Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Социальная экология (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛештаев Алексей Александрович
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц126
ID206408
АннотацияДанное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения, обучающихся по специальности 040101 «Социальная работа» (специализация «Социально-правовая защита населения»). В пособии изложены история становления и развития социальной экологии как науки, основные аспекты взаимоотношений человеческого общества и природной среды, кратко освещены глобальные экологические проблемы (демографический взрыв, загрязнение природной среды, сокращение биологического разнообразия, разрушение естественных экосистем), раскрыты основные положения концепции устойчивого развития и пути их реализации в различных странах мира, изложены основы экологической культуры и показано значение экологического образования в ее формировании, предложены планы практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы. Пособие может быть полезно также студентам, обучающимся по специальностям «Экология», «Биология», «География», учителям биологии и работникам детских экологических образовательных центров.
ISBN978-5-87954-702-3
ББК60.522я73
Лештаев, А. А. Социальная экология : Учебно-методическое пособие / А. А. Лештаев .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2012 .— 126 с. — ISBN 978-5-87954-702-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/206408 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. А. Лештаев СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого 2012 ББК 60.522я73 Л53 Рецензенты: кандидат географических наук О. В. Бурова (музей «Тульские древности»); кандидат биологических наук, доцент Л. В. Переломов (ТулГУ) Л38 Лештаев, А. А. Социальная экология: Учеб.-метод. пособие / А. А. Лештаев. <...> В пособии изложены история становления и развития социальной экологии как науки, основные аспекты взаимоотношений человеческого общества и природной среды, кратко освещены глобальные экологические проблемы (демографический взрыв, загрязнение природной среды, сокращение биологического разнообразия, разрушение естественных экосистем), раскрыты основные положения концепции устойчивого развития и пути их реализации в различных странах мира, изложены основы экологической культуры и показано значение экологического образования в ее формировании, предложены планы практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы. <...> В последнее время как в нашей стране, так и в остальном мире обострились экологические проблемы. <...> В связи с этим специалист по социальной работе должен иметь базовые знания о социально-экологических проблемах современного общества. <...> Большой вклад в развитее этого нового научного направления внесли такие известные учёные, как Гирусов Э.В., Казначеев В.П., Кацура А.В., Мамедов Н.М., Марков Ю.Г., Маркович Д., Реймерс Н.Ф., Соломина С.Н., Федоренко Н.П., Шварц С.С. и др. <...> Однако какие экологические проблемы в большей или меньшей степени будут предметом изучения социальной экологии, зависит не только от знания экологических проблем, но и от того, как в обществе относятся к отдельным из них и в какой мере и какие сегменты общества готовы проявить активность в их решении. <...> Законы социальной экологии призваны отражать степень согласованности вещественно-энергетических и информационных <...>
Социальная_экология._Учебно-методическое_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Социальная_экология._Учебно-методическое_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» А. А. Лештаев СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2012
Стр.1
ББК 60.522я73 Л53 Рецензенты: кандидат географических наук О. В. Бурова (музей «Тульские древности»); кандидат биологических наук, доцент Л. В. Переломов (ТулГУ) Л38 Лештаев, А. А. Социальная экология: Учеб.-метод. пособие / А. А. Лештаев. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. – 128 с. ISBN 978-5-87954-702-3 Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения, обучающихся по специальности 040101 «Социальная работа» (специализация «Социально-правовая защита населения»). В пособии изложены история становления и развития социальной экологии как науки, основные аспекты взаимоотношений человеческого общества и природной среды, кратко освещены глобальные экологические проблемы (демографический взрыв, загрязнение природной среды, сокращение биологического разнообразия, разрушение естественных экосистем), раскрыты основные положения концепции устойчивого развития и пути их реализации в различных странах мира, изложены основы экологической культуры и показано значение экологического образования в ее формировании, предложены планы практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы. Пособие может быть полезно также студентам, обучающимся по специальностям «Экология», «Биология», «География», учителям биологии и работникам детских экологических образовательных центров. ББК 60.522я73 ISBN 978-5-87954-702-3 © А. А. Лештаев, 2012 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение............................................................................................................. 4 Лекционный курс .............................................................................................. 6 Планы практических занятий ...................................................................... 110 Задания для самостоятельной работы студентов....................................... 113 Тесты по дисциплине «Социальная экология» .......................................... 119 Вопросы к экзамену по социальной экологии ........................................... 122 Литература ..................................................................................................... 124 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа». Дисциплина «Социальная экология» входит в ФГОС ВПО специальности «Социальная работа». В последнее время как в нашей стране, так и в остальном мире обострились экологические проблемы. При этом экологическая обстановка отражается и на социальных проблемах общества. В связи с этим специалист по социальной работе должен иметь базовые знания о социально-экологических проблемах современного общества. Социальная экология – это научная дисциплина, эмпирически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как природного и общественного существа. Социальная экология как новая научная дисциплина возникла в результате непрерывного развития науки нашего века. Большой вклад в развитее этого нового научного направления внесли такие известные учёные, как Гирусов Э.В., Казначеев В.П., Кацура А.В., Мамедов Н.М., Марков Ю.Г., Маркович Д., Реймерс Н.Ф., Соломина С.Н., Федоренко Н.П., Шварц С.