Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Социология (220,00 руб.)

0   0
Первый авторВолодин Сергей Филлипович
АвторыБормотов Игорь Владимирович, Колмакова Наталья Николаевна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц139
ID206402
АннотацияПособие подготовлено авторским коллективом кафедры политологии и социологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации и представляет собой методическое руководство по организации самостоятельной работы изучающих курс «Социология». Адресовано преподавателям и студентам средних и высших профессиональных учебных заведений дневной и заочной форм обучения, а также всем интересующимся проблемами социологии.
Кем рекомендованоУМО по специальностям педагогического образования
Кому рекомендованодля студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ГСЭ.Ф.08 – Социология)
ISBN978-5-87954-668-2
ББК60.5я73
Володин, С. Ф. Социология / И. В. Бормотов, Н. Н. Колмакова; С. Ф. Володин .— 3-е издание, исправленное .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2012 .— 139 с. — ISBN 978-5-87954-668-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/206402 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С. Ф. Володин, И. В. Бормотов, Н. Н. Колмакова СОЦИОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Третье издание, исправленное Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ГСЭ. <...> Помимо этого, в качестве отдельной теоретической проблемы рассматривается ключевое понятие социологии «социальное действие». <...> Этому служат следующие инструменты: • текущий контроль знаний студентов на семинарских занятиях; • проведение срезовых контрольных работ; • коллоквиум по базовой проблематике курса, каковой является тема «История социологии: основные направления»; • оценка индивидуально выполненных учебных конкретно-социологических исследований; • итоговая оценка знаний на зачетном собеседовании. <...> При этом социальная реальность, с одной стороны, объективна (это сами люди, вступающие во взаимодействие друг с другом), но с другой – идеальна, поскольку поступки людей определяются субъективным смыслом, который на коллективном уровне преобразуется в групповое, так называемое интерсубъективное, сознание. <...> Можно утверждать тем самым, что социальная реальность дифференцирована как качественно, так и количественно. <...> Указав на объект социологии: общество, социальную реальность, – мы должны учесть и тот факт, что этот объект общ и для других социальных наук. <...> 2. В методологическом отношении можно выделить два принципиально отличающихся подхода к анализу общества: объяснения и понимания (соответственно парадигмы «социальных фактов» и «социальных дефиниций»). <...> Считается, что существуют следующие чистые виды истолкования зависимостей: каузальное (причинное), функциональное (полезность для целостности общественного организма), диалектическое (следствие конфликтного взаимодействия) и целевое (опосредованность конечными целями). <...> Другими словами, социальная структура имеет как объективные <...>
Социология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Социология.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» С. Ф. Володин, И. В. Бормотов, Н. Н. Колмакова СОЦИОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Третье издание, исправленное Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ГСЭ.Ф.08 – Социология) Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2012
Стр.1
ББК 60.5я73 В68 Рецензент – кандидат философских наук, доцент Е. П. Завалишин (Тульский государственный университет) В68 Володин, С. Ф. Социология: Учеб.-метод. пособие / С. Ф. Володин, И. В. Бормотов, Н. Н. Колмакова; Под общ. ред. С. Ф. Володина.– 3-е изд., испр. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012.– 138 с. ISBN 978-5-87954-668-2 Пособие подготовлено авторским коллективом кафедры политологии и социологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации и представляет собой методическое руководство по организации самостоятельной работы изучающих курс «Социология». Адресовано преподавателям и студентам средних и высших профессиональных учебных заведений дневной и заочной форм обучения, а также всем интересующимся проблемами социологии. ББК 60.5я73 ISBN 978-5-87954-668-2 © С. Ф. Володин, И. В. Бормотов, Н. Н. Колмакова, 2012 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ......................................................................................................4 Тема 1. Предмет социологии................................................................................6 Тема 2. Конкретное социологическое исследование как метод познания социальной реальности .........................................13 Тема 3. История социологии: основные направления........................................24 Тема 4. Общество как социальная система. Институциональное единство общества................................................45 Тема 5. Социальная стратификация и социальная мобильность.......................54 Тема 6. Социальные группы и общности. Социальная организация как целевая группа........................................63 Тема 7. Социальные взаимодействия и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.............70 Тема 8. Культура как фактор групповой солидарности и социальных отношений........................................................................79 Тема 9. Личность как социальный тип и деятельностный субъект ..................89 Тема 10. Социальные изменения и социальные процессы. Социальные движения.............................................................................95 Тема 11. