На правах рукописи
^ллу^ФЕОФИЛАКТОВ
ВИКТОР ВАЛЕРЬЕВИЧ
СРАВНИТЕЛЬНЬШ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ
МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
]
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2005
Стр.1
ч
2
Работа выполнена в Отделе Спортивной адаптологии НИИ
Фундаментальных и прикладных проблем физической культуры и спорта
Российского государственного университета физической культуры, спорта
и туризма
Научный руководитель:
Кандидат биологических наук, профессор Селуянов Виктор Николаевич
Официальные оппоненты:
Доктор педагогических наук, профессор Белов Виктор Иванович
Доктор биологических наук, профессор Година Елена Зиновьевна
Ведущая организация:
Московская государственная академия физической культуры
Защита состоится « 2D» QeWtttyuS
2005 г. в /&й/ часов на
заседании диссертационного совета К. 311. 003. 01 при Российском
государственном университете физической культуры, спорта и туризма по
адресу: 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК.
Автореферат разослан «
_»
2СЛС -
Ученый секретарь
диссертационного совета
» •л
Ц.^'>°'^ /
j ^
Т000005049
ЦОБ по ФКиС
P Г А Ф К
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
1. Актуальность. В системе физического воспитания студентов за последнее
десятилетие произошли значительные изменения. Это связано с изменением
государственного строя, новой системой законодательства, большей свободой
университетов в выборе программ обучения и др. Во многих университетах,
особенно с дистанционной формой обучения, время на физическое воспитание
сократилось до минимума - 1,5-2 часа в неделю (И.В. Ефимова, 1996), причем
часть этого времени тратится на теоретические занятия.
Традиционная методика физического воспитания студентов, в первую
очередь, направлена на «подготовку к труду и обороне» и решает задачи воспитания
необходимого уровня физических качеств, обучения двигательным умениям
и навыкам, а также сдачу контрольных нормативов (В.К. Бальсевич и др.,
1994; ЕЛ. Бондаревский, 1980; М.А. Годик и др., 1973, 1988, 1994; В.В. Громыко
и др., 1994; В.М. Зациорский, 1966; Л.П. Матвеев, 1991; В.М. Платонов и др.,
1995, 1997; Н.В. Решетников, 1992,1990; Ф.П. Суслов и др., 1995; и др.).
Целью физического воспитания студентов в соответствии с государственным
образовательным стандартом является формирование физической культуры
личности и способности направленного использования разнообразных
средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления
здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной
деятельности (В.И. Ильшшч, Ю.И. Евсеев, 2000).
С точки зрения сохранения здоровья эффективность традиционных занятий
физкультурой (или не занятий) низкая. Состояние здоровья студентов за 4-6
лет обучения ухудшается (Н.К. Ковалев и др., 1995; Б.И. Новиков, 1988; А.В. Чоговадзе
и др., 1991; и др. ).
Навыкам, необходимым для «труда и обороны» (бегать, прыгать, плавать
и др.), студенты обучаются в школе. В вузах эти навыки, в основном, только
закрепляются. А для решения задач физической подготовки в вузах начинают
использовать все более разнообразные средства. В частности - технологии оздоровительной
физической культуры (В.И. Белов, 1999; и др.)- Строгое научное
обоснование имеют такие оздоровительные системы как «Изогон» и «Аэробика».
Эффективность занятий по этим системам "показана на практике. Не случай
Стр.3
4
но эти системы пользуются высокой популярностью (К. Купер, 1989; Е.Б. Мякинченко
и др., 2002; В.Н. Селуянов и др., 1995, 2001; и др.).
Важно отметить, что цель государствешюго стандарта - оздоровление
студентов, но при сдаче контрольных нормативов продолжают использовать
предельные тесты. Проведение предельных тестов с нетренированными студентами
(как показывает статистика, в гуманитарных вузах таких большинство) связано
с риском для здоровья. Особенно опасны тесты в беге на 500-3000 м, поскольку
требуют предельного фушсционирования опорно-двигательного аппарата
и сердечно-сосудистой системы. Известны даже смертельные исходы такого
тестирования (В.М. Запиорский, 1988). Существует возможность оценки физической
подютовленности с использованием «безопасных» педагогических тестов
и современных, относительно мягких тестов, широко распространяющихся в
оздоровигельной физической культуре.
В связи с этим актуальным является исследование возможности использования
в практике физического воспитания студентов гуманитарных вузов технологий
оздоровительной физкультуры и разработка методик безопасного тестирования.
2.
Объект исследования: система физической подготовки в высших
учебных заведениях гуманитарного профиля.
3. Предмет исследования: методы и средства контроля физической подготовленности
и методы построения тренировочных занятий оздоровительной
направленности.
4. Гипотеза. Для оценки уровня физического развития и подготовленности
студентов может использоваться индивидуальная и групповая методики, а
добиваться необходимого уровня физического развития при сокращенных занятиях
физической культуры можно, используя только самые эффективные средства
оздоровительной физической культуры (скоростно-силовые и статодинамические
силовые упражнения).
5. Цель работы - экспериментально проверить эффективность использования
занятий оздоровительной физической культурой студентов гуманитарного
*
Стр.4
5
вуза, а также разработать и экспериментально проверить методики безопасной
оценки физического развития и подготовленности студентов.
6. Задачи исследования.
1) Изучить современные методы оценки уровня физической подготовлещюсти и
методику физического воспитания студентов.
2) Определить уровень физического развития и физической подготовленности
студентов гуманитарного вуза.
3) Разработать методы оценки физического развития и подготовленности студентов
гуманитарного вуза.
4) Экспериментально проверить эффективность использования оздоровительных
технологий физического воспитания студентов.
7. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие
методы научного исследования: анализ литературы, антропометрия, велоэргометрия,
кардиоинтервалометрия, спирометрия, педагогическое тестирование и
эксперимент, методы математической статистики и анализа.
8. Научная новизна. Результаты исследования вносят ряд новых положений
в систему физического воспитания:
- по сравнению с предыдущим поколением современные студенты стали
выше, имеют большую жировую и меньшую мышечную массу, более низкий
уровень показателей силовой подготовленности и выносливости (р<0,05);
- в результате факторного анализа основных показателей физического развития
и подготовленности выделяются следующие основные факторы: «телосложение»
(34-39 %), «тренированность» (14-30 %), «рост» (7-8 %), «жир» (у
*
мужчин, 15 %), «показатели ССС» (8-10 %), «АД диастолическое» (4-6 %);
- регрессионные и сигмовидные шкалы повышают «справедливость» итоговой
оценки, студенты с более разносторонней подготовленностью получают
более высокую оценку;
- системы оздоровительной физической культуры «ИЗОТОН» и
«АЭРОБИКА», включающие упражнения локальной силовой выносливости, повышают
эффективность занятий по физическому воспитанию у студентов гуманитарных
вузов (прирост оценки составляет 2,3-2,4 % за одно занятие);
Стр.5