Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социальная педагогика (220,00 руб.)

0   0
АвторыШаин Ефим Григорьевич
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц81
ID206415
АннотацияУчебное пособие «Социальная педагогика» адресовано студентам, обучающимся по направлениям подготовки 540600 – Педагогика (профили подготовки 540607 – Начальное образование, 540609 – Практическая психология в образовании, 540611 – Физическая культура детей дошкольного возраста), 540400 – Социально-экономическое образование (профиль подготовки 540403 – Юриспруденция).
УДК37.0(075.8)
ББК74.66я73
Социальная педагогика : учеб. пособие / Е.Г. Шаин .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2013 .— 81 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206415 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> ББК 74.66я73 Рекомендовано к изданию кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ТГПУ им. <...> Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т.е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека. <...> Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов: философия социального воспитания, социология социального воспитания, теория и методика социального воспитания, социально-педагогическая виктимология и др. <...> Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию. <...> Её задача – дать студентам научную картину социально-педагогической действительности. <...> Половина времени, предусмотренного на изучение дисциплины, отводится на семинарские занятия, в ходе которых студенты обретают навыки работы с социально-педагогической литературой, соответствующими источниками в Интернете, нормативно-правовой базой социально-педагогической деятельности. <...> 3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Социальная педагогика» 1 2 3 3.1 4 4.1 5 5.1 6 7 7.1 Название темы лекции № п/п Социальная педагогика как отрасль знания и 2 учебный предмет Социализация как социально-педагогическое 2 явление Факторы и тенденции социализации 2 Микрофакторы социализации Теория социального воспитания 4 Основные понятия теории социального воспитания Создание условий для развития и духовно- 2 ценностной ориентации человека в воспитательных организациях Локальная воспитательная система Социальный педагог и социальные службы в 2 работе с человеком Социально-педагогическая виктимология 2 Социальные отклонения как издержки социализации <...>
Социальная_педагогика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Социальная_педагогика.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Посвящается 75-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2013
Стр.1
ББК 74.66я73 С69 Рецензент – доктор педагогических наук, профессор В. А. Фокин (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Социальная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост. Е. Г. Шаин.– С69 Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. – 80 с. Учебное пособие «Социальная педагогика» адресовано студентам, обучающимся по направлениям подготовки 540600 – Педагогика (профили подготовки 540607 – Начальное образование, 540609 – Практическая психология в образовании, 540611 – Физическая культура детей дошкольного возраста), 540400 – Социально-экономическое образование (профиль подготовки 540403 – Юриспруденция). ББК 74.66я73 Рекомендовано к изданию кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого 26 июня 2012 г., протокол № 1. © Автор-составитель Е. Г. Шаин, 2013 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013
Стр.2
Пояснительная записка Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т.е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека. Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с другой – трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики. Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов: философия социального воспитания, социология социального воспитания, теория и методика социального воспитания, социально-педагогическая виктимология и др. Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию. Социальная педагогика – одна из общепрофессиональных дисциплин подготовки бакалавров педагогики по профилям 540607 Начальное образование, 540609 Практическая психология в образовании, 540611 Физическая культура детей дошкольного возраста, 540403 Юриспруденция. Её задача – дать студентам научную картину социально-педагогической действительности. Решение этой задачи предполагает достижение ряда целей в процессе преподавания социальной педагогики: дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации ими своей профессиональной деятельности; развить у обучаемых умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; сформировать у обучаемых гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социального воспитания. Региональный компонент дисциплины представлен на основе материалов исследований учёных Тульской области. Предполагается междисциплинарная связь курса с общепрофессиональными дисциплинами и дисциплинами профильной подготовки. Половина времени, предусмотренного на изучение дисциплины, отводится на семинарские занятия, в ходе которых студенты обретают навыки работы с социально-педагогической литературой, соответствующими источниками в Интернете, нормативно-правовой базой социально-педагогической деятельности. Продолжительность изучения дисциплины – один учебный семестр. По итогам её изучения проводится зачёт. 3
Стр.3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Социальная педагогика» Количество часов по видам занятий № п/п Название темы 1 Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет 2 Социализация как социально-педагогическое явление 3 Факторы и тенденции социализации 3.1 Микрофакторы социализации 4 Теория социального воспитания 4.1 Основные понятия теории социального воспитания 5 Создание условий для развития и духовноценностной ориентации человека в воспитательных организациях 5.1 Локальная воспитательная система 6 Социальный педагог и социальные службы в работе с человеком 7 Социально-педагогическая виктимология 7.1 Социальные отклонения как издержки социализации Итого: 16 2 2 4 16 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 8 6 2 4 4 2 2 4 2 2 4 40 4 лекции лаборат. занятия семин. занятия самост. раб.
