ISBN 978-5-7782-1518-4
Пособие предназначено для учителей и преподавателей образовательных учреждений, работающих с глухими и слабослышащими людьми; для сотрудников
учреждений социальной сферы и медицинских учреждений; для родителей глухих
детей; для студентов, обучающихся по образовательным программам, адаптированных для обучения инвалидов с нарушением слуха. <...> Но вот некоторые факты:
глухие могут водить автомобиль;
они с трудом читают по губам;
жестовый язык и шрифт Брайля не имеют между собой ничего
общего;
жестовый язык – это не пантомима;
универсального жестового языка не существует;
чтение для глухих дается с трудом [1]. <...> Но в таком положении находится большинство глухих людей. <...> Жестовый язык – чудесный способ общения для глухих. <...> Вот что пишет о жестовом языке Лия Банникова в своем романеэссе «По обе стороны стеклянной стены» [2]: «Жестовое общение глухих не похоже ни на один язык мира. <...> Пользуясь такими выразительными средствами и зная хорошо жестовый язык, глухие могут передавать любые мысли и понятия: технические, романтические, юмористические, поэтические, конкретные и
абстрактные. <...> Замечено, например, что в семьях, где из поколения в поколение
рождались глухие дети (так называемая генетическая глухота), с ними
довольно жестоко обращались, причем как нормально слышащие, так
и глухие члены этих семей. <...> Только в сообществе таких же лишенных слуха людей, как и он сам, глухой человек в процессе длительного и тесного взаимодействия мог развивать жестовую речь, которая могла бы удовлетворить все его коммуникативные потребности. <...> Во
Франции к тому времени существовала уже почти столетняя практика
индивидуального обучения глухих детей. <...> Как бы то ни было, глухие люди в любом социуме образуют относительно замкнутую систему, которая в соответствующих пределах
«обеспечила» коммуникативные процессы как бы собственными усилиями, точнее говоря, – изнутри. <...> Эти языки в основном используются глухими или слабослышащими <...>
Специализированный_программно-аппаратный_комплекс_обучения_русскому_жестовому_языку.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ
КОМПЛЕКС ОБУЧЕНИЯ
РУССКОМУ ЖЕСТОВОМУ ЯЗЫКУ
Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2010
1
Стр.1
ББК 74.32с51я73
С 718
аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала
высшей школы (2009–2010 годы)» по проекту № 3.1.1/1703 «Разработка методического
и программного обеспечения проектирования образовательных программ инвалидов
по слуху». Научный руководитель Г.С. Птушкин, заслуженный работник высшей
школы РФ, канд. техн. наук, доцент.
Рецензент
и специальной психологии ГБОУ ДПО НСО НИПКиПРО
Р.О. Агавелян, д-р психол. наук, профессор,
зав. кафедрой коррекционной педагогики
C 718
русскому жестовому языку : учебное пособие / Г.С. Птушкин, М.Г. Гриф,
С.Б. Патрушев, А.А. Бертик ; под общей редакцией Г.С. Птушкина. – Новосибирск
: Изд-во НГТУ, 2010. – 84 с.
реждений, работающих с глухими и слабослышащими людьми; для сотрудников
учреждений социальной сферы и медицинских учреждений; для родителей глухих
детей; для студентов, обучающихся по образовательным программам, адаптированных
для обучения инвалидов с нарушением слуха. Материал, изложенный в
пособии, представляет несомненный интерес для всех заинтересованных лиц.
Представленный в пособии достаточно полный обзор по жестовому языку, как
ISBN 978-5-7782-1518-4
Пособие предназначено для учителей и преподавателей образовательных учодному
из равноправных типов языков, поможет более глубоко понять природу
человеческих языков вообще, а также по новому взглянуть на их лингвистическое
исследование.
Птушкин Геннадий Сергеевич, Гриф Михаил Геннадьевич
Патрушев Сергей Борисович, Бертик Алла Абрамовна
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЖЕСТОВОМУ ЯЗЫКУ
Учебное пособие
Выпускающий редактор И.П. Брованова
Корректор Л.Н. Киншт
Редактор И.И. Кванская
___________________________________________________________________________________
Подписано в печать 10.12.2010. Формат 60 Ч 84 1/16. Бумага офсетная. Тираж 100 экз.
Уч.-изд. л. 4,88. Печ. л. 5,25. Изд. № 254. Заказ №
Компьютерная верстка Л.А. Веселовская
Дизайн обложки А.В. Ладыжская
___________________________________________________________________________________
Отпечатано в типографии
Цена договорная
Новосибирского государственного технического университета
630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20
ББК 74.32с51я73
ISBN 978-5-7782-1518-4
© Коллектив авторов, 2010
© Новосибирский государственный
технический университет, 2010
2
Специализированный программно-аппаратный комплекс обучения
Работа выполнена по гранту Минобрнауки РФ в рамках реализации мероприятий
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................................................... 4
Некоторые исторические сведения ............................................................ 6
Пример знаковой системы, замещающей естественный язык ................. 8
Жестовое общение глухих и немых. Дактилология ............................... 10
Жестовые языки ......................................................................................... 14
Специализированный программно-аппаратный комплекс обучения
русскому жестовому языку ....................................................................... 18
Права глухих: государственная поддержка изучения и применения
жестового языка ......................................................................................... 35
Сессия международной федерации слабослышащей молодежи [11].... 39
Литература .................................................................................................. 44
Приложение 1. Листинг главного меню .................................................. 45
Приложение 2. Листинг контейнера данных ........................................... 60
Приложение 3. Листинг работы с данными ............................................ 80
3
Стр.3