Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого»
А. А. Лештаев
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2012
Стр.1
ББК 60.522я73
Л53
Рецензенты:
кандидат географических наук О. В. Бурова (музей «Тульские древности»);
кандидат биологических наук, доцент Л. В. Переломов (ТулГУ)
Л38
Лештаев, А. А.
Социальная экология: Учеб.-метод. пособие / А. А. Лештаев. –
Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. – 128 с.
ISBN 978-5-87954-702-3
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной
и заочной форм обучения, обучающихся по специальности 040101 «Социальная работа»
(специализация «Социально-правовая защита населения»). В пособии изложены
история становления и развития социальной экологии как науки, основные
аспекты взаимоотношений человеческого общества и природной среды, кратко освещены
глобальные экологические проблемы (демографический взрыв, загрязнение
природной среды, сокращение биологического разнообразия, разрушение естественных
экосистем), раскрыты основные положения концепции устойчивого развития и
пути их реализации в различных странах мира, изложены основы экологической культуры
и показано значение экологического образования в ее формировании, предложены
планы практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые
задания, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.
Пособие может быть полезно также студентам, обучающимся по специальностям
«Экология», «Биология», «География», учителям биологии и работникам
детских экологических образовательных центров.
ББК 60.522я73
ISBN 978-5-87954-702-3
© А. А. Лештаев, 2012
© ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................. 4
Лекционный курс .............................................................................................. 6
Планы практических занятий ...................................................................... 110
Задания для самостоятельной работы студентов....................................... 113
Тесты по дисциплине «Социальная экология» .......................................... 119
Вопросы к экзамену по социальной экологии ........................................... 122
Литература ..................................................................................................... 124
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности
«Социальная работа». Дисциплина «Социальная экология» входит в
ФГОС ВПО специальности «Социальная работа».
В последнее время как в нашей стране, так и в остальном мире обострились
экологические проблемы. При этом экологическая обстановка отражается
и на социальных проблемах общества. В связи с этим специалист по социальной
работе должен иметь базовые знания о социально-экологических проблемах
современного общества.
Социальная экология – это научная дисциплина, эмпирически исследующая
и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой,
человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных
проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования
среды обитания человека как природного и общественного существа. Социальная
экология как новая научная дисциплина возникла в результате непрерывного
развития науки нашего века. Большой вклад в развитее этого нового научного
направления внесли такие известные учёные, как Гирусов Э.В., Казначеев В.П.,
Кацура А.В., Мамедов Н.М., Марков Ю.Г., Маркович Д., Реймерс Н.Ф., Соломина
С.Н., Федоренко Н.П., Шварц С.С. и др.
Социальная экология, изучая причины деградации среды обитания человека
и меры по её защите и совершенствованию, должна способствовать расширению
сферы свободы человека за счёт создания более гуманных отношений
как к природе, так и к другим людям. Однако какие экологические проблемы в
большей или меньшей степени будут предметом изучения социальной экологии,
зависит не только от знания экологических проблем, но и от того, как в обществе
относятся к отдельным из них и в какой мере и какие сегменты общества готовы
проявить активность в их решении. Отношение человека к природе на самом
деле определено политической системой, и «общественное и политическое
пространство», в первую очередь производственные отношения, существенно
детерминируют положение и поведение социальной общности по отношению к
имеющимся природным ресурсам. Законы социальной экологии призваны отражать
степень согласованности вещественно-энергетических и информационных
потоков, вызванных преобразующей деятельностью человека и природным
круговоротом вещества, энергии и информации. Опираясь на такие законы, общество
сможет в дальнейшем решать вопросы экономического развития, социального
прогресса. Поэтому в настоящее время особое значение приобретает
целенаправленное распространение социально-экологических знаний через
систему образования. Курс «Социальная экология» является первой ступенью в
системе непрерывного экологического образования в педагогическом вузе.
Целью курса является подготовка будущих работников социальной сферы
к решению социально-экологических проблем.
4
Стр.4
Главными задачами курса являются:
1. мотивация изучения экологических проблем различного ранга;
2. интеграция экологических знаний, полученных в системе довузовской
подготовки, в логике идей социальной экологии;
3. выработка у студентов диалектических представлений о взаимосвязи
естественно-природных и социальных процессов.
Данное учебное пособие в соответствии с программой курса рассчитано
на 32 часа аудиторных занятий, в том числе 18 часа лекционных и 14 часов
практических занятий.
5
Стр.5
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Лекция 1
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ.
МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
Возникновение социальной экологии
Социальная экология – молодая научная дисциплина. В ее определении
нет единогласия, часто даже оспаривается ее место в системе общественных наук.