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе ....................................................105 Тема 12. Социология образования.........................................................................112 Методические рекомендации.....................................................................120 Проверь себя сам.........................................................................................132 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Социологическое образование является важной составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Но особое значение социология имеет в процессе подготовки будущих учителей. Вместе со специальными, психолого-педагогическими науками она призвана не только формировать общую культуру учителя, но и вносить весомый вклад в его профессиональную подготовку. Ведь для социологии и педагогики важен анализ разных сторон взаимодействия общества и личности в процессе социализации, их объединяет близость ключевых понятий, а также собственно социально-педагогические задачи. Помимо содействия процессу социализации и формирования у студентов общей профессиональной культуры, дисциплина развивает умения и навыки социологического анализа многообразных проблем общественной жизни, знакомит с методикой и техникой проведения конкретных социологических исследований. Учебно-методическое пособие «Социология» подготовлено авторским коллективом кафедры политологии и социологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого в соответствии с требованиями ГОС ВПО второго поколения к содержанию преподаваемой дисциплины. Оно представляет собой краткий лекционный курс, методические рекомендации к семинарским занятиям, а также набор упражнений и заданий для самостоятельной работы студентов. Необходимость написания данной работы вызвана несколькими причинами. Во-первых, новые стандарты серьезно меняют тематические разделы курса. Так, в них большее внимание уделяется истории социологии. Помимо этого, в качестве отдельной теоретической проблемы рассматривается ключевое понятие социологии «социальное действие». Мы ориентируемся, в частности, и на методологию миро-системного анализа современных проблем глобального сообщества, а также на понимание места в нем современной модернизирующейся России. Сегодня это узловой вопрос всех сторон социальной жизни и предмет напряженной теоретической (и не только) дискуссии. Думается, что молодые люди должны получить широкий спектр мнений относительно этого фундаментального явления современности. Во-вторых, предлагаемое пособие призвано стать методическим инструментом в самостоятельной работе студентов. Лишь отвечая на проблемные вопросы, решая ориентированные на навык упражнения, они смогут получить соответствующий объем социологических знаний, умений и навыков. Наконец, в-третьих, пособие призвано удовлетворить определенный дефицит социологической литературы подобного плана. 4
Стр.4
Конечно, особое значение для преподавания курса имеет система контроля качества знаний студентов, а также собственно итоговая зачетная оценка по дисциплине. Мы полагаем, что система контроля качества знаний по социологии представляет комплекс мониторинговых средств, выявляющих соответствие этого качества требованиям ГОС ВПО. Этому служат следующие инструменты: • текущий контроль знаний студентов на семинарских занятиях; • проведение срезовых контрольных работ; • коллоквиум по базовой проблематике курса, каковой является тема «История социологии: основные направления»; • оценка индивидуально выполненных учебных конкретно-социологических исследований; • итоговая оценка знаний на зачетном собеседовании. Таким образом, студенты, изучив содержание дисциплины «социология», в том числе и с помощью учебно-методического пособия, должны: – знать специфику и особенности социологии, ее методологические принципы и теоретические подходы, продемонстрировать знакомство с методикой и техникой проведения конкретно-прикладных социологических исследований; – иметь целостное представление об обществе, его подсистемах и институтах, причинах и видах социальной дифференциации; – видеть сложные грани взаимодействия личности и общества на микро-, мезо- и макроуровнях как в процессе осуществления ролевых функциональных обязанностей, так и в процессе самоактуализации индивидов; – обнаружить современное представление о социальных явлениях и процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности; – продемонстрировать знакомство с социально-философской предысторией социологии, теоретическим наследием О. Конта и других представителей социологической классики, а также с работами отечественных социологов; – показать умения и навыки аналитического подхода к социальной действительности, в основе которого лежит научное социологическое знание, т. е. категории и понятия, теоретические положения, методы и процедуры; – обнаружить эвристические способы использования в профессиональной деятельности и в повседневной жизни социологических данных, а также продемонстрировать возможности конкретно-прикладной диагностики социально-значимых проблем. 5