Стр.4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ I. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет. План: 1. Истоки социальной педагогики как отрасли знания, её становление и современное состояние. 2. Социальная педагогика – определение, объект, предмет, функции. 3. Социальная педагогика как интегративная отрасль знания. 4. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания. 5. Социальная педагогика как учебный предмет. Рекомендуемая литература: Бауэр, Е. А. Социальная работа и социальная педагогика в эпоху глобализации / Е. А. Бауэр, В. П. Борисенков // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 103-108. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – М., 1994. Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие / И. А. Липский. – М.: ТЦ Сфера, 2004. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Юрайт, 2011. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. Е. Никитина. – М.: Академический Проект, 2003. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2012. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. – М.: ВЛАДОС, 2004. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2008. Всемирно-исторический процесс детерминирует развитие научного знания в диалектическом единстве противоположностей: углубляющейся дифференциации и интеграции. Появление новых наук объясняется как дроблением объектов и предметов классических научных отраслей по мере накопления новых научных фактов и выведенных на их основе новых закономерностей, так и в результате вычленения новых непознанных сфер материаль5
Стр.5
ной и идеальной действительности. Оба этих процесса закономерно приводят, с одной стороны, к дифференциации научного знания, с другой стороны, к его интеграции. Социальная педагогика – сравнительно новая область научного знания, имеющая, тем не менее, исторически отдалённые научные и практические предпосылки своего возникновения и развития. Относительно современный метатермин «социальная деятельность» исторически существовал в терминах «нищелюбие», «благотворительность», «меценатство», «попечение о бедных», «вспомоществование» и в настоящее время вбирает в себя весь спектр социальной помощи, социальной поддержки, социальной защиты, социального обеспечения, социальной работы и социального воспитания, осуществляемых всеми секторами общества: властными структурами, местным самоуправлением, коммерческими и неправительственными организациями, а также частными лицами. Педагогический компонент в социальной деятельности на протяжении, по крайней мере, двух последних столетий, то смутно, то отчетливо просматривается в совокупных усилиях общества и государства, направленных, прежде всего, на снижение социальной напряженности в классово и социально неоднородном общественном устройстве и на «смягчение нравов», преимущественно в непривилегированных социальных слоях и группах, исторически являясь как средством социально-политического регулирования общественной жизни, так и средством социального воспитания. Социальная педагогика как наука прошла сложный путь развития от осознания учёными необходимости исследования социальных аспектов обучения и воспитания детей до педагогики социальной работы как части теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики. В современной России осуществляется деятельность по формированию социальной педагогики как научной дисциплины, выявляются различные направления научных исследований, формируются опыт социальнопедагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования по профилю. Выделилось некоторое количество научных концепций, существенно отличающихся как по исходным методологическим основаниям, так и по сформулированным стратегическим целям, предмету науки, сфере применения (прикладной аспект) и т.п. Своеобразие современного этапа заключается в параллельном развитии науки, практики и образовательного комплекса в области социальной педагогики в России, то есть система профессионального образования не имеет, по существу, теоретического базиса, сформированного со значительным опере6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