С. и др. Социальная экология, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по её защите и совершенствованию, должна способствовать расширению сферы свободы человека за счёт создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. Однако какие экологические проблемы в большей или меньшей степени будут предметом изучения социальной экологии, зависит не только от знания экологических проблем, но и от того, как в обществе относятся к отдельным из них и в какой мере и какие сегменты общества готовы проявить активность в их решении. Отношение человека к природе на самом деле определено политической системой, и «общественное и политическое пространство», в первую очередь производственные отношения, существенно детерминируют положение и поведение социальной общности по отношению к имеющимся природным ресурсам. Законы социальной экологии призваны отражать степень согласованности вещественно-энергетических и информационных потоков, вызванных преобразующей деятельностью человека и природным круговоротом вещества, энергии и информации. Опираясь на такие законы, общество сможет в дальнейшем решать вопросы экономического развития, социального прогресса. Поэтому в настоящее время особое значение приобретает целенаправленное распространение социально-экологических знаний через систему образования. Курс «Социальная экология» является первой ступенью в системе непрерывного экологического образования в педагогическом вузе. Целью курса является подготовка будущих работников социальной сферы к решению социально-экологических проблем. 4
Стр.4
Главными задачами курса являются: 1. мотивация изучения экологических проблем различного ранга; 2. интеграция экологических знаний, полученных в системе довузовской подготовки, в логике идей социальной экологии; 3. выработка у студентов диалектических представлений о взаимосвязи естественно-природных и социальных процессов. Данное учебное пособие в соответствии с программой курса рассчитано на 32 часа аудиторных занятий, в том числе 18 часа лекционных и 14 часов практических занятий. 5
Стр.5
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС Лекция 1 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК. ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ Возникновение социальной экологии Социальная экология – молодая научная дисциплина. В ее определении нет единогласия, часто даже оспаривается ее место в системе общественных наук. Чтобы определить предмет ее изучения, исключив одновременно точку зрения, в соответствии с которой социальная экология не значится среди общественных наук, необходимо оглянуться на процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной общественной социологической науки. По сути, возникновение и развитие социальной экологии отражает возрастающий интерес социологии к проблемам окружающей среды, т. е. социологический подход к экологии человека, который сначала приводит к возникновению экологии человека, а потом социальной экологии. Поскольку социальная экология основывалась на различных или даже дивергентных толкованиях, она долгое время существовала как социология города (социология урбанизации). Ее понятия, модели и теории стали популярным примером концептуализации и интерпретации пространственно-общественной структуры и процесса, особенно в рамках больших городских агломераций. Социальная экология возникла и развивалась под влиянием биоэкологии. Большую часть понятий социальная экология взяла от экологии растений и животных. При этом социальная экология использовала и пространственновременной подход социальной географии и экономической теории дистрибуции. Такое возникновение и развитие социальной экологии отразилось и на определении предмета ее исследования. Хотя существует множество попыток определения предмета изучения социальной экологии, в них нет существенных различий. Развитие социальной экологии начинается после первой мировой войны, тогда же появляются и первые попытки определить ее предмет. Развитие социальной экологии становится более активным в 60-е годы, особенно после всемирного конгресса социологов в 1986 г. Быстрое развитие социальной экологии в последующие годы позволило на очередном конгрессе социологов в Варне в 1970 г. образовать Исследовательский комитет всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, по сути, было признано существование социальной экологии как самостоятельной отрасли социологии и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета. Одним из первых определение социальной экологии дал Радерик Мак Кензил (1927), видный представитель классической экологии человека. Он оп6
Стр.6
ределял экологию человека как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные, дистрибутивные и аккомодационные силы среды. Такое определение предмета экологии людей было основой для объемного исследования территориального деления населения и других общественных явлений внутри городских агломераций. Между тем интерес к изучению пространственных размеров общественной жизни со временем привел к упрощению взаимозависимости между населением к другими пространственными явлениями, что привело к кризису классической экологии людей. Однако экологические проблемы не упростились, и в 50-е годы наблюдается увеличение интереса к их изучению. Позже была создана еще одна концепция экологии людей. Создатели – Л. Шуор и Д. Д. Дункан – назвали ее концепцией о так называемом экологическом комплексе. Экологический комплекс составляют четыре фактора: популяция, среда, технология и организация (структура). Они все взаимосвязаны причинно и функционально. Каждая перемена в любом из факторов удаляет от классической экологии людей, ориентированных прежде всего на микроуровень: напротив, в новейших социальноэкологических исследованиях говорится о необходимости иметь в виду сразу несколько взаимосвязанных уровней (например, собственные особенности избирателя и структурные характеристики его среды и т. п.). Речь идет исключительно об одном (макро) уровне анализа. Понимание социальной экологии, в соответствии с которым между отношением человека к среде обитания и отношением животного (или растения) к его окружающей среде нет различий, а расположение человеческих популяций и география общества связаны конкурирующим сотрудничеством, было предметом аргументированной критики. Если отношение человека к среде сходно с отношением любого живого организма, тогда нет существенных различий с точки зрения действия единых экологических закономерностей. Тогда, например, болезнь есть только нарушение уровня биологической адаптации человека, нарушение адаптационных реакций в системе элементов биологической экосистемы. Поскольку с точки зрения социальной экологии технический прогресс постоянно нарушает биотическую и абиотическую среду человека, то он неизбежно ведет к нарушению равновесия в биологической экосистеме. Поэтому техническому прогрессу сопутствует фатальная неизбежность роста заболеваний вместе с развитием цивилизации. Каждый последующий шаг в развитии общества становится для человека фатальным и ставит вопрос о существовании самой его цивилизации. Поэтому в терминологии современного гражданского общества и говорится о «болезнях цивилизации». Такое понимание отношения человека и его среды не поддерживается. Между тем развитие экологии людей как науки и ее перерастание в социальную экологию (1960) имели и позитивные результаты для наблюдения и объяснения положения человека в своей среде и отношения к ней. Экологическая интерпретация при преобладающей психологизации социологии города вопреки оправданно острой критике, которой ее подвергали, создала возможность для новых попыток контекстуального анализа общественных явлений. 7
Стр.7