Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Ранние русские консерваторы первой четверти XIX в.

0   0
Первый авторМинаков Аркадий Юрьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц92
ID203439
АннотацияУчебное пособие предназначено для студентов исторического факультета, специализирующихся по кафедре истории России.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3-го и 4-го курсов дневного и вечернего отделений.
Минаков, А. Ю. Ранние русские консерваторы первой четверти XIX в. / А. Ю. Минаков .— : [Б.и.], 2005 .— 92 с. — 91 с. — URL: https://rucont.ru/efd/203439 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Во р о неж 2005 2 Утвер ждено научно м-мето дичес к им с о вето м ис то р ичес к о го ф ак ультета (пр о то к о л № 3 о т 31 мар та 2005 г. ) П особи е под г от овле но на каф е д ре и ст ори и Р осси и и ст ори че ско г о ф акульт е т а Вороне ж ског о г осуд арст ве нног о уни ве рси т е т а Р е коме д уе т сяд ляст уд е нт ов 3-г о и 4-г о курсов д не вно г о и ве че рне г о от д еле ни й 3 Введение У ч ебное п ос обие « Р а нние русс кие конс ерва торы п ервой ч етверти XIX в.» п ред на зна ч ено д ля с туд ентов ис торич ес кого фа культета Воронежс кого гос уд а рственного универс итета , с п ециа лизирую щихс я п о ка фед ре ис тории Р осс ии. <...> К онс ерва тизм возник в конце XVIII в. ка к реа кция на ра циона лизм и инд ивид уа лизм Н ового времени, теорию Прогрес с а , револю ционны е изменения в мире, ка к ид ейное теч ение, с та вящее с воей целью а ктуа лиза цию п озитивны х тра д иций и ценнос тей п рош лого, обес п еч ива ю щих эволю ционное орга нич ес кое ра звитие общес тва , д ля которого ха ра ктерны культ с ильного гос уд а рс тва , п риоритет его на д интерес а ми инд ивид а , п онима ние ес тес твенного нера <...>
Ранние_русские_консерваторы_первой_четверти_XIX_в..pdf
1 Ф Е Д Е РАЛ Ь Н ОЕ АГ Е Н ТС ТВО ПО О БРАЗО ВАН ИЮ РО С С И Й С КОЙ Ф Е Д Е РАЦ ИИ В О РО Н Е Ж С КИЙ Г О С У ДАРС ТВ Е Н ЫЙ У Н И В Е РС И ТЕТ М инаков А. Ю . Р анние р усс к ие к о нсе пе тве по с пе У че ци р ваторы р вой че р ти XIX в. бное пособие (020700) ально сти 030401 – И с то р ия ОПД. Ф. 02. Во ро неж 2005
Стр.1
3 Вве ниеде XIX в.» У ч ебное пособие « Р анние русские консерва торы п ервой ч етверти п редна знач ено д ля студ ентов историч еского фа культета Воронежского госуд арственного университета , с п ециа лизирую щихся по кафед ре истории России. К онсерва тизм возник в конце XVIII в. как реа кция на рациона лизм и инд ивид уа лизм Нового времени, теорию Прогрес са , револю ционные изменения в мире, а ктуа лизацию обес п еч ивающих эволю ционн позитивных тра д иций и ценностей ое орган которого ха рактерны культ сильного госуд а рства , п риоритет его над интерес а ми инд ивида , понимание естественн соответственно п ризнание необход имости общественн ой иера рхии. О дн ой из важнейш их ценностей д ля консерва тизма является религия, которая, согла сно воззрениям консерва торов, п рид а ет смы сл истории и отд ельной ч еловеч еской личн консерва тизма к Ratio, неп риятие абсолю тизации его возможностей, понимание огранич енн ости. О тсю да вы тека ет та кже скеп тич еское отнош ение ости и несоверш енства (“греховн ч еловеч еской п рироды , то, ч то обычно обознач а ется как антира циона лизм. След ует под ч еркнуть и весьма ха рактерный д ля больш инства консерва торов ан тиинд ивид уа лизм. С точ ки зрения больш инства консервативных д октрин п риоритетное зна ч ение имеют интересы целого, на д ынд ивид уальных ценностей (Бог, на ция, госуд а рство, общество и т.