№V
На правах рукописи
Труднее Иван Владиславович
Особенности формирования индивидуального стиля тренера в
процессе профессиональной деятельности. <...> Одним из важных аспектов в контексте профессиональной деятельности
является проблема формирования стиля индивидуальности личности. <...> Анализ тренерской деятельности показывает, что для нее характер
ным является рассогласование между двумя тенденциями (ориентациями): <...> 2) ориентацией на ценности педагогического гуманизма, творчества,
профессионализма, где тренер выступает в качестве субъекта, ориентирующе
гося на создание новых форм общественной жизни, и максимально проявляет
свою индивидуальность. <...> Поскольку сегодня осознана необходимость перестройки всей сферы
спортивной деятельности на основе ценностей гуманизма, утверждения их при
оритета, то особую актуальность приобретает не только провозглашение этого
принципа, но и разработка механизма его реализации в практической деятель
ности, в том числе, в профессиональной деятельности тренера, выступающего
одной из ее ключевых фигур. <...> Формирование и использование индивидуального
стиля является важным условием осуществления профессиональной деятельно
сти тренера и реализации ^убъект-об^ктщлх отношений в спорте. <...> \
V * - "Si
4
Из широкого круга проблем, возникших в этой связи, нами выделен в качестве
одного из центральных - процесс формирования индивидуального стиля. <...> Цель исследования состоит в изучении основных стилевых характери
стик личности и поиска путей оптимизации профессиональной деятельности
тренера на основе учета особенностей его индивидуального стиля. <...> 1) осуществить диагностику основных стилевых характеристик инди
видуальности тренера в процессе профессиональной деятельности; <...> 2)
выявить характер детерминации индивидуальных стилевых харак
теристик тренера на профессиональную деятельность; <...> 3)
определить факторы влияния индивидуального стиля тренера на
структуру его профессиональной <...>
Особенности_формирования_индивидуального_стиля_тренера_в_процессе_профессиональной_деятельности..pdf
№V
На правах рукописи
Труднее Иван Владиславович
Особенности формирования индивидуального стиля тренера в
процессе профессиональной деятельности.
13.00.04. - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва- 2005
Стр.1
Работа выполнена на кафедре психологии Российского
Государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент Романина Елена Васильевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Топышев Олег Павлович
ЦОБ по ФКиС
Р Г А Ф К
Т000005084
Ведущая организация:
доктор педагогических наук,
профессор Виленский Михаил Яковлевич
Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится "15 " ноября
2005г. в "_13.00_"часов на заседании
диссертационного Совета К. 311.003.01. при Российском Государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122,
Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
Государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан "
Ученый секретарь
диссертационного совета
"
2005г
И.В. Чеботарева
Стр.2
s5
Актуальность темы. Очевидным является факт, что функции и нормы
деятельности, реализуемые сегодня в социальной практике в рамках процессов
воспроизводства, приходят в противоречие с новыми условиями, ориентированными
на реализацию принципа развития личности.
Одним из важных аспектов в контексте профессиональной деятельности
является проблема формирования стиля индивидуальности личности. Решение
данной проблемы предполагает становление личной позиции профессионала,
формирование его профессионального самоопределения.
Данное противоречие остро проявляет себя и в сфере спортивной деятельности.
Анализ тренерской деятельности показывает, что для нее характерным
является рассогласование между двумя тенденциями (ориентациями):
1) между репродуктивно-консервативными, авторитарными установками
и стереотипами, характеризующими сознание тренера и ориентированными,
прежде всего, на выполнение узкопрофессиональных спортивно-технических
задач. Личностно-профсссиональная позиция тренера редуцируется до функционально-исполнительской.
Этот тип отношений «человек - деятельность» называется
бессубъектным;
2) ориентацией на ценности педагогического гуманизма, творчества,
профессионализма, где тренер выступает в качестве субъекта, ориентирующегося
на создание новых форм общественной жизни, и максимально проявляет
свою индивидуальность.
Поскольку сегодня осознана необходимость перестройки всей сферы
спортивной деятельности на основе ценностей гуманизма, утверждения их приоритета,
то особую актуальность приобретает не только провозглашение этого
принципа, но и разработка механизма его реализации в практической деятельности,
в том числе, в профессиональной деятельности тренера, выступающего
одной из ее ключевых фигур. Формирование и использование индивидуального
стиля является важным условием осуществления профессиональной деятельности
тренера и реализации ^убъект-об^ктщлх отношений в спорте. На новые
ориентации в деятельностиЗфе^ра исправлен наш исследовательский интерес.
\
V * - "Si
Стр.3
4
Из широкого круга проблем, возникших в этой связи, нами выделен в качестве
одного из центральных - процесс формирования индивидуального стиля.
Осознание необходимости формирования индивидуального стиля тренера
ставит практическую задачу нашего исследования.
Цель исследования состоит в изучении основных стилевых характеристик
личности и поиска путей оптимизации профессиональной деятельности
тренера на основе учета особенностей его индивидуального стиля.
Для реализации цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
1)
осуществить диагностику основных стилевых характеристик индивидуальности
тренера в процессе профессиональной деятельности;
2) выявить характер детерминации индивидуальных стилевых характеристик
тренера на профессиональную деятельность;
3) определить факторы влияния индивидуального стиля тренера на
структуру его профессиональной деятельности (мотивы, характер целей и ценностных
ориентации, особенности жизненных установок);
4) организовать процесс формирования и реализации индивидуального
стиля тренера в его профессиональной деятельности в соответствии с уровнями
сформированное™ познавательно-рефлексивной, коммуникативной и
творческой активности тренера.
Гипотеза исследования состоит в том, что:
- эффективность профессиональной деятельности тренера (в организационно-управленческом,
методическом, психолого-педагогическом, техникотактическом,
антропологическом и других аспектах) детерминирована особенностями
его индивидуального стиля;
- формирование индивидуального стиля тренера осуществляется в специальном
педагогическом процессе и является важным фактором преобразования
его профессиональной деятельности.
Стр.4
5
Объектом исследования является профессиональная деятельность тренера.
Предмет
исследования - особенности формирования индивидуального
стиля личности тренера и механизм его реализации в структуре профессиональной
деятельности.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе
обоснован механизм процесса актуализации индивидуального стиля тренеров
как субъектов профессиональной деятельности, способных обеспечивать осуществление
инновационных процессов в сфере физической культуры и спорта.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации
программы диагностики и формирования индивидуального стиля тренера
в профессиональной деятельности, построенной на основе принципов активного
социально-психологического воздействия, обеспечивающей новое ценностно-смысловое
отношение тренера к профессиональной деятельности. Разработан
комплекс психодиагностических методик, позволяющих выявлять и фиксировать
самим тренером особенности проявления и реализации индивидуального
стиля в контексте профессиональной деятельности.
Научная новизна работы заключается в том, что автором впервые:
- разработана программа формирования стиля индивидуальности и особенностей
его проявления в профессиональной деятельности тренера;
- разработан психологический механизм, позволяющий выявить особенности
детерминации личностных характеристик, что позволяет оказывать
эффективное воздействие на характер профессиональной деятельности;
- определены основные индивидуальные стилевые характеристики тренера,
влияющие на эффективность профессиональной деятельности, и показатели,
фиксирующие уровень их сформированности.
Основные положения, которые выносятся на защиту:
1. Эффективность профессиональной деятельности тренера детерминирована
особенностями проявления его стиля индивидуальности.
Стр.5