1
Ф Е Д Е РАЛ Ь Н ОЕ АГ Е Н ТС ТВО ПО О БРАЗО ВАН ИЮ
РО С С И Й С КОЙ Ф Е Д Е РАЦ ИИ
В О РО Н Е Ж С КИЙ Г О С У ДАРС ТВ Е Н ЫЙ У Н И В Е РС И ТЕТ
М инаков А. Ю .
Р анние р усс к ие к о нсе
пе
тве
по с пе
У че
ци
р ваторы
р вой че р ти XIX в.
бное пособие (020700)
ально сти 030401 – И с то р ия
ОПД. Ф. 02.
Во ро неж
2005
Стр.1
3
Вве ниеде
XIX в.»
У ч ебное пособие « Р анние русские консерва торы п ервой ч етверти
п редна знач ено д ля студ ентов историч еского фа культета
Воронежского госуд арственного университета , с п ециа лизирую щихся по
кафед ре истории России.
К онсерва тизм возник в конце XVIII в. как реа кция на рациона лизм и
инд ивид уа лизм Нового времени, теорию Прогрес са , револю ционные
изменения в мире,
а ктуа лизацию
обес п еч ивающих эволю ционн
позитивных тра д иций и ценностей
ое орган
которого ха рактерны культ сильного госуд а рства , п риоритет его над
интерес а ми инд ивида , понимание естественн
соответственно п ризнание необход имости общественн
ой иера рхии. О дн
ой
из важнейш их ценностей д ля консерва тизма является религия, которая,
согла сно воззрениям консерва торов, п рид а ет смы сл истории и отд ельной
ч еловеч еской личн
консерва тизма к Ratio, неп риятие абсолю тизации его возможностей,
понимание огранич енн
ости. О тсю да вы тека ет та кже скеп тич еское отнош ение
ости и несоверш енства
(“греховн
ч еловеч еской п рироды , то,
ч то обычно
обознач а ется как
антира циона лизм. След ует под ч еркнуть и весьма ха рактерный д ля
больш инства консерва торов ан
тиинд ивид уа лизм. С точ ки зрения
больш инства консервативных д октрин п риоритетное зна ч ение имеют
интересы целого, на д ынд ивид уальных ценностей (Бог, на ция, госуд а рство,
общество и т.д .), а не отд ельн
ой личности.
церкви,
Д ля консерва тизма хара ктерен культ не только сильн
религии и нра вственн
п а триотизма , с амобы тной национальн
институтов, которые вы ступ ают основн
ого госуд а рства ,
ости, но и семьи, ш колы , а рмии,
ой культуры , т. е. тех общественных
ы ми п роводниками и хранителями
тра д иции. Сю да же можно доба вить и та кие типологич еские ч ерты
консерва тизма , как понимание конкретно-историч еской обусловленн
ости
уровня п рав и свобод , п ра гма тизм, зд ра вый смы сл.
К онсерва тизм п ри этом п ротивостоит ид еологиям, в основе которых
лежат ценности п ротивоположного поряд ка : а теизм, ма териа листич еская
ориента ция политики, мора льный релятивизм, культ ра с суд ка ,
рациона лизм,
ан
п риоритет интересов инд ивида над
титра д иционализм, универс а лизм, космополитизм,
интерес а ми госуд арства ,
инд ивид уа лизм, ра венство, культ личных п рав и свобод , п риверженность
теоретич еским мод елям, культ п еремен и револю ционных изменений.
В случ ае необход имости социа льных п еремен конс ерва тизм требует
п ри их осуществлении ч резвы ча йной осторожности и постеп енности. При
этом было бы неверно трактовать кон
с ерва торов как п ротивников всего
ости”)
как ид ейное теч ение, ставящее своей целью
п рош лого,
ич еское развитие общества , д ля
ого нера венства лю д ей и
Стр.3
6
Иначе обстоит д ело со ш колой П. А . За йон
ч ковского. В
фунд амента льных труд ах этого видного советского историка ,
посвященных внутренней политике с амод ержавия в 70-90-х гг. XIX в.
вп ервые, после весьма зна ч ительного п ереры ва , бы ли созд а ны яркие, хотя
и политич ески тенд енциозные (с оч евидной огляд кой на « ма рксистсколенинскую
методологию» ) историч еские портреты та ких вид ных русских
конс ерва торов, как Н. П. И гна тьев, М . Н. К а тков, К . П. Победон
осцев, Д .
А . Т олстой, В. П. М ещерский, ис след овано их влияние на формирование
того политич еского курса , который в советской историографии получ ил
название « контрреформ» 6.
изуч ение раннего рус ского консерва тизма конца XVIII - п ервой трети XIX
в., то позитивистской ш колой За йон
изуч ение зрелого рус ского консерва тизма 1870-1890-х гг.
