Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра общей психологии
Психология речи
Методические указания по общей психологии
Ярославль 2004
Стр.1
ББК Ю 935.13
П 86
УДК 159.9 (075)
Составитель А.В. Панкратов
Психология речи: Метод. указания по общей психологии / Сост.
А.В. Панкратов; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 24 с.
Кратко и понятно изложены некоторые основные вопросы темы «Психология речи»
курса «Общая психология». Цель издания - помочь студентам второго курса, изучающим
данный предмет, разобраться в этих вопросах, которые недостаточно освещены
в учебной литературе, и целостное представление о логической структуре которых
трудно составить при чтении литературы специальной, дать ответы на вопросы,
наиболее часто возникающие при прохождении курса. Естественно, работа с этими
методическими указаниями – лишь первоначальный этап, который должен быть дополнен
углубленным изучением рекомендуемой литературы.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология
(дисциплина «Общая психология (речь)», блок ОПД), очной формы обучения.
Рецензент: кафедра общей психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
© Ярославский государственный университет, 2004
© А.В. Панкратов, 2004
Учебное издание
Психология речи
Составитель Панкратов Александр Валерьевич
Редактор, корректор А.А. Антонова
Компьютерная верстка С.И. Савинской
Подписано в печать 13.09.2004 г. Формат 60×84/16. Бумага тип.
Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен
в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.
Отпечатано на ризографе.
Ярославский государственный университет.
150000 Ярославль, ул. Советская, 14.
.
2
Стр.2
Тема 1. Происхождение и свойства
человеческой речи
В исследованиях зоопсихологов давно показано, что животные,
общаясь, могут выразить лишь свои собственные эмоциональные состояния,
намерения, требования. Главная же особенность человеческой
речи заключается в том, что человек способен в свое сообщение
вместить нечто внешнее, сказать что-то о каких-то предметах, их
свойствах и отношениях. Попытаемся разобраться в том, как сформировалось
это приобретение человечества, полностью изменившее не
только общение людей, но и все формы их активности, превратившее
их в разумных существ, обладающих сознанием.
Мы познаем окружающий мир, взаимодействуя с ним, преобразуя
его. В ходе этого взаимодействия мы выявляем его свойства, объединяем
эти свойства в предметы по принципу относительной неизменности.
Как показано в исследованиях Ж. Пиаже, постоянство предметов
формируется у ребенка не сразу. На каком-то этапе развития кукла, которую
убрали за ширму и вновь достали оттуда, – уже другая кукла.
Важно понять, что каждый из нас создает свой собственный мир, наполненный
этими «сгустками» взаимодействия, которые мы объединяем
в предметы, и то, какой мы создаем мир, из каких он будет состоять
предметов, в каких они будут находиться отношениях, зависит от нас,
от наших свойств, от характера наших действий. Материя, конечно,
объективна, но мир, который мы строим, взаимодействуя с ней, изначально
субъективен. Отдельно от нас предметов не существует. Например,
в моем мире существует предмет «деревянный стол» – это
часть мира, в которой я нахожу свойства, позволяющие, скажем, удобно
положить на нее книжку. Этот предмет отделен от другого предмета
– деревянного пола, который я использую для того, чтобы по нему ходить.
А у червяка, который питается древесиной, мир совсем другой,
состоящий из других предметов. Вот он прогрыз ход в деревянной половице
и продолжает свой путь в ножку стола, особых оснований для
того, чтобы делить окружающую его деревянную среду на предметы, у
него нет, разве что вкус немного изменился.
Это, так сказать, крайний случай, но ведь и люди – тоже разные, и
изначально у каждого человека свой собственный мир, наполненный
3
Стр.3
его собственными предметами, состоящими из свойств, выявленных в
ходе его взаимодействия с действительностью. Таким образом, если
мы попытаемся передать в своем речевом сообщении что-то о событии
в окружающей нас с собеседником ситуации или, тем более, о событии,
свидетелем которого один собеседник был, а другой не был,
нам не удастся достичь взаимопонимания, мы будет говорить о разных
вещах, у нас не будет общего языка. Чтобы речь стала понятной,
собеседники должны как бы «вытащить себя» из значений слов, оставив
в них только общие и существенные для всех общающихся свойства,
да и сами предметы, из которых состоит мир, должны стать общими
для общающихся людей, состоять из свойств, существенных
для их общих деятельностей.
