И.А. СОБОЛЕВА
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2010
1
стр . <...> ISBN 978-5-7782-1339-5
В пособии представлены основные положения теоретических основ систем менеджмента качества, международных стандартов ИСО
серии 9000, философия качества, практические вопросы разработки,
аудита и сертификации систем качества. <...> Одним из инструментов успешного руководства организацией является система менеджмента качества (СМК), описанная в стандартах ISO серии 9000. <...> Сейчас версия ISO 9001:2008 представляет собой систему
качественного менеджмента компании, включающую: взаимосвязанные и взаимодействующие процессы и процедуры, организационные и
технические мероприятия, компетентный персонал, основные средства, документацию, т. е. все то, что необходимо компании для достижения целей качества. <...> Фактически, сертификация означает, что система
качества организации прошла проверку на соответствие требованиям
конкретного стандарта. <...> В связи с требованиями Всеобщего управления на основе качества
(TQM) система менеджмента качества предприятия направлена на выполнение следующих 14 элементов управления:
удовлетворение внешних потребителей;
ориентация всех работников фирмы на потребителя;
участие всего коллектива в решении проблем качества;
широкая обратная связь организации;
систематическая оценка качества продуктов и услуг;
объективная оценка информации о качестве продуктов и услуг;
наличие стандартов качества и их соблюдение;
использование методов статистического анализа качества;
установление целей сверху вниз по иерархии организации;
ведение бизнеса с минимальным риском и его предварительным
определением;
разумная экономия затрат без ущемления интересов клиента;
документирование технологических операций и процедур управления;
документирование процедур коррекции дефектов на уровне технологий <...>
Сертификация_систем_менеджмента_качества.pdf
стр . 1 из 64
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
И.А. СОБОЛЕВА
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2010
1
Стр.1
стр . 2 из 64
ББК 65.050-823.2-21я73
С 544
Рецензенты:
канд. экон. наук, доц. Н.П. Бащук,
канд. экон. наук, доц. Н.А. Титова
Работа подготовлена на кафедре теории рынка НГТУ для студентов
ФБ и ИДО специальностей 220501 «Управление качеством»,
061500 «Маркетинг», 061100 «Менеджмент»
Соболева И.А.
С 544
Сертификация систем менеджмента качества : учеб. пособие
/ И.А. Соболева. – Новосибирск : Изд-во НГТУ. – 64 с.
ISBN 978-5-7782-1339-5
В пособии представлены основные положения теоретических основ
систем менеджмента качества, международных стандартов ИСО
серии 9000, философия качества, практические вопросы разработки,
аудита и сертификации систем качества.
ББК 65.050-823.2-21я73
ISBN 978-5-7782-1339-5
© Соболева И.А., 2010
© Новосибирский государственный
технический университет, 2010
2
Стр.2
стр . 3 из 64
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................... 4
1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ПО ТРЕБОВАНИЯМ ИСО 9001-2008 ................................................. 6
1.1. Философия качества ...................................................................... 6
1.2. Нормативные документы системы менеджмента качества ... 8
1.3. Актуальность создания СМК ......................................................... 8
1.4. Модель и основные принципы ИСО 9001-2008 .......................... 10
1.5. Реализация процессного подхода................................................. 11
1.6. Политика и цели в области качества ............................................ 20
2. ДОКУМЕНТАЦИЯ СМК ................................................................... 23
2.1. Руководство по качеству .............................................................. 23
2.2. Документированные процедуры .................................................. 24
2.2.1. Управление документацией ................................................ 25
2.2.2 Управление записями .......................................................... 26
2.2.3. Управление несоответствующей продукцией .................... 27
2.2.4. Внутренний аудит ............................................................... 28
2.2.5. Корректирующие действия ................................................. 30
2.2.6. Предупреждающие действия .............................................. 30
2.2.7. Анализ со стороны руководства системы
менеджмента качества ........................................................ 30
2.2.8 Мониторинг удовлетворенности потребителей .................. 32
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА ........................................................................................ 33
4. СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ........ 35
4.1. Этапы проведения сертификации систем менеджмента
качества ......................................................................................... 37
4.2. Органы по сертификации ............................................................. 45
4.3. Требования к органам по сертификации...................................... 46
5. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ .................... 52
ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................... 56
Приложение А. Содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 ................... 61
Приложение Б. Записи, требуемые ИСО 9001:2008 ................................ 63
3
Стр.3