О д н
консерва тивной п роблематики, бы ла
объ ективности на учн
ой ра боты снижала сь,
Если ш кола Л отма на « реа билитировала»
ч ковского было реа билитировано
ой из ха ра ктерных ч ерт тогд ашних ис следований, ка с аю щихся
та ,
ч то степ ень на учной
в силу возра стаю щей
ид еологизации историч еской на уки, по мере хронологич еского
п риближения объ екта ис след ования к советскому п ериоду.
Примерно к на ча лу 70-х гг. XX в. обозна ч илась тенд енция к
вы д елению истории рус ского консерва тизма как с амостоятельного
на п ра вления7. До этого те или иные сю жеты , связанные с консерва тивн
ой
п роблема тикой, ра с сма трива лись в рамках более ш ироких тем, п режде
вс его, внутренней политики с амод ержа вия. В конце 70-х гг. появляю тся
п ервые крупные ис следования,
посвященные целиком и полностью
консерва торам XIX в. На ряду с п роч ими, необход имо вы д елить
новаторский д ля того времени труд В. А . Т ва рд овской о М . Н. К а ткове (в
д анном случае ис следова тельница творч ески ра звила од ну из тем своего
уч ителя – П. А . За йон
ч ковского)8, который по бога тству фактич еского
ма териа ла до сих п ор не п ревзойд ен в современном « ка ткововед ении» .
М он
ове, К . П. Побед он
ости» , о Н. Я. Д анилевском, К . Н. Л еонтьеве, В. В.
осцеве и др.9 Вп роч ем, такого рода ра боты
ография Т вард овской д а ла мощный имп ульс на учному сообществу в
изуч ении рус ского консерва тизма , как минимум – с пособствова ла
формированию стойкого и неп реход ящего интереса к этой тема тике. В 7080-е
гг. появились монографии о сла вянофилах, ста тьи об ид еологии
« официа льной народн
Р озан
п род олжа ли оста ва ться исклю ч ением.
Если поп ы та ться в целом оценить степ ень ис следовательского
интереса к рус скому конс ерва тизму в советскую эпоху, то он был невелик
и явно уступ ал по колич ественным ха рактеристикам ис следованиям,
посвященным д ругим нап ра влениям русской общественн
послед ней трети XVIII
- на ч а ла XX в., на п ример, ма рксизму,
на роднич еству и либерализму. Р а бот по консерва тизму, в луч ш ем случае,
на с ч иты вались д есятки, ч то же ка с а ется д ругих ид ейных на п ра влений, в
особенн
ости револю ционных, то зд есь с ч ет ш ел на ты сячи, если не
ой мы сли
Стр.6
7
больше, наименований. Прич ина этого бы ла оч евид на : объ ективная
общественная потребн
ость в том, ч тобы п реод олеть рос сийское « кра сн
ой мон
ое
смещение в политич еском с п ектре» (Д . Га лковский), возникш ее в XIX и
а бсолю тно доминирова вш ее в XX в., не могла реа лизова ться в условиях
а бсолю тн
ополии госуд арственной ид еологии, имеющей мощную
анти-тра д иционалистскую и анти-консервативную род ословную .
Ситуация существенно изменилась после на ч а ла горба ч евской
ости» . В конце 80-х гг. ста ла стремительно реа лизовы ва ться
ость на учного сообщества в п реод олении возникш ей
« гла сн
естественная потребн
д ис п ропорции в изуч ении общественно-политич еской мы сли. Помимо
п ричин ч исто а ка д емич еского свойства , у « конс ервативного бума»
ока за лись и д ругие: политич еские, п рич ем степ ень их возд ействия на
собственно на учные ис следования, как нам п ред ста вляется, усилива ется с
кажд ым год ом. О тметим осн
овные п рич ины на ра стания консерва тивных
на строений в обществе, мировоззренч еские ценности и мотива ции,
которые стимулирова ли и в какой-то мере формирова ли соответствующие
ис след ова тельские д искурсы . Среди н
ч а сть ее ока за лась готовой вос п ринять конс ерватизм в ка ч естве
естественного ид еологич еского п ротивовеса и оп понента всякой
« левизне» . По мере относительн
на ч а вш ихся с 1992 г., стало нара стать и созна тельн
« на вязанн
понач а лу антикоммунистич еский оттенок,
отторжение от коммунистич еской ид еологии, скомп рометировавш ей себя
в гла зах больш инства интеллектуальн
ого неус п еха либера льных реформ,
ое отталкивание от
ого За п а дом» либерализма . Сп рос на консерва тизм, имевш ий
п риобрел теп ерь ч етко
звучащий антилиберальный (антибуржуазный) а кцент. Са ма верховная
вла сть, еще п ри Ельцине, заявила о необход имости формулировки
национальной ид еи, что было вос п ринято носителями сформирова вш егося
к тому времени п ра вого д искурса как своего рода « сигнал к реш ительным
д ействиям» . В этих условиях Н. М . К а рамзин, С. С. У ва ров, Н. Я.
