Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Психология речи: Методические указания по общей психологии (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. А.В. Панкратов
ИздательствоЯрГУ
Страниц26
ID206563
АннотацияКратко и понятно изложены некоторые основные вопросы темы «Психология речи» курса «Общая психология». Цель издания - помочь студентам второго курса, изучающим данный предмет, разобраться в этих вопросах, которые недостаточно освещены в учебной литературе, и целостное представление о логической структуре которых трудно составить при чтении литературы специальной, дать ответы на вопросы, наиболее часто возникающие при прохождении курса. Естественно, работа с этими методическими указаниями - лишь первоначальный этап, который должен быть дополнен углубленным изучением рекомендуемой литературы. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Общая психология (речь)», блок ОПД) очной формы обучения.
Кому рекомендованодля студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Общая психология (речь)», блок ОПД), очной формы обучения
УДК159.9 (075)
ББКЮ 935.13
Психология речи: Методические указания по общей психологии : Методические указания по общей психологии / Сост. А.В. Панкратов .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206563 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кратко и понятно изложены некоторые основные вопросы темы «Психология речи» курса «Общая психология». <...> Происхождение и свойства человеческой речи В исследованиях зоопсихологов давно показано, что животные, общаясь, могут выразить лишь свои собственные эмоциональные состояния, намерения, требования. <...> Таким образом, если мы попытаемся передать в своем речевом сообщении что-то о событии в окружающей нас с собеседником ситуации или, тем более, о событии, свидетелем которого один собеседник был, а другой не был, нам не удастся достичь взаимопонимания, мы будет говорить о разных вещах, у нас не будет общего языка. <...> Чтобы разобраться в том, как человечество, вырабатывая в ходе своей истории человеческую речь, решило эту проблему, посмотрим, как подобная проблема решается в детстве каждого отдельного человека. <...> Пиаже показано, что ребенок изначально эгоцентричен, то есть не способен, воспринимая что-либо, осознать, что он воспримет это со своей точки зрения, учесть, что у других людей могут быть другие точки зрения, что кто-то может не видеть того, что он видит, не знать того, что он знает, и, наоборот, видеть и знать то, что он не видит и не знает. <...> В своих ранних работах Пиаже ввел термин «эгоцентризм» потому, что считал, что для сознания ребенка в этом возрасте характерно то, что он мыслит себя находящимся в центре мира, а мир воспринимает как какой-то кинофильм на окружающем его сферическом экране, то есть других с их точками зрения попросту не существует, все это иллюзия. <...> Но вскоре Пиаже понял, что на самом деле ситуация прямо противоположная, ребенок, наоборот не видит себя в этом мире, рассматривает выделяемые им предметы как «самостоятельно» существующие: не «я подошел ближе к картине», а «картина приблизилась и стала больше». <...> Как же преодолевается детский эгоцентризм, как формируется рефлексивное сознание? <...> Интересно, что, по Пиаже, решающую роль здесь играет общение не с рефлексивными взрослыми, а с такими <...>
Психология_речи__Методические_указания_по_общей_психологии.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра общей психологии Психология речи Методические указания по общей психологии Ярославль 2004
Стр.1
ББК Ю 935.13 П 86 УДК 159.9 (075) Составитель А.В. Панкратов Психология речи: Метод. указания по общей психологии / Сост. А.В. Панкратов; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 24 с. Кратко и понятно изложены некоторые основные вопросы темы «Психология речи» курса «Общая психология». Цель издания - помочь студентам второго курса, изучающим данный предмет, разобраться в этих вопросах, которые недостаточно освещены в учебной литературе, и целостное представление о логической структуре которых трудно составить при чтении литературы специальной, дать ответы на вопросы, наиболее часто возникающие при прохождении курса. Естественно, работа с этими методическими указаниями – лишь первоначальный этап, который должен быть дополнен углубленным изучением рекомендуемой литературы. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Общая психология (речь)», блок ОПД), очной формы обучения. Рецензент: кафедра общей психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова. © Ярославский государственный университет, 2004 © А.В. Панкратов, 2004 Учебное издание Психология речи Составитель Панкратов Александр Валерьевич Редактор, корректор А.А. Антонова Компьютерная верстка С.И. Савинской Подписано в печать 13.09.2004 г. Формат 60×84/16. Бумага тип. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ. Отпечатано на ризографе. Ярославский государственный университет. 150000 Ярославль, ул. Советская, 14. . 2
Стр.2
Тема 1. Происхождение и свойства человеческой речи В исследованиях зоопсихологов давно показано, что животные, общаясь, могут выразить лишь свои собственные эмоциональные состояния, намерения, требования. Главная же особенность человеческой речи заключается в том, что человек способен в свое сообщение вместить нечто внешнее, сказать что-то о каких-то предметах, их свойствах и отношениях. Попытаемся разобраться в том, как сформировалось это приобретение человечества, полностью изменившее не только общение людей, но и все формы их активности, превратившее их в разумных существ, обладающих сознанием. Мы познаем окружающий мир, взаимодействуя с ним, преобразуя его. В ходе этого взаимодействия мы выявляем его свойства, объединяем эти свойства в предметы по принципу относительной неизменности. Как показано в исследованиях Ж. Пиаже, постоянство предметов формируется у ребенка не сразу. На каком-то этапе развития кукла, которую убрали за