Стр.5
В работе над пособием принял участие творческий коллектив кафедры политологии и социологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого: кандидат исторических наук, доцент С. Ф. Володин (руководитель) (Введение; темы 1, 3, 7, 8, 11, 12; «Методические рекомендации»), кандидат философских наук И. В. Бормотов (темы 4, 5, 6, 9, 10), кандидат философских наук, доцент Н. Н. Колмакова (тема 2). ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ 1. Объект и предмет социологии. 2. Общетеоретические методы социологии. 3. Уровни и структура социологического знания. 4. Функции социологии. 5. Взаимосвязь социологии и других общественных наук. 1. Как и любая другая наука, социология представляет собой систему знаний о своем собственном предмете. Сам же предмет науки определяется, во-первых, содержанием своего объекта, а во-вторых, – спецификой особого видения значимых для данной науки сторон объекта. Объект социологии – это сама социальная реальность, включающая в себя всю совокупность социальных отношений в обществе. При этом социальная реальность, с одной стороны, объективна (это сами люди, вступающие во взаимодействие друг с другом), но с другой – идеальна, поскольку поступки людей определяются субъективным смыслом, который на коллективном уровне преобразуется в групповое, так называемое интерсубъективное, сознание. А, кроме того, в ходе своего взаимодействия люди образуют коллективы разных уровней. Можно утверждать тем самым, что социальная реальность дифференцирована как качественно, так и количественно. Тогда по одной оси предполагаемых координат мы могли бы отложить параметры ее количественной интенсивности в позициях микро-, мезо- и макроуровней социальных коллективов, а по другой – позиции качественной разнородности: объективность и субъективность. В области пересечения данных позиций мы могли бы различать феномены объективного рода (например, социальные группы), а также – идеального (например, групповое сознание). Указав на объект социологии: общество, социальную реальность, – мы должны учесть и тот факт, что этот объект общ и для других социальных наук. Социология же, в отличие от других предметных точек зрения, изучает универсальные формы социального взаимодействия в их системном качестве. 6
Стр.6
Социология – это наука об обществе как целостной системе, об отдельных социальных институтах, общностях и процессах, взятых в их системном качестве. 2. В методологическом отношении можно выделить два принципиально отличающихся подхода к анализу общества: объяснения и понимания (соответственно парадигмы «социальных фактов» и «социальных дефиниций»). Первый подход в своей сути направлен на выявлении зависимостей между переменными состояниями тех или иных социальных явлений и процессов, трактуемых как социальные факты. Считается, что существуют следующие чистые виды истолкования зависимостей: каузальное (причинное), функциональное (полезность для целостности общественного организма), диалектическое (следствие конфликтного взаимодействия) и целевое (опосредованность конечными целями). Таким образом, кардинальная задача данного направления – построение цепей зависимостей, имеющих в своем итоге системное качество. «Понимающая» социология исходит из субъективной природы социального действия, поскольку индивиды вкладывают в свои поступки смысл и ориентируются на других людей. Знаменитая «теорема Томаса» так описывает данный феномен: «Если люди определяют какую-то ситуацию как реальную, она действительно становится реальной по своим последствиям». Расшифровать, понять мотивы, которыми руководствуются люди, – в этом и заключается задача социолога. При этом научный смысл интерпретации будет лишь в том случае, если определяется коллективный смысл поведения людей, то есть выявляется его ценностно-нормативная природа. Между этими подходами нет непроходимой границы, поскольку оба подхода оперируют групповыми, коллективными феноменами и, по существу, не отрицают объективность и субъективность в функционирующих социальных системах, что в известном смысле и выражено в парадигме дуальности (то есть двойственности) социальной структуры. Другими словами, социальная структура имеет как объективные предпосылки в виде предметов и безличных нормативных требований, так и субъективные – в саморефлексии индивидов в качестве агентов этих структур. 3. Любая наука стремится построить совокупность теорий, объяснительных конструкций, определяющих характер закономерностей изучаемого предмета. Социология как наука включает в свой состав комплекс теорий, различающихся по характеру методологических принципов, широте и глубине рассмотрения социальных феноменов, то есть по цели теоретического обобщения. С точки зрения американского социолога Р.-К. Мертона, существуют три уровня организации социологического знания. Первый – 7
