Евсеева Л.Н., к.ф.н.,
доцент кафедры
профессиональной лингводидактики
САФУ им. <...> М.В.Ломоносова
Философские идеи в профессиональном языковом образовании
Актуальность данной статьи обусловлена спецификой процессов,
происходящих в системе высшего профессионального образования в
нашей стране в целом и в Северном (Арктическом) федеральном
университете имени М.В. Ломоносова, в частности. <...> Развитие международного сотрудничества – один из приоритетов
университета. <...> Согласно миссии университета, одной из целей С(А)ФУ
выступает интеграция в мировое научное сообщество через развитие
международной деятельности в сфере обмена студентами и
преподавателями с ведущими зарубежными университетами. <...> Современное
образование и серьезные научные исследования требуют каждодневного
сотрудничества университетов и научных центров не только в рамках
одной страны, но и всего мира. <...> Требования времени подводят нас к вопросу о теоретических и
методологических основах исследования проблемы профессиональноязыкового образования, другими словами, к вопросу о философских идеях
в сфере языкового образования для профессиональных целей. <...> Концептуальной основой исследования данной проблемы, на наш
взгляд, могут служить феноменологический и герменевтический методы
при рассмотрении понятия окружающего мира (концепция жизненного
мира), а также при исследовании вопроса о роли языка в освоении
жизненного мира (концепция интенциональности и интерсубъективности с
точки зрения экзистенциального подхода, теория речевых актов). <...> С феноменологической точки зрения мир проявляет себя не как
нанизывание предметов и предметных областей, а как универсальный
горизонт. <...> Интенциональная структура универсального горизонта
характеризуется посредством связанного с каждым актуальным
переживанием сознания горизонта дальнейших возможностей (знакомые
образцы опыта, привычный горизонт ожиданий). <...> Самая существенная
характеристика <...>
Статья_«Философские_идеи_в_профессиональном_языковом_образовании».pdf
Евсеева Л.Н., к.ф.н.,
доцент кафедры
профессиональной лингводидактики
САФУ им. М.В.Ломоносова
Философские идеи в профессиональном языковом образовании
Актуальность данной статьи обусловлена спецификой процессов,
происходящих в системе высшего профессионального образования в
нашей стране в целом и в Северном (Арктическом) федеральном
университете имени М.В. Ломоносова, в частности. С(А)ФУ, один из
восьми федеральных университетов России, является ведущим научным и
образовательным центром на российском Севере, который играет важную
роль в развитии и модернизации образования России.
Развитие международного сотрудничества – один из приоритетов
университета. Согласно миссии университета, одной из целей С(А)ФУ
выступает интеграция в мировое научное сообщество через развитие
международной деятельности в сфере обмена студентами и
преподавателями с ведущими зарубежными университетами. Современное
образование и серьезные научные исследования требуют каждодневного
сотрудничества университетов и научных центров не только в рамках
одной страны, но и всего мира. Научно-образовательное пространство XXI
века имеет глобальный масштаб. Новые знания и открытия требуют
трансграничных дискуссий и постоянного обмена опытом [www.narfu.ru].
Требования времени подводят нас к вопросу о теоретических и
методологических основах исследования проблемы профессиональноязыкового
образования, другими словами, к вопросу о философских идеях
в сфере языкового образования для профессиональных целей.
Концептуальной основой исследования данной проблемы, на наш
взгляд, могут служить феноменологический и герменевтический методы
при рассмотрении понятия окружающего мира (концепция жизненного
мира), а также при исследовании вопроса о роли языка в освоении
жизненного мира (концепция интенциональности и интерсубъективности с
точки зрения экзистенциального подхода, теория речевых актов).
С феноменологической точки зрения мир проявляет себя не как
нанизывание предметов и предметных областей, а как универсальный
горизонт. Интенциональная структура универсального горизонта
характеризуется посредством связанного с каждым актуальным
переживанием сознания горизонта дальнейших возможностей (знакомые
образцы опыта, привычный горизонт ожиданий). Самая существенная
характеристика понятия жизненного мира у Э. Гуссерля раскрывается в
следующих словах: «…единственно действительный, действительно
данный через восприятие, через опыт осваиваемый и могущий быть
освоенным в опыте мир – наш повседневный жизненный мир» [3, с.165].
Жизненный мир характеризуется Э. Гуссерлем как постоянно предданный,
постоянно и заведомо, заранее значимый в качестве сущего. Но
значим он, не исходя из каких-то намерения, тематики, из какой-либо
Стр.1