Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Особенности формирования индивидуального стиля тренера в процессе профессиональной деятельности. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторТруднев
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц28
ID205213
АннотацияЦель исследования состоит в изучении основных стилевых характеристик личности и поиска путей оптимизации профессиональной деятельности тренера на основе учета особенностей его индивидуального стиля.
Труднев, И.В. Особенности формирования индивидуального стиля тренера в процессе профессиональной деятельности. : автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Труднев .— Москва : РГУФКСиТ, 2005 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205213 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№V На правах рукописи Труднее Иван Владиславович Особенности формирования индивидуального стиля тренера в процессе профессиональной деятельности. <...> Одним из важных аспектов в контексте профессиональной деятельности является проблема формирования стиля индивидуальности личности. <...> Анализ тренерской деятельности показывает, что для нее характер ным является рассогласование между двумя тенденциями (ориентациями): <...> 2) ориентацией на ценности педагогического гуманизма, творчества, профессионализма, где тренер выступает в качестве субъекта, ориентирующе гося на создание новых форм общественной жизни, и максимально проявляет свою индивидуальность. <...> Поскольку сегодня осознана необходимость перестройки всей сферы спортивной деятельности на основе ценностей гуманизма, утверждения их при оритета, то особую актуальность приобретает не только провозглашение этого принципа, но и разработка механизма его реализации в практической деятель ности, в том числе, в профессиональной деятельности тренера, выступающего одной из ее ключевых фигур. <...> Формирование и использование индивидуального стиля является важным условием осуществления профессиональной деятельно сти тренера и реализации ^убъект-об^ктщлх отношений в спорте. <...> \ V * - "Si 4 Из широкого круга проблем, возникших в этой связи, нами выделен в качестве одного из центральных - процесс формирования индивидуального стиля. <...> Цель исследования состоит в изучении основных стилевых характери стик личности и поиска путей оптимизации профессиональной деятельности тренера на основе учета особенностей его индивидуального стиля. <...> 1) осуществить диагностику основных стилевых характеристик инди видуальности тренера в процессе профессиональной деятельности; <...> 2) выявить характер детерминации индивидуальных стилевых харак теристик тренера на профессиональную деятельность; <...> 3) определить факторы влияния индивидуального стиля тренера на структуру его профессиональной <...>
Особенности_формирования_индивидуального_стиля_тренера_в_процессе_профессиональной_деятельности..pdf
№V На правах рукописи Труднее Иван Владиславович Особенности формирования индивидуального стиля тренера в процессе профессиональной деятельности. 13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва- 2005
Стр.1
Работа выполнена на кафедре психологии Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Романина Елена Васильевна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Топышев Олег Павлович ЦОБ по ФКиС Р Г А Ф К Т000005084 Ведущая организация: доктор педагогических наук, профессор Виленский Михаил Яковлевич Московская государственная академия физической культуры Защита состоится "15 " ноября 2005г. в "_13.00_"часов на заседании диссертационного Совета К. 311.003.01. при Российском Государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан " Ученый секретарь диссертационного совета " 2005г И.В. Чеботарева
Стр.2
s5 Актуальность темы. Очевидным является факт, что функции и нормы деятельности, реализуемые сегодня в социальной практике в рамках процессов воспроизводства, приходят в противоречие с новыми условиями, ориентированными на реализацию принципа развития личности. Одним из важных аспектов в контексте профессиональной деятельности является проблема формирования стиля индивидуальности личности. Решение данной проблемы предполагает становление личной позиции профессионала, формирование его профессионального самоопределения. Данное противоречие остро проявляет себя и в сфере спортивной деятельности. Анализ тренерской деятельности показывает, что для нее характерным является рассогласование между двумя тенденциями (ориентациями): 1) между репродуктивно-консервативными, авторитарными установками и стереотипами, характеризующими сознание тренера и ориентированными, прежде