д .), а не отд ельн ой личности. церкви, Д ля консерва тизма хара ктерен культ не только сильн религии и нра вственн п а триотизма , с амобы тной национальн институтов, которые вы ступ ают основн ого госуд а рства , ости, но и семьи, ш колы , а рмии, ой культуры , т. е. тех общественных ы ми п роводниками и хранителями тра д иции. Сю да же можно доба вить и та кие типологич еские ч ерты консерва тизма , как понимание конкретно-историч еской обусловленн ости уровня п рав и свобод , п ра гма тизм, зд ра вый смы сл. К онсерва тизм п ри этом п ротивостоит ид еологиям, в основе которых лежат ценности п ротивоположного поряд ка : а теизм, ма териа листич еская ориента ция политики, мора льный релятивизм, культ ра с суд ка , рациона лизм, ан п риоритет интересов инд ивида над титра д иционализм, универс а лизм, космополитизм, интерес а ми госуд арства , инд ивид уа лизм, ра венство, культ личных п рав и свобод , п риверженность теоретич еским мод елям, культ п еремен и револю ционных изменений. В случ ае необход имости социа льных п еремен конс ерва тизм требует п ри их осуществлении ч резвы ча йной осторожности и постеп енности. При этом было бы неверно трактовать кон с ерва торов как п ротивников всего ости”) как ид ейное теч ение, ставящее своей целью п рош лого, ич еское развитие общества , д ля ого нера венства лю д ей и
Стр.3
6 Иначе обстоит д ело со ш колой П. А . За йон ч ковского. В фунд амента льных труд ах этого видного советского историка , посвященных внутренней политике с амод ержавия в 70-90-х гг. XIX в. вп ервые, после весьма зна ч ительного п ереры ва , бы ли созд а ны яркие, хотя и политич ески тенд енциозные (с оч евидной огляд кой на « ма рксистсколенинскую методологию» ) историч еские портреты та ких вид ных русских конс ерва торов, как Н. П. И гна тьев, М . Н. К а тков, К . П. Победон осцев, Д . А . Т олстой, В. П. М ещерский, ис след овано их влияние на формирование того политич еского курса , который в советской историографии получ ил название « контрреформ» 6. изуч ение раннего рус ского консерва тизма конца XVIII - п ервой трети XIX в., то позитивистской ш колой За йон изуч ение зрелого рус ского консерва тизма 1870-1890-х гг. О д н консерва тивной п роблематики, бы ла объ ективности на учн ой ра боты снижала сь, Если ш кола Л отма на « реа билитировала» ч ковского было реа билитировано ой из ха ра ктерных ч ерт тогд ашних ис следований, ка с аю щихся та , ч то степ ень на учной в силу возра стаю щей ид еологизации историч еской на уки, по мере хронологич еского п риближения объ екта ис след ования к советскому п ериоду. Примерно к на ча лу 70-х гг. XX в. обозна ч илась тенд енция к вы д елению истории рус ского консерва тизма как с амостоятельного на п ра вления7. До этого те или иные сю жеты , связанные с консерва тивн ой п роблема тикой, ра с сма трива лись в рамках более ш ироких тем, п режде вс его, внутренней политики с амод ержа вия. В конце 70-х гг. появляю тся п ервые крупные ис следования, посвященные целиком и полностью консерва торам XIX в. На ряду с п роч ими, необход имо вы д елить новаторский д ля того времени труд В. А . Т ва рд овской о М . Н. К а ткове (в д анном случае ис следова тельница творч ески ра звила од ну из тем своего уч ителя – П. А . За йон ч ковского)8, который по бога тству фактич еского ма териа ла до сих п ор не п ревзойд ен в современном « ка ткововед ении» . М он ове, К . П. Побед он ости» , о Н. Я. Д анилевском, К . Н. Л еонтьеве, В. В. осцеве и др.9 Вп роч ем, такого рода ра боты ография Т вард овской д а ла мощный имп ульс на учному сообществу в изуч ении рус ского консерва тизма , как минимум – с