Стр.7
общесоциологический уровень – включает в себя фундаментальные теории, выявляющие наиболее общие вопросы развития и функционирования общества, принципы построения более частных теорий. В рамках же самого фундаментального знания выделяют два общетеоретических уровня – макросоциологические и микросоциологические теории, различающиеся по предмету анализа: общество или межличностное (микрогрупповое) взаимодействие. В свою очередь, как мы затем увидим, весь учебный курс будут пронизывать два общетеоретических подхода – структурно-функциональный и конфликтологический. Вместе с тем, отдельные наиболее важные явления и процессы нуждаются в особой концептуализации, так как для них недостаточно общеметодологического подхода. Вот почему возникла необходимость в теориях среднего уровня – отраслевом социологическом знании. В соответствии с названной потребностью возникли специализированные теоретические направления: экономическая, политическая социологии, социологии культуры, личности, военная социология и т. д. Особое место в социологии занимает уровень знания конкретных исследовательских методик, т. е. эмпирическая социология. В социологии разработаны самые разнообразные методы сбора и анализа полученных данных с широким применением математических процедур. Фактически стандартный характер приняла программа конкретного социологического исследования, а логический аппарат прикладных методик позволяет не только построить эмпирически обоснованные выводы, но и проверять их обоснованность. Таким образом, структура социологии включает в себя, прежде всего, комплекс фундаментальных социальных явлений (а, следовательно, и их теоретическое осмысление): социальные отношения и социальные институты; социальные общности и группы, социальную стратификацию; социальные системы и общество как социетальную систему; социокультурный механизм групповой сплоченности; социальные изменения и процессы. В структуру социологии входит отраслевое знание, а также теоретические и методические основания конкретных социологических исследований. 4. Социология выполняет в обществе ряд важных функций. Познавательная (гносеологическая) функция социологии определяется ее направленностью на получение нового знания о соцальных явлениях и процессах. Поскольку социальные процессы непрерывны и имеют тенденцию к ускорению, постольку общество заинтересовано в их постоянном осмыслении. Такая потребность современного общества обусловлена все большей рационализацией, когда условием повседневной общественной 8
Стр.8
практики становятся рационально обоснованные понятия о существе социальной жизни. Вот почему происходит непрерывный процесс ее демистификации, то есть то, что М. Вебер назвал «расколдовыванием» мира. Впрочем, и наблюдающиеся тенденции иррационализации современной жизни отнюдь не отменяют, а, скорее, усиливают данную функцию. Тем самым социология неизбежно выполняет мировоззренческую, идеологическую, воспитательную и критическую функции, так как социология утверждает или опровергает те или иные способы видения социального мира. Одновременно социология направлена на выявление условий освобождения человека от гнета закабаляющих социальных сил, то есть она выполняет гуманистистическую функцию, постоянно вскрывая и критикуя проявления зачастую скрытого доминирования одних социальных сил в ущерб другим. В этом отношении можно вести речь и о социальноконтролирующей функции социологии. Социологи справедливо относят к перечню социологических функций и прогностическую функцию науки. Действительно, общество нуждается в прогнозах относительно своего будущего, и социология не может не участвовать в социальном прогнозировании и даже планировании социального развития общества. Научная значимость социальных прогнозов состоит, по всей видимости, в том, что они носят целостный характер и определяют многосценарные тенденции развития социальных систем в единстве составляющих их структурных элементов. Особое значение имеет прикладной аспект применения социологических знаний. Данное функциональное значение социологии реализуется на уровне практических рекомендаций по решению многообразных проблем социального управления, улучшению жизненных условий населения. И, наконец, в качестве общей теории общества социология выступает как методология для других общественных наук, то есть в этом реализуется ее методологическая функция. Такое назначение социологии определяется тем, что частные науки об обществе, так или иначе, исходят из системной целостности общества. Потребность в привлечении общей социологической теории тем более возрастает на пересечении предметных областей разных наук. 5. Рассмотрим взаимосвязь социологии с некоторыми другими науками. Наиболее важное поле пересечения у социологии с социальной философией. Как известно, философия обосновывает наиболее общие формы бытия и сознания. Однако при этом у самой философии есть более частные уровни, в рамках которых анализируются отдельные сферы действительности, выявляются их самые общие и глубинные признаки. Поэтому, как 9
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.