Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Менеджмент. Часть 2: Методические указания для изучения дисциплины "Менеджмент" (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. Е.И. Орлова
ИздательствоЯрГУ
Страниц58
ID206589
АннотацияМетодические указания призваны обеспечить более полное усвоение дисциплины, закрепление знаний, получаемых в процессе обучения.
Кому рекомендованодля студентов экономического факультета, обучающихся по специальностям: 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (дисциплина «Менеджмент», блок ОПД) очной, очно-заочной и заочной форм обучения: 060600 Мировая экономика, (дисциплина «Менеджмент», блок ОПД) очной формы обучения: повышение квалификации управленческих кадров (Президентская программа) очной формы обучения.
УДК65.01
ББКУ9(2)212
Менеджмент. Часть 2: Методические указания для изучения дисциплины "Менеджмент" : Методические указания для изучения дисциплины "Менеджмент". / Сост. Е.И. Орлова .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 58 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206589 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра управления и предпринимательства Менеджмент Методические указания для изучения дисциплины "Менеджмент" Часть 2 Ярославль 2004 1 Составитель: Е.И. Орлова ББК У9(2)212 О 66 УДК 65.01 Менеджмент: Метод. указания для изучения дисциплины "Менеджмент". <...> Действительно, конечным продуктом управленческой деятельности, ее признанной основой является решение руководителя. <...> Не зря говорят в народе, что самый страшный дурак – это дурак деятельный… Что же тогда решение? <...> Поэтому ответственность за принятие и реализацию важных решений – тяжелое моральное бремя. <...> В настоящее время существует целый арсенал математических средств выработки наилучших решений: - теория эффективности; - теория игр и статистика решений; - теория массового обследования; - сетевое планирование; - последовательный анализ; и т.п. <...> Наиболее распространенная классификация представлена на схеме: Управленческое решение по степени творчества: - стандартные - творческие по функциональному содержанию: - плановые - организационные - координирующие - активизирующие - контрольные - регулирующие по организации разработки: - единоличные - коллегиальные - коллективные - групповые по широте проблематики: - общие - частные по мере действия: - экономические - социальные - организационные - технологические -технические по организационному оформлению: - жесткие - ориентирующие - гибкие - нормативные по форме представления: - устные - письменные 5 по продолжительности осуществления: - прогнозные - плановые - оперативные по причинам возникновения: - ситуационные - по предписанию - программные - инициативные - сезонные по методам разработки: - графические - математические - эвристические - экспертные - статистические Есть и другие методы, признаки классификации, например: по степени повторяемости проблемы, сферы действия, срокам реализации, способам фиксации, и т.д. <...> Тщательный анализ проблемной ситуации, конкретных условий, существующих возможностей <...>
Менеджмент._Часть_2__Методические_указания_для_изучения_дисциплины_Менеджмент.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра управления и предпринимательства Менеджмент Методические указания для изучения дисциплины "Менеджмент" Часть 2 Ярославль 2004 1
Стр.1
Составитель: Е.И. Орлова ББК У9(2)212 О 66 УДК 65.01 Менеджмент: Метод. указания для изучения дисциплины "Менеджмент". Часть 2 / Сост. Е.И. Орлова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 55 с. Методические указания призваны обеспечить более полное усвоение дисциплины, закрепление знаний, получаемых в процессе обучения. Предназначены для студентов экономического факультета, обучающихся по специальностям: 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (дисциплина «Менеджмент», блок ОПД) очной, очно-заочной и заочной форм обучения; 060600 Мировая экономика, (дисциплина «Менеджмент», блок ОПД) очной формы обучения; повышение квалификации управленческих кадров (Президентская программа) очной формы обучения. Рецензент: кафедра управления и предпринимательства Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. © Ярославский государственный университет, 2004 © Е.И. Орлова, 2004 2
Стр.2