пособствова ла формированию стойкого и неп реход ящего интереса к этой тема тике. В 7080-е гг. появились монографии о сла вянофилах, ста тьи об ид еологии « официа льной народн Р озан п род олжа ли оста ва ться исклю ч ением. Если поп ы та ться в целом оценить степ ень ис следовательского интереса к рус скому конс ерва тизму в советскую эпоху, то он был невелик и явно уступ ал по колич ественным ха рактеристикам ис следованиям, посвященным д ругим нап ра влениям русской общественн послед ней трети XVIII - на ч а ла XX в., на п ример, ма рксизму, на роднич еству и либерализму. Р а бот по консерва тизму, в луч ш ем случае, на с ч иты вались д есятки, ч то же ка с а ется д ругих ид ейных на п ра влений, в особенн ости револю ционных, то зд есь с ч ет ш ел на ты сячи, если не ой мы сли
Стр.6
7 больше, наименований. Прич ина этого бы ла оч евид на : объ ективная общественная потребн ость в том, ч тобы п реод олеть рос сийское « кра сн ой мон ое смещение в политич еском с п ектре» (Д . Га лковский), возникш ее в XIX и а бсолю тно доминирова вш ее в XX в., не могла реа лизова ться в условиях а бсолю тн ополии госуд арственной ид еологии, имеющей мощную анти-тра д иционалистскую и анти-консервативную род ословную . Ситуация существенно изменилась после на ч а ла горба ч евской ости» . В конце 80-х гг. ста ла стремительно реа лизовы ва ться ость на учного сообщества в п реод олении возникш ей « гла сн естественная потребн д ис п ропорции в изуч ении общественно-политич еской мы сли. Помимо п ричин ч исто а ка д емич еского свойства , у « конс ервативного бума» ока за лись и д ругие: политич еские, п рич ем степ ень их возд ействия на собственно на учные ис следования, как нам п ред ста вляется, усилива ется с кажд ым год ом. О тметим осн овные п рич ины на ра стания консерва тивных на строений в обществе, мировоззренч еские ценности и мотива ции, которые стимулирова ли и в какой-то мере формирова ли соответствующие ис след ова тельские д искурсы . Среди н ч а сть ее ока за лась готовой вос п ринять конс ерватизм в ка ч естве естественного ид еологич еского п ротивовеса и оп понента всякой « левизне» . По мере относительн на ч а вш ихся с 1992 г., стало нара стать и созна тельн « на вязанн понач а лу антикоммунистич еский оттенок, отторжение от коммунистич еской ид еологии, скомп рометировавш ей себя в гла зах больш инства интеллектуальн ого неус п еха либера льных реформ, ое отталкивание от ого За п а дом» либерализма . Сп рос на консерва тизм, имевш ий п риобрел теп ерь ч етко звучащий антилиберальный (антибуржуазный) а кцент. Са ма верховная вла сть, еще п ри Ельцине, заявила о необход имости формулировки национальной ид еи, что было вос п ринято носителями сформирова вш егося к тому времени п ра вого д искурса как своего рода « сигнал к реш ительным д ействиям» . В этих условиях Н. М . К а рамзин, С. С. У ва ров, Н. Я. Д анилевский, К . Н. Л еон тьев, К .П. Побед он осцев, И .А . И льин и т.д . ста ли « вла стителями д ум» ча сти интеллектуа льной элиты и на учного сообщества . Р ус ский консерва тизм вос п ринимался этими лю д ьми как искомая рус ская национальная ид ея, которую лишь необход имо а ктуа лизировать в п ринцип иально новой обстан овке. В на след ии консерва торов XIX - на ч а ла XX в. ста ли оты скива ть « ценные элементы» , п ризванные под тверд ить тезис, ч то их ид еи, которые « так и не бы ли ис пользова ны тогд а шней вла стью , и сегод ня не утратили своего зна ч ения» . В рамках под обного д искурса все п роблемы по а ктуа лизации консерва тивной ид еологии реш аю тся весьма п росто: концеп цию с амод ержа вной мона рхии необход имо ис пользовать д ля разра ботки ид еи « сильн ой госуд а рственной вла сти» а вторита рн ого типа , п ред ста вления об имп ерской мод ели можно п ревратить в уч ение о новом российском унита ризме, русскую на циона листич ескую риторику п устить в ход в борьбе с этн окра тич еским национализмом « нерусских» субъ ектов РФ , их хронологич ески п ервым было ой элиты , ч то п ривело к тому, ч то