Чтобы разобраться в том, как человечество, вырабатывая в ходе
своей истории человеческую речь, решило эту проблему, посмотрим,
как подобная проблема решается в детстве каждого отдельного человека.
В работах Ж. Пиаже показано, что ребенок изначально эгоцентричен,
то есть не способен, воспринимая что-либо, осознать, что он
воспримет это со своей точки зрения, учесть, что у других людей могут
быть другие точки зрения, что кто-то может не видеть того, что он
видит, не знать того, что он знает, и, наоборот, видеть и знать то, что
он не видит и не знает. Например, ребенка просят нарисовать макет
средневекового замка, стоящий на столе. Затем его просят нарисовать
этот замок так, как его видит кукла, которая сидит сбоку. Ребенок делает
точно такой же рисунок. В своих ранних работах Пиаже ввел
термин «эгоцентризм» потому, что считал, что для сознания ребенка в
этом возрасте характерно то, что он мыслит себя находящимся в центре
мира, а мир воспринимает как какой-то кинофильм на окружающем
его сферическом экране, то есть других с их точками зрения попросту
не существует, все это иллюзия. Но вскоре Пиаже понял, что
на самом деле ситуация прямо противоположная, ребенок, наоборот
не видит себя в этом мире, рассматривает выделяемые им предметы
как «самостоятельно» существующие: не «я подошел ближе к картине»,
а «картина приблизилась и стала больше». Эгоцентрична и речь
ребенка, он говорит непонятно для окружающих. Как же преодолевается
детский эгоцентризм, как формируется рефлексивное сознание?
Интересно, что, по Пиаже, решающую роль здесь играет общение не с
рефлексивными взрослыми, а с такими же эгоцентричными детьми. В
4
Стр.4
самом деле, когда малыш говорит бабушке: «Дай мне её!», рефлексивная
бабушка переходит на точку зрения ребенка, смотрит на ситуацию
его глазами, прикидывает, в чем он может испытывать потребность
в данный момент, и правильно угадывает, что за «её» он
требует. Совсем другое дело, когда малыш оказывается в песочнице с
такой же эгоцентричной сверстницей и обращается к ней с тем же высказыванием.
Ему требовалась лопатка, а для девочки эта «она», которую
требуют, – кукла. Важно, что ребенок, постоянно попадая в
подобные проблемные ситуации непонимания, постепенно осознает,
что, оказывается, существуют другие люди с другими точками зрения.
Но самое важное открытие он делает, когда понимает, что раз
существуют другие люди, каждый из которых видит мир по-своему,
то существует и особый человек – он сам, у которого есть руки, ноги,
глаза, а главное,– своя собственная точка зрения!
По Пиаже, главное условие преодоления эгоцентризма, формирования
рефлексивного сознания – это то, что человек должен вступить
во взаимодействие с другими людьми, сама задача организации совместной
деятельности требует построения общей ситуации, наполненной
общими предметами, которые, так же как их действия, свойства
и взаимоотношения, обозначены какими-то знаковыми формами,
например словами, одинаково понимаемыми общающимися.
Попытаемся представить себе, как же это произошло в ходе антропогенеза.
Очевидно, нашими предками были приматы с достаточно
развитым мозгом, ведущие стадный образ жизни и, следовательно,
очень общительные, с ярко выраженной преобразующей направленностью
в отношении к действительности. Что же заставило их вступить
в отношения взаимодействия, организовать сложные формы совместной
деятельности, характеризующиеся не только объединением
усилий, но и их разделением, координацией и специализацией? В таких
деятельностях для того, чтобы что-то получилось, кто-то должен
сказать: «Ты делай то, а ты делай это», в них нужно рассказывать об
увиденном, и невозможно это сделать, лишь выражая свои эмоции по
поводу пережитого, нужно, воспользовавшись общепринятыми средствами,
отразить в акте коммуникации модель оречевляемой ситуации
так, чтобы она была понята слушающими. По всей видимости,
наши предки оказались в какой-то сложной ситуации, которая заставила
их изменить образ жизни. Выжили и впоследствии составили
5
Стр.5