1. Понятие и классификация управленческих решений Если бы спросили любого руководителя (разного уровня и ранга): Какова Ваша личная продукция, что Вы производите на предприятии (организации)? Они ответили бы так: «Делаю то, что никто, кроме меня, здесь не делает. Моя продукция - это решение». Действительно, конечным продуктом управленческой деятельности, ее признанной основой является решение руководителя. Но его как-то надо получить, выработать, осмыслить, наконец, провести в жизнь. И тут уж без руководителя не обойтись. Предвижу возможный довод: «А вот наш директор никогда толком ничего не решает. Может и это быть!» Ответ также существует, довольно неожиданный: «Отсутствие решения – это тоже решение, решение бездействовать или “тянуть резину”». Кстати, это не самое худшее из возможных. Не зря говорят в народе, что самый страшный дурак – это дурак деятельный… Что же тогда решение? В чем смысл этой директорской (менеджерской) продукции? Решение руководителя – это выбор им наилучшего варианта действий из многих возможных. Или же: управленческое решение (УР) – выбор альтернативы. Можно выбрать такой план работы, можно и другой. Выбирают, естественно, самый хороший. Например, можно распределять прибыль предприятия, можно и иначе. И руководитель совместно с коллективом стремится сделать это с максимальной пользой для работников предприятия и государства. В словах «решение», «я решил» явно прослушиваются две составляющие. Прежде всего, мы улавливаем здесь некий первозданный, «школьный» смысл. Решил, значит, нашел правильный ответ. У истока большинства решений лежат количественные обоснования. Но понятие решения не исчерпывается школьной премудростью. Принимая решение, современный руководитель наряду с количественными результатами вычислений должен учитывать множество обстоятельств (факторов внешней и внутренней среды, время и место принятия решений, и т.д.). В области принятия решений, по мнению ученых и практиков, руководитель выполняет четыре роли: предприниматель; распоря3
Стр.3
дитель ресурсов; специалист по достижению соглашений; и специалист по исправлению нарушений в работе. Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня (иерархии) управления, на котором он находится, существуют различия в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Решения, принимаемые в высших эшелонах власти, могут определенным образом изменить жизнь целой страны (экономическая политика, военные доктрины и т.д.). Некоторые управленческие решения буквально изменяют ход истории. Поэтому ответственность за принятие и реализацию важных решений – тяжелое моральное бремя. Опыт показывает, что помимо умения считать при принятии и реализации решений требуются еще и волевые качества. Французский ученый физик, логик, ректор Парижского университета Жан Буридан, живший примерно в 1300 – 1358 годах, сочинил забавную притчу об осле, который подох от голода, так как не смог выбрать одну из двух одинаковых охапок сена, оставленных ему хозяином. Печальная история буриданова осла – лучшая иллюстрация того, что может приключиться, если у принимающего решения отсутствует воля. В этом свете становится понятным странный на первый взгляд афоризм: «Лучше одно плохое решение, чем два хороших». Итак, в слове «решил» наряду с академическим «представляется возможным», должны четко прослушиваться и металлические нотки – «быть по сему». Какое здесь должно быть соотношение - 1:1 или 1:2 (один к одному…) - никто не скажет. У каждого решения пропорция должна быть своя. Здесь надо помнить народную пословицу «семь раз отмерь, один раз отрежь». Таким образом, необходимость и важность волевого начала решений несомненна. Но руководителя-«волевика» подстерегает другая опасность: свести решение исключительно к волевому акту, лишая свой выбор мудрой обоснованности. Подобного рода действия имеют даже специальное научное название – волюнтаризм. И все же эпитет «решительный» всегда украшает человека. Его удостаивались великие люди: политические деятели, ученые, полководцы. Великие люди умели быстро и правильно принимать решения. Они умели расчетливо действовать в сложнейших условиях. 4
Стр.4
Им помогали опыт, интуиция, все то, что включает емкое слово «талант». В настоящее время существует целый арсенал математических средств выработки наилучших решений: - теория эффективности; - теория игр и статистика решений; - теория массового обследования; - сетевое планирование; - последовательный анализ; и т.п. Классификация управленческих решений Управление предполагает принятие самых разнообразных решений. Наиболее распространенная классификация представлена на схеме: Управленческое решение по степени творчества: - стандартные - творческие по функциональному содержанию: - плановые - организационные - координирующие - активизирующие - контрольные - регулирующие по организации разработки: - единоличные - коллегиальные - коллективные - групповые по широте проблематики: - общие - частные по мере действия: - экономические - социальные - организационные - технологические -технические по продолжительности осуществления: - прогнозные - плановые - оперативные по причинам возникновения: - ситуационные - по предписанию - программные - инициативные - сезонные по организационному оформлению: - жесткие - ориентирующие - гибкие - нормативные по форме представления: - устные - письменные 5 по методам разработки: - графические - математические - эвристические - экспертные - статистические
Стр.5