Рассмотрены вопросы нормативноправового обеспечения образования и реабилитации инвалидов, выделены основные научно-методические подходы по формированию государственных
(специализированных) образовательных стандартов и организации системы непрерывного профессионального образования инвалидов. <...> Научно-методические подходы к организации реабилитационно-образовательного процесса и проектированию специализированных образовательных стандартов ....................
70 <...> Рекомендации по формированию специализированных стандартов начального и среднего профессионального образования для лиц с нарушениями слуха ............................................
120 <...> Методики и программы цикла реабилитационных дисциплин и социальной реабилитации обучающихся ......................
159
3.1. <...> Реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством
функций организма. <...> В настоящей работе использованы сокращения:
ВПО
ГОС
Г(С)ОС
ДЦП
ЗОЖ
ЗУН
ИПР
ЛОВЗ
ЛФК
МСЭ
НПО
ООО
ООП
ОПОП
РСВ
РЖЯ
РОП
С(К)ОУ
СПО
С(П)ОО
СУЗ
ФГОС
– высшее профессиональное образование
– государственный образовательный стандарт
– государственный (специализированный) образовательный стандарт (для лиц с
ограниченными возможностями здоровья)
– детский церебральный паралич
– здоровый образ жизни
– знания, умения и навыки
– индивидуальная программа реабилитации
– лицо с ограниченными возможностями здоровья
– лечебная физическая культура
– медико-социальная экспертиза
– начальное профессиональное образование
– основное общее образование
– основная образовательная программа
– основная профессиональная образовательная программа
– развитие слухового восприятия
– русский жестовый язык
– реабилитационно-образовательный процесс
– специальное (коррекционное <...>
Проектирование_структуры_и_содержания_профессионального_образования_инвалидов.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ
Монография
НОВОСИБИРСК
2009
Стр.1
ББК 74.3р3
П 791
Авторский коллектив:
Г.С. Птушкин, М.Г. Гриф, С.Б. Патрушев, Е.В. Траулько,
Т.А. Поленова, Л.П. Сапрыкина, Е.В. Кисилева
Рецензенты:
Р.О. Агавелян, д-р психол. наук, профессор,
Л.Г. Соловьева, канд. пед. наук, доцент,
Л.В. Ковригина, канд. пед. наук, доцент
Работа подготовлена в Институте социальной реабилитации НГТУ
П 791 Проектирование структуры и содержания профессионального
образования инвалидов: монография / под общей ред. Г.С. Птушкина.
– Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. – 295 с.
ISBN 978-5-7782-1295-4
Настоящая монография посвящена актуальной проблеме: поиску новых
путей организации профессионального образования и реабилитации лиц с нарушениями
в развитии. Проанализирован опыт создания систем специального
профессионального образования лиц. Рассмотрены вопросы нормативноправового
обеспечения образования и реабилитации инвалидов, выделены основные
научно-методические подходы по формированию государственных
(специализированных) образовательных стандартов и организации системы непрерывного
профессионального образования инвалидов.
Работа выполнена по гранту Минобрнауки РФ в рамках реализации мероприятий
Третьей аналитической ведомственной целевой программы «Развитие
научного потенциала высшей школы (2006–2008 годы)» по теме: «Научнометодическое
обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального
образования».
Монография предназначена для педагогов, работающих в сфере обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья, студентов дефектологических
отделений вузов, работников службы соцзащиты и др.
ББК 74.3р3
ISBN 978-5-7782-1295-4
© Коллектив авторов, 2009
© Новосибирский государственный
технический университет, 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Определения и сокращения ..........................................................................
Введение .........................................................................................................
Глава 1. Совершенствование методов обучения, воспитания и реабилитации
лиц с ограниченными возможностями здоровья
на этапе реформирования системы образования в России
и мире ..............................................................................................
1.1. Реформирование национальных систем специального и профессионального
образования .....................................................
1.2. Нормативно-правовое обеспечение образования и реабилитации
инвалидов .........................................................................
1.3. Концепция проектирования государственных (специализированных)
образовательных стандартов...................................
Глава 2. Научно-методические подходы к организации реабилитационно-образовательного
процесса и проектированию специализированных
образовательных стандартов ....................
2.1. Анализ государственных образовательных стандартов начального
и среднего профессионального образования ...........
2.2. Психолого-педагогические аспекты проектирования структуры
и содержания образования инвалидов .............................
2.3. Формирование профессиональных компетенций на основе
требований потенциальных работодателей ..............................
2.4. Рекомендации по формированию специализированных стандартов
начального и среднего профессионального образования
для лиц с нарушениями слуха ............................................
2.5. Модели и формы организации профессионального образования
инвалидов .............................................................................
5
7
13
13
42
61
70
70
78
96
120
132
Стр.3
4
Оглавление
2.6. Организация реабилитационно-образовательного и воспитательного
процесса в Институте социальной реабилитации
Новосибирского государственного технического университета
...............................................................................................
Глава 3. Методики и программы цикла реабилитационных дисциплин
и социальной реабилитации обучающихся ......................
3.1. Программы цикла реабилитационных дисциплин ...................
3.2. Методики коррекционно-развивающих занятий ......................
3.3. Программы социальной реабилитации обучающихся .............
Заключение .....................................................................................................
Список литературы ........................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ ..............................................................................................
154
159
159
204
213
228
232
242
Стр.4