ширму и вновь достали оттуда, – уже другая кукла. Важно понять, что каждый из нас создает свой собственный мир, наполненный этими «сгустками» взаимодействия, которые мы объединяем в предметы, и то, какой мы создаем мир, из каких он будет состоять предметов, в каких они будут находиться отношениях, зависит от нас, от наших свойств, от характера наших действий. Материя, конечно, объективна, но мир, который мы строим, взаимодействуя с ней, изначально субъективен. Отдельно от нас предметов не существует. Например, в моем мире существует предмет «деревянный стол» – это часть мира, в которой я нахожу свойства, позволяющие, скажем, удобно положить на нее книжку. Этот предмет отделен от другого предмета – деревянного пола, который я использую для того, чтобы по нему ходить. А у червяка, который питается древесиной, мир совсем другой, состоящий из других предметов. Вот он прогрыз ход в деревянной половице и продолжает свой путь в ножку стола, особых оснований для того, чтобы делить окружающую его деревянную среду на предметы, у него нет, разве что вкус немного изменился. Это, так сказать, крайний случай, но ведь и люди – тоже разные, и изначально у каждого человека свой собственный мир, наполненный 3
Стр.3
его собственными предметами, состоящими из свойств, выявленных в ходе его взаимодействия с действительностью. Таким образом, если мы попытаемся передать в своем речевом сообщении что-то о событии в окружающей нас с собеседником ситуации или, тем более, о событии, свидетелем которого один собеседник был, а другой не был, нам не удастся достичь взаимопонимания, мы будет говорить о разных вещах, у нас не будет общего языка. Чтобы речь стала понятной, собеседники должны как бы «вытащить себя» из значений слов, оставив в них только общие и существенные для всех общающихся свойства, да и сами предметы, из которых состоит мир, должны стать общими для общающихся людей, состоять из свойств, существенных для их общих деятельностей. Чтобы разобраться в том, как человечество, вырабатывая в ходе своей истории человеческую речь, решило эту проблему, посмотрим, как подобная проблема решается в детстве каждого отдельного человека. В работах Ж. Пиаже показано, что ребенок изначально эгоцентричен, то есть не способен, воспринимая что-либо, осознать, что он воспримет это со своей точки зрения, учесть, что у других людей могут быть другие точки зрения, что кто-то может не видеть того, что он видит, не знать того, что он знает, и, наоборот, видеть и знать то, что он не видит и не знает. Например, ребенка просят нарисовать макет средневекового замка, стоящий на столе. Затем его просят нарисовать этот замок так, как его видит кукла, которая сидит сбоку. Ребенок делает точно такой же рисунок. В своих ранних работах Пиаже ввел термин «эгоцентризм» потому, что считал, что для сознания ребенка в этом возрасте характерно то, что он мыслит себя находящимся в центре мира, а мир воспринимает как какой-то кинофильм на окружающем его сферическом экране, то есть других с их точками зрения попросту не существует, все это иллюзия. Но вскоре Пиаже понял, что на самом деле ситуация прямо противоположная, ребенок, наоборот не видит себя в этом мире, рассматривает выделяемые им предметы как «самостоятельно» существующие: не «я подошел ближе к картине», а «картина приблизилась и стала больше». Эгоцентрична и речь ребенка, он говорит непонятно для окружающих. Как же преодолевается детский эгоцентризм, как формируется рефлексивное сознание? Интересно, что, по Пиаже, решающую роль здесь играет общение не с рефлексивными взрослыми, а с такими же эгоцентричными детьми. В 4
Стр.4
самом деле, когда малыш говорит бабушке: «Дай мне её!», рефлексивная бабушка переходит на точку зрения ребенка, смотрит на ситуацию его глазами, прикидывает, в чем он может испытывать потребность в данный момент, и правильно угадывает, что за «её» он требует. Совсем другое дело, когда малыш оказывается в песочнице с такой же эгоцентричной сверстницей и обращается к ней с тем же высказыванием. Ему требовалась лопатка, а для девочки эта «она», которую требуют, – кукла. Важно, что ребенок, постоянно попадая в подобные проблемные ситуации непонимания, постепенно осознает, что, оказывается, существуют другие люди с другими точками зрения. Но самое важное открытие он делает, когда понимает, что раз существуют другие люди, каждый из которых видит мир по-своему, то существует и особый человек – он сам, у которого есть руки, ноги, глаза, а главное,– своя собственная точка зрения! По Пиаже, главное условие преодоления эгоцентризма, формирования рефлексивного сознания – это то, что человек должен вступить во взаимодействие с другими людьми, сама задача организации совместной деятельности требует построения общей ситуации, наполненной общими предметами, которые, так же как их действия, свойства и взаимоотношения, обозначены какими-то знаковыми формами, например словами, одинаково понимаемыми общающимися. Попытаемся представить себе, как же это произошло в ходе антропогенеза. Очевидно, нашими предками были приматы с достаточно развитым мозгом, ведущие стадный образ жизни и, следовательно, очень общительные, с ярко выраженной преобразующей направленностью в отношении к действительности. Что же заставило их вступить в отношения взаимодействия, организовать сложные формы совместной деятельности, характеризующиеся не только объединением усилий, но и их разделением, координацией и специализацией? В таких деятельностях для того, чтобы что-то получилось, кто-то должен сказать: «Ты делай то, а ты делай это», в них нужно рассказывать об увиденном, и невозможно это сделать, лишь выражая свои эмоции по поводу пережитого, нужно, воспользовавшись общепринятыми средствами, отразить в акте коммуникации модель оречевляемой ситуации так, чтобы она была понята слушающими. По всей видимости, наши предки оказались в какой-то сложной ситуации, которая заставила их изменить образ жизни. Выжили и впоследствии составили 5
Стр.5