юристов и т.д.), совершенно недопустимо. В принципе, с этим согласен
и сам автор, когда он пишет: «Что касается предсознания, то это
состояние психики (выделено нами. – В.К.) человека ближе всего находится
к сознанию и способно проявлять себя в нем при нормальном его качестве.
Предсознание способно «демонстрировать» себя в поведении субъектов
в сфере действия права» [18. С. 20]. Но ведь даже бессознательное
также в той или иной степени проявляется в сознании и деятельности
субъектов, что ни одним из авторов не оспаривается в науке.
Тема 17. Правосознание в правовой системе общества
5
Стр.5
В.В. Сафронов включает в правосознание поведенческий элемент.
По его мнению, правосознание – это «одна из форм общественного сознания,
представленная в совокупности психологических, идеологических и
поведенческих компонентов, выражающих отношение индивидов, социальных
групп, общества в целом к действующему или желаемому праву, к
поведению людей в сфере правового регулирования» [19. С. 12].
Позиция автора в цитируемой работе, к сожалению, никак не аргументирована.
Поэтому затруднительно высказать по данному поводу какие-либо
контраргументы. Можно лишь отметить два существенных момента.
Во-первых, ПС является внутренней (субъективной, идеальной и
т.п.) детерминантой правового поведения людей и их общностей. Вовторых,
поведенческий компонент (наряду с правовой психологией и
идеологией), исследуемый в качестве позитивного, ценностного аспекта в
механизме правового регулирования, на наш взгляд, все-таки характеризует
одну из сторон правовой культуры, но никак не ПС.
В целом же, если рассматривать все определения ПС, то можно сделать
однозначный вывод: их существует несколько сотен; практически
каждый ученый, занимающийся данной проблемой, старается сформулировать
свою, авторскую дефиницию данного феномена.
Обстоятельный анализ разнообразных определений и выделяемых в
связи с этим свойств (черт и т.п.) ПС позволил нам обратить внимание на
наиболее существенные его признаки. К ним, по нашему мнению, относятся
следующие.
1. Оно представляет определенную сторону, аспект человеческого
сознания, переплетено и взаимосвязано с экономическим, политическим,
нравственным, религиозным и другими сферами сознания.
2. Содержание правосознания составляют юридические идеи и теории,
эмоции и интересы, взгляды и чувства, представления и настроения,
иллюзии и иные его компоненты.
3. Их носителями выступают отдельные люди и их общности (социальные
группы, коллективы, сословия, классы, нации и т.д.).
При характеристике данного признака необходимо подчеркнуть органическую
взаимосвязь индивидуальной и надындивидуальной форм ПС,
которая (связь) выражается в том, что индивидуальное ПС представляет
собой совокупность правовых взглядов, эмоций, чувств, представлений,
знаний и т.п., присущих каждому отдельному человеку, которое обусловлено
не только соответствующими общественными отношениями и кругом
общения, но и психо-биологическими качествами, типом личности, ее
специфическими свойствами (вниманием, восприятием, памятью, волей,
воображением, темпераментом и т.д.). «Все великое, произведенное человечеством,
- писал Гете, - всегда возникало из индивидуума» [57. С. 358].
6
Введение в общую теорию правовой системы общества
Стр.6