Стр.7
8 ста вку на п равосла вие стержень рус ской госуд арственн историч еских условиях, введя на общегосуд арственн п репод а вание осн и п ра вославную церковь (« д уховный ости и культуры» ) возрод ить в новых ом уровне ов п ра восла вия в ш коле и обязав вы сш их ч иновников время от времени отста ива ть д лительные церковные службы в У с п енском соборе М осковского К ремля, и т.д . С под обной точ ки зрения, у лю бой консерва тивной ид еи поза п рош лого века есть возможность реализоваться с некоторы ми видоизменениями в России XXI в. Р а бота историков конца 80-х - п ервой половины 90-х гг. XX в. сосредоточ ила сь п режде вс его на изуч ении эмп ирич еской ба зы рус ского консерва тизма : в потоке ста тей и монографий и поны не явно п реобла д ают труды , посвященные кон рус ского консерва тизма . М ожно д аже говорить о некоей позитивистской « зацикленности» историков на конкретных фигурах, н кретным п ерсона лиям, клю ч евым фигурам осителях консерва тивной ид еологии и п ра ктиках этого теч ения. Если за д а ться целью обобщить эти ра боты ра ди созд ания относительно целостной ка ртины , то надо п ризна ть, ч то та кая цель вполне достижима , поскольку ч ерез п ерсона лии отч етливо п росма триваю тся контуры феномена русского консерва тизма на всем историч еском п ути его развития. Р а зумеется, все эти работы неоднород ны по своим а ка д емич еским достоинствам, степ ени п роработанн ости источников и знанию историографии п роблемы, а вторы их ис повед уют различные политич еские взгляды , и, соответственно, они на п ис а ны в соверш енно ра зных д искурсах – от кра йне п ра вого до либера льно-консервативн ого и объ ективистского, но так или иначе, общая ка ртина эволю ции рус ского конс ерватизма – от М . М . Щ ерба това до п раво-мона рхистов на ча ла XX в. – в них с фа ктич еской стороны в основн ом вос созд а на 10. О бращение к под обн ой п ра ктике, с на ш ей точ ки зрения, является за кономерным этапом на учной работы : рос сийским историкам необход имо было п режде всего на коп ить зна ч ительный фа ктич еский ма териал, обобщениям и метод ологич еским поискам. М ожно конста тировать, ч то на ступ ил момент, когда во мн п режде чем п риступ ать к теоретич еским ожестве созд анные « историч еские портреты» явно нужд аю тся в выходе на более вы сокий, « п анорамны й» , уровень обобщений. Т ем не менее, есть п рич ины , по которым это п роисход ит пока явно в недоста точн нед вусмы сленных политич еских оценок, нежелание ой степ ени. О д на из них – боязнь ч етких и вп а сть в важны ми, ч ем их интерп рета ция» 11). А та кого рода установка неизбежно п ривела к п реобла д анию жанра историч еского портрета , нарра тива с минимумом ана литич еских вы кла д ок. У этого под хода есть свои п лю сы , в ид еологич еское менторство и д огматизм бы лых д есятилетий, за ста вляю щее избегать ш ироких научных обобщений. К роме того, формальный отказ от марксистско-ленинской метод ологии отню дь не соп ровожд а ется а втома тич еским усвоением новых ис след ова тельских под ход ов и метод ов. В этих условиях позитивизм стал п реобла д а ющим метод ом на учн ого исслед ования («фа кты являю тся гораздо более
Стр.8