А.И. Шишкин
Принципиальное различие культурных архетипов - русского и западного
(американского в особенности) отчетливо просматривается на отношении к богатству. <...> Суть профессионального призвания человека и заключается в том, чтобы приумножать богатство, делать деньги - “без ущерба для души своей и не во вред другим”. <...> В первые же месяцы советской власти начинает создаваться, как и должно
быть во всяком нормальном, тем более великом государстве, каким выступает в
мире Россия , социальный институт, идеологически обеспечивающий новый
общественный уклад. <...> Мы убеждены, на Западе социализм принял бы или
4
примет несомненно иную форму. <...> И если попытаться определить его сущность , то я бы сказал,
что в отличие от западного, который мне представляется, принял бы какие-то
преимущественно хозяйственно - прагматические формы, советский социализм
- политический, государственный. <...> Сохранялись и культурные архетипы., в частности рассмотренный выше антропологический. <...> В самом деле, все культурные инновации закрепляются,
приживаются только в том случае, если они адекватны культурному архетипу. <...> Советский социализм стал
действительностью только благодаря тому, что по целому ряду своих параметров оказался адекватным русскому культурному архетипу, архетипу не обяз ательно в юнговском понимании, архетипу как теоретически сложившемуся ядру культуры и проявляющемуся прежде всего в таких феноменах, как человеческое поведение, образ жизни, склад характера и даже логика мышления. <...> Серебристая птица -моплан может носить на своем фюзеляже разные государственные гербы, но летает она по законам аэродинамики. <...> Она тяжело переносит хирургические операции, ей противопоказаны “революции” и всякие прочие социальные катаклизмы и войны, точно так же, как наводнения, извержения вулканов
или налеты тайфунов, какое бы поэтическое имя их ни украшало. <...> Важно особо подчеркнуть, что речь идет не о культурном отставании в
широком <...>
Этика_деловых_отношений,__как_основа_развития__общества.pdf
УДК 332 02:332:05: 338.2
Этика деловых отношений, как основа развития общества
Директор института экономики
КарНЦ РАН,
д.т.н., профессор
А.И. Шишкин
Принципиальное различие культурных архетипов - русского и западного
(американского в особенности) отчетливо просматривается на отношении к богатству.
“Не в деньгах счастье” - кто из нас не вспоминает эту “премудрость”
чуть ли не каждый день в одних случаях себе в утешение в других - в оправдание.
Николай Онуфриевич Лосский в своей книге “Характер русского народа”
пишет, что истинный русский не стесняется богатства. Как несовместимы утилитарист
Франклин и правдолюб Толстой. На первом месте в мученических исканиях
Толстого стоит душа, вера, любовь, истина, совесть. По Франклину:
честность полезна, потому что она приносит кредит.
Профессиональная хозяйственная этика, лежащая в основании всей современной
философии бизнеса, осуждает богатство только (и только !) в той
мере, в какой богатство способствует распущенности, бездеятельности, развивает
беззаботность, бесполезное или показное транжирство денег. Суть профессионального
призвания человека и заключается в том, чтобы приумножать богатство,
делать деньги - “без ущерба для души своей и не во вред другим”.
То есть в западной капиталистической этике всегда, раньше и теперь
обогащение - своеобразный категорический императив: “Для Бога следует вам
трудиться и богатеть”.
У Вебера встречается любопытное свидетельство: по протестантским
представлениям желание стать бедным равносильно желанию заболеть! В
параграфы предпринимательской морали абсолютно не вписываются такие
весьма распространенные на Руси явления как: бродяжничество, кликушество,
нищенство, попрошайничество. Все это безоговорочно расценивается как недопустимая
в благородном обществе патология. Мне кажется, несчастный Г. Карлович
Пекторалис как бы ни напрягал свою железную волю, сойдет с ума и
поймет - таки трансцендентного “русского”, который “счастья не ищет и не
от счастья бежит”.
В протестантском мире никогда не появится Фома Гордеев. Поведение
московского фабриканта Николая Шмидта, передавшего все наследство проле1
Стр.1
тарской партии, вряд ли найдет отклик в душе берлинского бурша. Одна из пуританских
заповедей гласит: “Подаяние - не милосердие”. А вот в “Поучениях”
Владимира Мономаха встречается, между прочим, такое суждение “Тремя
добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божьего не лишиться:
покаянием, слезами и милостынею.
Вступавшие на путь капиталистического развития западные страны в
той или иной мере проходили суровую школу кальвинизма с его безоговорочным
отказом от “радостей жизни”. В повести - новелле “Совесть против насилия”
Стефан Цвейг предлагает почти документальную иллюстрацию лишений
и ограничений, на которые обречен каждый прозелит. Запрещены дорогие туалеты,
пышные прически. Запрещено и вино, за исключением местного, красного.
Запрещено употреблять в пищу паштеты, дичь, сласти. Запрещено, запрещено,
запрещено. “Ужасный ритм!” - воскликнул писатель. Разрешено лишь
жить, умирать, работать и слушаться, ходить в церковь. Впрочем, последнее не
только разрешено, но и предписано законом и неисполнение этого предписания
жестоко карается. Горе бюргеру, пропустившему проповеди своего приходского
священника - две в воскресенье, три - на неделе. и назидательный урок для
детей! Ни разу за весь божий день не облегчается ярмо принуждения неумолим
круговорот долга, долга, долга. После дневных трудов ради хлеба насущного
служение Богу; неделя - для работы воскресенье - для церкви.
Каким контрастом на этом фоне выглядят знаменитые балы в русском
дворянском собрании! Купеческие обеды в “Праге” в Москве или у Донона в
Петербурге. Какое невиданное на Западе обилие черной и красной икры, белорыбицы,
водки, дорогих сластей! Не знающий удержу разгул, беспредельно
щедрый размах! Здесь правит душою одно: “Не ударить в грязь лицом”. Летят
кредитки под ноги лихим цыганам, за одну ночь проигрываются в карты поместья.
В запале проматываются целые состояния. Живы, живы византийские
традиции!
Византийский же император облачен в златотканные одежды , украшенные
драгоценными камнями. Он принимает иностранных гостей и послов в
сплошь покрытом золотом тронном зале, за чем следует поражающий своей
роскошью самое пылкое воображение. Так не оттуда ли изумляющие обилием
вин и яств “царевы трапезы” Ивана Васильевича Грозного. Шутейные ассамблеи
Петра Великого. Не оттуда ли и удалой казак Степан Тимофеевич Разин со
своим царственным подарком Волге - матушке.
Сын Огюста Ренуара вспоминает о своем дяде, брате православного художника,
вывезенном в Россию одним из великих князей. В Северной Пальмире
месье настолько вошел во вкус русской жизни, что в один миг спустил все
состояние, которое по обычаю предков собирал первое время, будучи модным
2
Стр.2