Н.В. Досина
Методология и методика
социологических исследований
Учебное пособие
Часть 1
Ярославль 2004
ББК С5в. <...> Даны анкеты и вопросники для проведения интервью в процессе осуществления исследований политической
жизни. <...> В пособии представлены также темы, связанные с осуществлением выборки, со сбором первичной социологической
информации, с измерением политических характеристик, со способами обработки и анализа социологической информации. <...> Задачи курса: раскрыть понятие и сущность исследовательского процесса в социологии и политологии, показать правила
составления программы социологического исследования, научить
студентов-политологов самостоятельно проводить социологические исследования, добывать эмпирическую информацию и эффективно, правильно использовать ее в своей научной и практической работе, сформировать у студентов навыки практического
владения арсеналом современных методов, технических приемов
и процедур сбора первичной социологической информации, ее
обработки, обобщения, интерпретации и анализа. <...> Типология социологических
исследований
Каждое социологическое исследование включает четыре последовательных, сменяющих друг друга организационно автономных и вместе с тем содержательно связанных этапа: <...> Социологические исследования классифицируются по следующим основаниям: по целям и задачам (исследование разведывательное, описательное и аналитико-экспериментальное); по
масштабу (исследование международное, общенациональное,
региональное, отраслевое, локальное); по частоте проведения
исследования (разовое, повторное: а) панельное, б) лонгитюдное). <...> Поскольку есть проблема освоения результатов завершенных или ранее произведенных исследований, зачастую проводится вторичный анализ – более углубленное изучение полученных
данных с учетом новой исследовательской задачи или в связи с
новыми данными. <...> Достоинства панельного (вид
повторного) исследования заключаются <...>
Методология_и_методика_социологических_исследований_Учебное_пособие._Ч._1..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Н.В. Досина
Методология и методика
социологических исследований
Учебное пособие
Часть 1
Ярославль 2004
Стр.1
ББК С5в.я73
Д 70
УДК 316.303
Рецензенты:
кафедра социологии и политологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К.Д. Ушинского;
доктор пед. наук, проректор МУБиНТа, проф. Т.А. Артеменкова.
Научный редактор:
доктор историч. наук, профессор, зав. кафедрой социологии
и политологии Ярославского государственного педагогического
университета им. К.Д. Ушинского В.П. Басков.
Досина Н.В.
Методология и методика социологических исследований: Учеб.
пособие. Ч. 1. / Досина Н.В. Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 136 с.
ISBN 5-8397-0350-8
В учебное пособие включены основные положения лекций и планы
семинарских и практических занятий, списки литературы к ним, контрольные
вопросы для проверки студентами своих знаний, комплекты задач и
упражнений к отдельным темам учебного курса. В Приложениях представлены
варианты программ конкретных социологических и гендерных
исследований в политических науках, дается примерный план их подготовки
и проведения. Приведены статистические таблицы, необходимые
для практической работы политолога. Даны анкеты и вопросники для проведения
интервью в процессе осуществления исследований политической
жизни.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020200 Политология (дисциплина «Методология и методика социологических
исследований», блок ДС), очной формы обучения.
Может быть использовано студентами других специальностей при
изучении соответствующих разделов учебной дисциплины «Социология».
ISBN 5-8397-0350-8
Ярославский
государственный
университет, 2004
Н.В. Досина, 2004
2
Стр.2
Введение
Вузовский курс «Методология и методика социологических
исследований» строится в данном случае с учетом специфики
профессиональной подготовки политологов - исследователей
практической ориентации, владеющих искусством выявления интересов
и общественного мнения различных социальных групп и
сил, их возможностей для выработки взвешенной и многонаправленной
политики. Акцент в нем делается на методологические
проблемы подхода к эмпирическим данным и прежде всего на
формулировку понятийного аппарата политологии. В связи с
этим понятно, почему в пособии большое внимание уделено теоретическим
проблемам исследования: дифференциации используемых
в исследовании теорий, формулированию теории, логике
ее построения, ее операционализации. Исходя из этого, автор
наибольшее внимание уделяет составлению программы теоретико-прикладного
исследования, указывает на связь теоретических
понятий с основными категориями и методами политического
анализа. В пособии представлены также темы, связанные с осуществлением
выборки, со сбором первичной социологической
информации, с измерением политических характеристик, со способами
обработки и анализа социологической информации.