Д анилевский, К . Н. Л еон
тьев, К .П. Побед он
осцев, И .А . И льин и т.д . ста ли
« вла стителями д ум» ча сти интеллектуа льной элиты и на учного
сообщества . Р ус ский консерва тизм вос п ринимался этими лю д ьми как
искомая рус ская национальная ид ея, которую лишь необход имо
а ктуа лизировать в п ринцип иально новой обстан
овке. В на след ии
консерва торов XIX - на ч а ла XX в. ста ли оты скива ть « ценные элементы» ,
п ризванные под тверд ить тезис, ч то их ид еи, которые « так и не бы ли
ис пользова ны тогд а шней вла стью , и сегод ня не утратили своего
зна ч ения» . В рамках под обного д искурса все п роблемы по а ктуа лизации
консерва тивной ид еологии реш аю тся весьма
п росто: концеп цию
с амод ержа вной мона рхии необход имо ис пользовать д ля разра ботки ид еи
« сильн
ой госуд а рственной вла сти» а вторита рн
ого типа , п ред ста вления об
имп ерской мод ели можно п ревратить в уч ение о новом российском
унита ризме, русскую на циона листич ескую риторику п устить в ход в
борьбе с этн
окра тич еским национализмом « нерусских» субъ ектов РФ ,
их хронологич ески п ервым было
ой элиты , ч то п ривело к тому, ч то
Стр.7
8
ста вку
на
п равосла вие
стержень рус ской госуд арственн
историч еских условиях, введя на общегосуд арственн
п репод а вание осн
и п ра вославную церковь (« д уховный
ости и культуры» ) возрод ить в новых
ом уровне
ов п ра восла вия в ш коле и обязав вы сш их ч иновников
время от времени отста ива ть д лительные церковные службы в У с п енском
соборе М осковского К ремля, и т.д . С под обной точ ки зрения, у лю бой
консерва тивной ид еи поза п рош лого века есть возможность реализоваться с
некоторы ми видоизменениями в России XXI в.
Р а бота историков конца 80-х - п ервой половины 90-х гг. XX в.
сосредоточ ила сь п режде вс его на изуч ении эмп ирич еской ба зы рус ского
консерва тизма : в потоке ста тей и монографий и поны не явно п реобла д ают
труды , посвященные кон
рус ского консерва тизма . М ожно д аже говорить о некоей позитивистской
« зацикленности» историков на конкретных фигурах, н
кретным п ерсона лиям, клю ч евым фигурам
осителях
консерва тивной ид еологии и п ра ктиках этого теч ения. Если за д а ться
целью обобщить эти ра боты ра ди созд ания относительно целостной
ка ртины , то надо п ризна ть, ч то та кая цель вполне достижима , поскольку
ч ерез п ерсона лии отч етливо п росма триваю тся контуры феномена русского
консерва тизма на всем историч еском п ути его развития. Р а зумеется, все
эти работы неоднород ны по своим а ка д емич еским достоинствам, степ ени
п роработанн
ости источников и знанию историографии п роблемы, а вторы
их ис повед уют различные политич еские взгляды , и, соответственно, они
на п ис а ны в соверш енно ра зных д искурсах – от кра йне п ра вого до
либера льно-консервативн
ого и объ ективистского, но так или иначе, общая
ка ртина эволю ции рус ского конс ерватизма – от М . М . Щ ерба това до
п раво-мона рхистов на ча ла XX в. – в них с фа ктич еской стороны в
основн
ом вос созд а на 10. О бращение к под обн
ой п ра ктике, с на ш ей точ ки
зрения, является за кономерным этапом на учной работы : рос сийским
историкам необход имо было п режде всего на коп ить зна ч ительный
фа ктич еский ма териал,
обобщениям и метод ологич еским поискам. М ожно конста тировать, ч то
на ступ ил момент, когда во мн
п режде чем п риступ ать к теоретич еским
ожестве созд анные « историч еские портреты»
явно нужд аю тся в выходе на более вы сокий, « п анорамны й» , уровень
обобщений. Т ем не менее, есть п рич ины , по которым это п роисход ит пока
явно в недоста точн
нед вусмы сленных политич еских оценок, нежелание
ой степ ени. О д на из них – боязнь ч етких и
вп а сть в
важны ми, ч ем их интерп рета ция» 11). А та кого рода установка неизбежно
п ривела к п реобла д анию жанра историч еского портрета , нарра тива с
минимумом ана литич еских вы кла д ок. У этого под хода есть свои п лю сы , в
ид еологич еское менторство и д огматизм бы лых д есятилетий,
за ста вляю щее избегать ш ироких научных обобщений. К роме того,
формальный отказ от марксистско-ленинской метод ологии отню дь не
соп ровожд а ется а втома тич еским усвоением новых ис след ова тельских
под ход ов и метод ов. В этих условиях позитивизм стал п реобла д а ющим
метод ом на учн
ого исслед ования («фа кты являю тся гораздо более
Стр.8