Чтобы определить предмет ее изучения, исключив одновременно точку зрения,
в соответствии с которой социальная экология не значится среди общественных
наук, необходимо оглянуться на процесс ее возникновения и
оформления как самостоятельной общественной социологической науки. По
сути, возникновение и развитие социальной экологии отражает возрастающий
интерес социологии к проблемам окружающей среды, т. е. социологический
подход к экологии человека, который сначала приводит к возникновению экологии
человека, а потом социальной экологии.
Поскольку социальная экология основывалась на различных или даже дивергентных
толкованиях, она долгое время существовала как социология города (социология
урбанизации). Ее понятия, модели и теории стали популярным примером
концептуализации и интерпретации пространственно-общественной структуры и
процесса, особенно в рамках больших городских агломераций.
Социальная экология возникла и развивалась под влиянием биоэкологии.
Большую часть понятий социальная экология взяла от экологии растений и животных.
При этом социальная экология использовала и пространственновременной
подход социальной географии и экономической теории дистрибуции.
Такое возникновение и развитие социальной экологии отразилось и на определении
предмета ее исследования. Хотя существует множество попыток определения
предмета изучения социальной экологии, в них нет существенных
различий.
Развитие социальной экологии начинается после первой мировой войны,
тогда же появляются и первые попытки определить ее предмет. Развитие социальной
экологии становится более активным в 60-е годы, особенно после всемирного
конгресса социологов в 1986 г. Быстрое развитие социальной экологии
в последующие годы позволило на очередном конгрессе социологов в Варне в
1970 г. образовать Исследовательский комитет всемирного объединения социологов
по проблемам социальной экологии. Тем самым, по сути, было признано
существование социальной экологии как самостоятельной отрасли социологии
и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее
предмета.
Одним из первых определение социальной экологии дал Радерик Мак
Кензил (1927), видный представитель классической экологии человека. Он оп6
Стр.6
ределял экологию человека как науку о территориальных и временных отношениях
людей, на которые оказывают влияние селективные, дистрибутивные
и аккомодационные силы среды. Такое определение предмета экологии людей
было основой для объемного исследования территориального деления населения
и других общественных явлений внутри городских агломераций. Между
тем интерес к изучению пространственных размеров общественной жизни со
временем привел к упрощению взаимозависимости между населением к другими
пространственными явлениями, что привело к кризису классической экологии
людей. Однако экологические проблемы не упростились, и в 50-е годы наблюдается
увеличение интереса к их изучению. Позже была создана еще одна
концепция экологии людей. Создатели – Л. Шуор и Д. Д. Дункан – назвали ее
концепцией о так называемом экологическом комплексе. Экологический комплекс
составляют четыре фактора: популяция, среда, технология и организация
(структура). Они все взаимосвязаны причинно и функционально. Каждая перемена
в любом из факторов удаляет от классической экологии людей, ориентированных
прежде всего на микроуровень: напротив, в новейших социальноэкологических
исследованиях говорится о необходимости иметь в виду сразу
несколько взаимосвязанных уровней (например, собственные особенности избирателя
и структурные характеристики его среды и т. п.). Речь идет исключительно
об одном (макро) уровне анализа.
Понимание социальной экологии, в соответствии с которым между отношением
человека к среде обитания и отношением животного (или растения) к
его окружающей среде нет различий, а расположение человеческих популяций
и география общества связаны конкурирующим сотрудничеством, было предметом
аргументированной критики. Если отношение человека к среде сходно с
отношением любого живого организма, тогда нет существенных различий с
точки зрения действия единых экологических закономерностей. Тогда, например,
болезнь есть только нарушение уровня биологической адаптации человека,
нарушение адаптационных реакций в системе элементов биологической экосистемы.
Поскольку с точки зрения социальной экологии технический прогресс
постоянно нарушает биотическую и абиотическую среду человека, то он неизбежно
ведет к нарушению равновесия в биологической экосистеме. Поэтому
техническому прогрессу сопутствует фатальная неизбежность роста заболеваний
вместе с развитием цивилизации. Каждый последующий шаг в развитии
общества становится для человека фатальным и ставит вопрос о существовании
самой его цивилизации. Поэтому в терминологии современного гражданского
общества и говорится о «болезнях цивилизации».
Такое понимание отношения человека и его среды не поддерживается.
Между тем развитие экологии людей как науки и ее перерастание в социальную
экологию (1960) имели и позитивные результаты для наблюдения и объяснения
положения человека в своей среде и отношения к ней. Экологическая интерпретация
при преобладающей психологизации социологии города вопреки оправданно
острой критике, которой ее подвергали, создала возможность для новых
попыток контекстуального анализа общественных явлений.
7
Стр.7