Учебное пособие состоит из двух частей. Первая часть: «Методология
и методика социологических исследований политической
жизни». Вторая часть: «Методология и методика гендерных
исследований политической жизни».
Пособие разработано в соответствии с программами учебных
курсов «Методология и методика социологических исследований»
и «Методология и методика гендерных исследований» и
охватывает все их основные темы. Учебное пособие призвано активизировать
семинарские и практические занятия, усилить интерес
студентов к прикладной социологии, способствовать лучшему
усвоению названных курсов.
В нашей стране в последние годы усилился интерес к проблемам
методологии и методики социологических исследований
3
Стр.3
социальной и политической жизни. Книги выдающихся специалистов
в области методологии и методики социологических исследований
В.В. Семеновой, А.Г. Здравомыслова, И.А. Бутенко,
В.А. Ядова чрезвычайно много дают для изложения вопросов методологии
и методики социологических исследований, стоящих в
политологии. Чрезвычайно полезны и материалы книги «Политология.
Методы исследования» американских авторов Дж.Б. Мангейма
и Р.К. Рича, четвертое издание которой было осуществлено
в России в 1997 году. В ней обобщен большой опыт, накопленный
американской социологией и политологией в изучении общественного
мнения, представлены типы обследований, еще мало
распространенных в российской практике (например, лонгитюдные
обследования), детально изложены позиции авторов,
связанные с организацией массовых обследований, их кадровой и
материальной поддержкой, финансированием и пр.
Гендерные исследования политической жизни и политического
процесса актуализируются вследствие многообразия их
культурных контекстов, а также в связи с существованием трудностей
в реализации принципа сотрудничества в политической
жизни. В этих обстоятельствах важно сделать диффузию политических
отношений в стране предметом пристального анализа. С
другой стороны, определенно возрастают требования к анализу
средств выражения различными группами граждан, их социальными
и политическими силами отношения к власти, высказывания
мнений. Проблема заключается, таким образом, в том, как с
помощью социологических исследований отразить меняющийся
характер демократии, показать проблемы ее углубления.
Цель данного учебного пособия – помочь студентам в освоении
исходных принципов эмпирического изучения конкретных
социальных и политических явлений и процессов, логики
развертывания социологического исследования, путей и средств
его рационализации и оптимизации, методов, технических приемов
и процедур исследовательской деятельности, методических
средств и инструментов конкретного эмпирического исследования,
а также правил их составления и использования.
Пособие нацелено на следующие формы учебных занятий:
лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельную
4
Стр.4
работу студентов с учебным материалом, учебную и производственную
практику, написание дипломных работ.
В лекциях раскрываются основные методологические и методические
проблемы подготовки, организации и реализации социологического
исследования политической реальности, представлено
общее содержание основных методов, приемов и процедур
исследования, функции и варианты их применения. На
семинарских занятиях наибольшее внимание уделяется усвоению
нормативного содержания методов и принципов социологического
исследования.
Поскольку главной задачей и спецификой данного учебного
курса является оснащение студентов практическими навыками
самостоятельного проведения социологического исследования,
на практических занятиях отрабатываются наиболее эффективные
профессиональные приемы исследования, закрепляются навыки
применения инструментов исследования к реальным жизненным
условиям. Домашние практические задания закрепляют
ориентацию студентов на активную поисковую, исследовательскую
деятельность.
Курс «Методология и методика социологических исследований»
относится к числу дисциплин специальной подготовки
будущего политолога и призван повысить его конкретную компетентность
в организации и проведении социологических исследований
с учетом особенностей участников политической жизни.
При изучении этого курса необходимо учитывать его взаимосвязь
с курсами «История социологии», «Основные течения современной
социологической науки», «Общая теоретическая социология»,
«Политология».
Часть первая учебного пособия «Методология и методика
социологических исследований» состоит из шести разделов,
включающих 13 тем. В нем содержатся материалы применительно
к анализу политической реальности. Во второй части учебного
пособия помещены 8 тем, обобщенные в четырех разделах.
5
Стр.5