5081
На правах рукописи
ку
Мехтелева Елена Александровна
Специальная подготовленность пловцов 10-17 лет, специализирующихся в
способе плавания брасс
13.00.04. - Теория и методика физического воспитания спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре Теории и методики спортивного и синхронного
плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Кашкин Анатолий Алексеевич.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Топышев Олег Павлович,
кандидат педагогических наук, профессор
Т000005082
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
АбсалямовТимурМигоакирович
Ведущая организация: Московская государственная академия физической
культуры
Защита состоится «^/ » /бСсЛЛ&Л- 2005 г. в S3
часов на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122
г.Москва, Сиреневый бульвар,4, ауд.603.
С диссертацией можно
ознакомиться
в библиотеке
Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан «Я9 » ^/^/Ht^^e2QQ5
г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
доцент
f L^"
l
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
Общая характеристика работы
Актуальность. Подготовка спортивного резерва, совершенствование
процесса многолетней подготовки юных пловцов является одной из главных
проблем теории и методики юношеского спорта. Решение проблемы связано со
своевременным выявлением спортивно одаренных детей и подростков,
рациональным построением и оптимальным содержанием учебнотренировочной
работы на разных этапах многолетней подготовки,
совершенствованием
программно
-
нормативных
положений,
регламентирующих работу в возрастных группах ДЮСШ и СДЮШОР но
плаванию.
Итогом многолетних исследований (Булгакова Н.Ж, Воронцов А.Р., Гордон
СМ., Макаренко Л.П., Тимакова Т.С., Чеботарева И.В. и многие другие) стало
выявление модельных характеристик и нормативных требований по уровню
физического развития и специальной подготовленности пловцов различной
специализации и квалификации.
Проведенные ранее в спортивном плавании исследования (Булгакова НЖ,
Воронцов А.Р., Гордон СМ., Кашкин А.А., Морозов С.Н., Соломатин В.Р., Тимакова
Т.С, Фомиченко Т.С, Чеботарева И.В.) в целом решают проблему формирования
специальной подготовленности пловцов на разных этапах многолетней
подготовки. Брасс является способом, отличающимся по технике и уровню
результатов от других способов плавания. В связи с этим назрела
необходимость более подробно изучить возрастные и половые особенности
возрастной динамики показателей физического развития, специальной силовой
подготовленности, основных параметров техники и гидродинамических качеств
в процессе многолетней подготовки юных пловцов-брассистов.
Объектом исследований является процесс формирования специальной
подготовленности юных пловцов-брассистов 10-17 лет на этапах начальной и
углубленной специал}Гзадйиг\
\
Предметом *исследо.ваний служит возрастная динамика особенностей
<
\...' ч J He» < •«.
j
телосложения, силовтйх,—-технических и гидродинамических показателей,
Стр.3
4
достоверных
гибкости и скорости плавания в разных энергетических зонах, определяющих
спортивные достижения юных пловцов-брассистов 10-17 лет.
Проблема исследования
научных
знаний
связана с необходимостью получения
возрастной
динамики
показателей,
определяющих результаты юных спортсменов на этапах начальной и
углубленной специализации, и их отбора в группы спортивного
совершенствования для достижения в будущей карьере результатов
международного уровня.
Гипотеза исследования. Исходя из закономерностей возрастной
динамики показателей, определяющих уровень спортивных достижений юных
пловцов-брассистов 10-1 7 лет, предполагалось, что на этапах начальной и
углубленной специализации планирование средств и методов подготовки, а
также эффективность текущего и этапного отбора в группы спортивного
совершенствования, можно значительно повысить за счет разработки
комплекса показателей, включающих в себя особенности телосложения,
силовую и
техническую подготовленность,
гидродинамические
характеристики, гибкость и скорость плавания с учетом возраста, пола,
спортивной одаренности.
Новизна диссертационного исследования заключается в том, что
впервые на значительном контингенте испытуемых были выявлены
статистически достоверные различия и тенденции изменения специальной
силовой подготовленности на суше и в воде, особенности телосложения,
определяющие величину площади основных рабочих поверхностей рук и ног,
участвующих в создании сил, продвигающих тело пловца вперед при плавании
брассом, показателей техники и гидродинамики, скорости плавания,
характеризующей выносливость в разных зонах энергетического обеспечения, в
зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей.
Установлены
определяющими
основные
особенности
взаимосвязи
телосложения,
между
специальной
показателями,
силовой
Стр.4
5
подготовленности с техническими параметрами и гидродинамическими
качествами, влияющими на скорость плавания.
Выявлены нормативные показатели особенностей телосложения,
специальной силовой подготовленности на суше и в воде, показатели техники и
гидродинамики, скорости плавания, характеризующей выносливость в
различных зонах энергетического обеспечения, позволяют оптимизировать
планирование средств и методов подготовки и усовершенствовать методы
отбора на разных этапах многолетней тренировки юных пловцов.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке научных
основ оценки и прогнозирования возрастной динамики показателей,
определяющих
особенности
телосложения,
специальной
силовой
подготовленности на суше и в воде, основных параметров техники,
гидростатических и гидродинамических качеств, скорости плавания,
характеризующей уровень выносливости пловцов брассистов в различных
зонах с преимущественным энергетическим обеспечением в зависимости от
индивидуальных особенностей, возраста, пола, спортивной квалификации,
индивидуальной динамики роста спортивных результатов.
Практическая значимость настоящего исследования состоит во
внедрении методических принципов и практических рекомендаций в детские
спортивные школы, что позволяет повысить оптимальность распределения в
процессе многолетней подготовки средств и методов тренировки, внести
научно — обоснованные коррективы в планирование годичных циклов,
повысить надежность отбора на разных этапах многолетней подготовки юных
пловцов-брассистов, учитывая индивидуальные особенности, возраст, пол,
спортивную квалификацию.
обоснованной
Достоверность результатов исследования определяется корректной и
постановкой
задач
педагогического
эксперимента,
работы,
уровнем квалификации
применением широкого круга объективных методов
продолжительностью
спортсменов,
исследования,
Стр.5