всего, на выполнение узкопрофессиональных спортивно-технических задач. Личностно-профсссиональная позиция тренера редуцируется до функционально-исполнительской. Этот тип отношений «человек - деятельность» называется бессубъектным; 2) ориентацией на ценности педагогического гуманизма, творчества, профессионализма, где тренер выступает в качестве субъекта, ориентирующегося на создание новых форм общественной жизни, и максимально проявляет свою индивидуальность. Поскольку сегодня осознана необходимость перестройки всей сферы спортивной деятельности на основе ценностей гуманизма, утверждения их приоритета, то особую актуальность приобретает не только провозглашение этого принципа, но и разработка механизма его реализации в практической деятельности, в том числе, в профессиональной деятельности тренера, выступающего одной из ее ключевых фигур. Формирование и использование индивидуального стиля является важным условием осуществления профессиональной деятельности тренера и реализации ^убъект-об^ктщлх отношений в спорте. На новые ориентации в деятельностиЗфе^ра исправлен наш исследовательский интерес. \ V * - "Si
Стр.3
4 Из широкого круга проблем, возникших в этой связи, нами выделен в качестве одного из центральных - процесс формирования индивидуального стиля. Осознание необходимости формирования индивидуального стиля тренера ставит практическую задачу нашего исследования. Цель исследования состоит в изучении основных стилевых характеристик личности и поиска путей оптимизации профессиональной деятельности тренера на основе учета особенностей его индивидуального стиля. Для реализации цели в исследовании были поставлены следующие задачи: 1) осуществить диагностику основных стилевых характеристик индивидуальности тренера в процессе профессиональной деятельности; 2) выявить характер детерминации индивидуальных стилевых характеристик тренера на профессиональную деятельность; 3) определить факторы влияния индивидуального стиля тренера на структуру его профессиональной деятельности (мотивы, характер целей и ценностных ориентации, особенности жизненных установок); 4) организовать процесс формирования и реализации индивидуального стиля тренера в его профессиональной деятельности в соответствии с уровнями сформированное™ познавательно-рефлексивной, коммуникативной и творческой активности тренера. Гипотеза исследования состоит в том, что: - эффективность профессиональной деятельности тренера (в организационно-управленческом, методическом, психолого-педагогическом, техникотактическом, антропологическом и других аспектах) детерминирована особенностями его индивидуального стиля; - формирование индивидуального стиля тренера осуществляется в специальном педагогическом процессе и является важным фактором преобразования его профессиональной деятельности.
Стр.4
5 Объектом исследования является профессиональная деятельность тренера. Предмет исследования - особенности формирования индивидуального стиля личности тренера и механизм его реализации в структуре профессиональной деятельности. Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе обоснован механизм процесса актуализации индивидуального стиля тренеров как субъектов профессиональной деятельности, способных обеспечивать осуществление инновационных процессов в сфере физической культуры и спорта. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации программы диагностики и формирования индивидуального стиля тренера в профессиональной деятельности, построенной на основе принципов активного социально-психологического воздействия, обеспечивающей новое ценностно-смысловое отношение тренера к профессиональной деятельности. Разработан комплекс психодиагностических методик, позволяющих выявлять и фиксировать самим тренером особенности проявления и реализации индивидуального стиля в контексте профессиональной деятельности. Научная новизна работы заключается в том, что автором впервые: - разработана программа формирования стиля индивидуальности и особенностей его проявления в профессиональной деятельности тренера; - разработан психологический механизм, позволяющий выявить особенности детерминации личностных характеристик, что позволяет оказывать эффективное воздействие на характер профессиональной деятельности; - определены основные индивидуальные стилевые характеристики тренера, влияющие на эффективность профессиональной деятельности, и показатели, фиксирующие уровень их сформированности. Основные положения, которые выносятся на защиту: 1. Эффективность профессиональной деятельности тренера детерминирована особенностями проявления его стиля индивидуальности.
Стр.5